Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №3 (9), июнь 1999 г.


Чем определяется светостойкость?

На светостойкость оттиска оказывают существенное влияние следующие факторы:

  • освещение (его природа и сила): чем больше в спектре облучающего света УФ-лучей и чем он интенсивнее, тем ниже светостойкость;
  • концентрация пигмента: с ее уменьшением (разбеливание или разбавление краски) светостойкость оттиска снижается;
  • химическая природа пигмента;
  • толщина слоя краски: более толстый слой имеет большую светостойкость;
  • вид печатаемого изображения: плашки более светостойки, чем растровые картинки;
  • свойства бумаги, главным образом рН. Бумага может содержать вещества, вступающие в фотохимическую реакцию с пигментом. Впитывающие бумаги дают более тусклый оттиск, а снижение блеска ведет к снижению светостойкости;
  • относительная влажность воздуха: чем она выше, тем быстрее разрушается красочная пленка.

График на рис. 2 показывает, насколько разным может быть поведение красок 5 и 6 степеней светостойкости в разные времена года.

Рис. 2.
Светостойкость красок в разные времена года

На практике меняющаяся толщина красочного слоя и запечатываемый материал оказывают значительное влияние на светостойкость. Следует иметь в виду, что тонкие слои имеют меньшую светостойкость, чем слои большой толщины. Имеет значение и оттенок субстрата: если оттиск сделан полупрозрачными красками на слегка желтоватом запечатываемом материале, то даже применение красок с высокой светостойкостью не даст желаемого эффекта, и тон краски под действием света все равно изменится.

При определении светостойкости будущего оттиска необходимо руководствоваться следующими соображениями:

  • слои большой толщины и краски с высокой пигментацией, как правило, обладают более высокой светостойкостью по сравнению с осветленными тонами;
  • осветление красок лазурными или прозрачными белилами снижает светостойкость краски;
  • при смешивании красок светостойкость смеси всегда определяется по краске с меньшей светостойкостью;
  • тонкие растры имеют меньшую светостойкость по сравнению с плашками;
  • для получения светостойкого оттиска необходимо пользоваться материалами без желтизны.

Влияние отделки поверхности

Отделка поверхности, например, каширование или УФ-лакировка, как правило, не дают улучшения светостойкости, так как свет почти беспрепятственно проходит сквозь слои пленки и лака. К сожалению, добавление поглотителя УФ-лучей при нанесении покрытий также не дает заметного улучшения светостойкости.

Светостойкие флексографские краски

Приведенные выше сведения о светостойкости относятся к краскам для всех видов печати, в том числе и к флексографским.

Большинство видов упаковочной продукции, которые печатаются этим способом, подвергается действию солнечного света, поэтому флексографские краски должны обладать хорошей светостойкостью. Это необходимо учитывать при их выборе. Например, светостойкость флексографских красок Jaenecke+Schneemann составляет 4–8 единиц по шерстяной шкале в зависимости от цвета и типа краски. Наиболее стойкими являются спирторазбавляемые краски для печати на всех видах самоклеящихся пленок, металлизированных и самоклеящихся бумагах, на фольге. Также очень хорошей светостойкостью (6–8 единиц) обладают водоразбавляемые краски для печати этикеток и обоев. Краски для картона и бумаг имеют показатели от 4 до 7 единиц. У двухкомпонентных красок для печати на всех видах колбасных оболочек светостойкость, наверное, далеко не самый важный параметр, и тем не менее, эта группа красок обладает светостойкостью 5–7 единиц.

Выбирая краску для будущей продукции, необходимо иметь в виду ее срок службы и условия использования. Неправильно определенная светостойкость будущего оттиска неизбежно приведет к рекламациям от заказчиков.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner