|
Н. Беляева,
Влияние вязкости краски на тонопередачу
В последнее время в нашей стране растет интерес к растровой многокрасочной трафаретной печати. Развитие полиграфических технологий, повышение уровня и качества воспроизводимых изображений выдвигает новые требования и к трафаретному способу. Однако здесь практики сталкиваются с рядом проблем, превращающихся порой в непреодолимый барьер на пути к расширению возможностей способа в область полутонового воспроизведения. Некоторые полиграфисты высказывают недоумение по поводу стремления трафаретной печати одолеть высоты воспроизведения растровых изображений. Казалось бы, действительно, стоит ли? Ведь есть плоская офсетная, глубокая и высокая печать, а трафаретный способ можно использовать для воспроизведения штриховых изображений и совершенствовать в этом направлении. Однако, если отвлечься от полиграфии и пристальней взглянуть на нужды других отраслей промышленности, это стремление становится понятным. До сих пор в некоторых отраслях, например, фарфоровой, многокрасочные изображения воспроизводятся без растрирования, посредством наложения большого количества красок (6–10 и более). При необходимости передачи полутонов последовательно накладываются краски одного цветового тона, но различной насыщенности. Таким образом, для передачи хотя бы четырех градаций необходимо последовательное наложение четырех красок, а это значит — изготовление четырех диапозитивов и печатных форм с них и четырех краскопрогонов. Очевидно, что такие работы становятся очень дорогими, и вполне объяснимо стремление поиска иных подходов к решению задач полутоновой печати.
Каковы же основные проблемы растровой трафаретной печати? Их, как минимум, три. Во-первых, это невысокая разрешающая способность, ограничивающая размер наименьшего воспроизводимого элемента, а следовательно, линиатуру воспроизводимого растра. Во-вторых, муарообразование на однокрасочных оттисках. В третьих, непредсказуемые градационные искажения. Первые две проблемы есть следствия одной причины — экранирующего влияния трафаретной сетки, являющейся основой печатной формы.*
Растровый элемент печатной формы (печатающий и пробельный), сформированный в копировальном слое, должен быть как минимум в три раза больше диаметра нити сетки или размера ее ячейки. В противном случае в светах изображения краска не попадет на запечатываемый материал, а в тенях растровые пробельные элементы копировального слоя формы не закрепятся надежно на нитях сетки и провалятся сквозь ячейки. Исходя из сказанного, при использовании современных высоколиниатурных сеток (с плотностями 180–200 нит/см) можно печатать изображения с линиатурой растра до 60 лин/см, воспроизводя интервал относительных площадей 10–90%. При этом необходимо использовать краски УФ-отверждения, так как краски, высыхающие посредством испарения растворителя, имеют тенденцию подсыхать на сетке в процессе печати и забивать самые мелкие ячейки. Использование красок, высыхающих на воздухе, ограничивает плотность сетки значением 165 нит/см и, следовательно, линиатура растра не может превышать 50 лин/см.
Однако при попытке воспроизводить такие высоколиниатурные для этого способа изображения мы сталкиваемся с проблемой муарообразования. Его причина — наложение периодической структуры растра на периодическую структуру сетки. В результате в процессе печатания растровые точки, которые должны иметь одинаковую площадь, формируются различным количеством краски. На оттиске образуется муар в виде полос или квадратов. С муаром принято бороться, поворачивая растровую структуру относительно нитей сетки на определенный угол. Наименее «опасным» считается угол 45°. Однако даже соблюдение этого угла не гарантирует отсутствия муара. К тому же, чтобы избежать муара, образующегося вследствие наложения растровых структур различных красок, необходимо изменять угол поворота растра. Таким образом, невозможно придерживаться «безопасного» угла относительно нитей сетки для всех красок триадной печати. Наиболее эффективным способом борьбы с муарообразованием является увеличение соотношения плотности сетки и линиатуры растра. Это дает возможность увеличить количество ячеек сетки на площади одного растрового элемента, что сглаживает влияние случайного его попадания в структуру сетки на количество прошедшей сквозь форму краски. Величина наименьшего относительно безопасного с точки зрения муара соотношения — 6. Если его придерживаться, самая высокая возможная линиатура — 35 лин/см. Такая линиатура вполне приемлема в случаях, когда не обойтись без трафаретного способа: для изготовления крупноформатной рекламной продукции, многих видов упаковки, изделий из фарфора, фаянса, стекла, керамики, при нанесении изображений на ткани, кожу, изделия из дерева и металла и т. п. Повышение же линиатуры воспроизводимого растра возможно путем повышения линиатуры выпускаемых сеток, но это дело будущего. Еще один эффективный способ борьбы с муаром — использование стохастического (нерегулярного) растрирования. При этом необходимо правильно определить минимальный размер растрового элемента. Однако возможные градационные искажения в этом случае могут быть значительными. Эта тема чрезвычайно интересна и актуальна для трафаретной печати, но в настоящее время практически не разработана. Исследования в этой области должны базироваться на исследовании механизма формирования растрового элемента малой площади, а также характера и причин градационных искажений при печатании растрированных изображений с амплитудной (традиционной) модуляцией.
Таким образом, анализируя возможности предотвращения муарообразования, мы подошли к третьей проблеме — искажениям тонопередачи. Эта проблема свойственна всем способам печати. Так, например, в офсетном плоском способе основной причиной искажений является увеличение размера растровой точки вследствие растискивания краски за пределы печатающих элементов, а также проскальзывание офсетного полотна. Эти явления и влекомые ими градационные искажения хорошо изучены и учитываются на допечатной стадии. То есть искажения тонопередачи, вносимые на стадии печатного процесса, компенсируются при изготовлении фотоформ. Характер и причины градационных искажений в трафаретной печати изучены мало, поэтому на сегодняшний день практически нет возможности прогнозировать их и компенсировать при изготовлении диапозитивов. При этом проблема градационных искажений часто серьезно осложняет возможность качественного воспроизведения полутоновых изображений трафаретным способом. Растровая трафаретная печать в этом смысле выходит за пределы технологии в область искусства. В нашей стране не так много печатников-трафаретчиков, которые на основании своего опыта могут подобрать параметры печатной формы и режимы печатания, обеспечивающие наименьшие искажения градаций. А потребность в качественной растровой трафаретной печати постоянно растет.
* Здесь под термином трафаретная печать подразумевается печать с форм на сетчатой основе, так как гравированные трафаретные формы в настоящее время используются крайне редко. — Прим. авт. |
|
||||||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||||||