|
Самая большая и наиболее разнообразная группа красок. Включает краски для фронтальной и внутренней печати, универсальные и двухкомпонентные краски. Каждая из названных подгрупп подразделяется на серии в зависимости от типа связующего. Каждая серия краски ориентирована на определенный тип материала, продукции или технологического процесса. Производителю упаковки необходимо поддерживать тесный контакт с поставщиком печатной краски для получения полной и развернутой информации по каждому конкретному типу и серии краски, применяющейся или выбираемой для печати на конкретном материале. Ассортимент материалов, запечатываемых красками на основе растворителей, огромен — от бумаги до алюминиевой фольги через весь спектр применяемых полимерных пленок. Как правило, качество оттисков достаточно высокое и могло бы удовлетворить любого заказчика, если бы не экологические требования и нормы стандартов для пищевой и некоторых других типов упаковки.
Традиционно эти краски применяются для печати на впитывающих поверхностях — бумаге и картоне. Неоспоримое преимущество водоразбавляемых красок состоит в том, что большую часть растворителя можно заменить водой. Это особенно актуально в связи с возрастающим экологическим контролем за выбросами растворителей в атмосферу. Но наряду с экологическими преимуществами существует ряд недостатков: печатнику необходимо пристально следить за процессом пенообразования в краске, постоянно поддерживать уровень pH, трудно удалять краску с узлов печатной машины. Кроме того, повышен расход электроэнергии для сушки.
На сегодняшний день лишь немногие производители упаковки могут позволить себе применять УФ-краски — из-за их высокой цены (они в 2,5–3 раза дороже, чем спирторастворимые) и больших затрат на электроэнергию для сушки (полимеризации) в УФ-лучах. Но наряду с этими недостатками есть и неоспоримые преимущества: великолепный глянец, высокая стойкость к термосвариванию и стерилизации, лучшее воспроизведение растровых точек, малый остаток растворителя (может присутствовать из-за несоблюдения технологии), нет необходимости в очистке выбрасываемого в атмосферу воздуха. Спектр запечатываемых материалов такой же, как и у красок на основе растворителей. На сегодняшний день разработка УФ-красок является перспективным направлением для многих фирм.* При выборе краски для запечатывания упаковочного материала необходимо придерживаться определенных технологических ограничений. Так, для печати на полиэтилене применяются краски, которые могут не обладать высокой термостойкостью, так как ПЭ сваривается при довольно низкой (90–120°С) температуре. В краску можно не вводить большинство добавок, необходимых для печати по другим материалам. Необходимым условием является проверка активации поверхности для оптимальной адгезии краски. Для печати на ориентированном полипропилене нужны специальные краски, что объясняется особенностями строения его поверхности и достаточно высокой температурой сварки (около 160°С). В состав таких красок должна входить специальная добавка — активатор адгезии (ацетилацетон). Необходимость этой добавки объясняется тем, что со временем активация поверхности снижается, и адгезия краски к материалу становится хуже. Для печати на немелованной бумаге и картоне используются водоразбавляемые краски, на мелованной бумаге — краски на основе растворителей. Применение водоразбавляемых красок снижает себестоимость процесса, но во многих случаях они непригодны по качеству оттиска (низкая насыщенность цвета, технологические сложности в печатном процессе). При печати на бумаге необходимо дополнительное лакирование оттисков из-за малой устойчивости красочной пленки к истиранию. Применение красок на основе растворителей для печати на бумагах с небольшой массой (50 г/м2 и меньше) может привести к тому, что краска, просачиваясь насквозь, будет прилипать к печатному цилиндру и накапливаться на нем. В этом случае необходимо перейти на водоразбавляемые или модифицированные краски. На основании изложенного можно определить критерии, необходимые для выбора оптимальных пар запечатываемых материалов и красок для производства упаковочной продукции. Универсальность. Этот критерий подразумевает: а) возможность использования краски для печати на максимальном количестве материалов, б) возможность использования материала для максимального числа видов упаковочной продукции. Повторяемость. Краски разных производителей по своим цветовым характеристикам не должны сильно отличаться друг от друга. При смене краски технологический процесс только корректируется, в противном случае он должен полностью строиться заново. К материалам производитель предъявляет еще более жесткие требования. А стандарт на флексографские краски все еще не установлен. Потребительский. Для его определения необходимо знать особенности, достоинства и недостатки упаковываемой продукции. Нужно точное знание применимости запечатываемого материала в качестве упаковки для данного продукта и особенности изготовления упаковки у заказчика (тип упаковочного автомата, специальные требования к материалу с печатью). Физико-химический. Для определения этого критерия необходимо знание возможности применения выбранных материалов и красок для упаковки данного вида продукции. В частности, особо важное значение имеют санитарно-гигиенические свойства материалов, красок и их сочетание с продуктом. Технологический. Для его применения нужно знать особенности взаимодействия запечатываемого материала, краски и упаковываемой продукции. Выбор краски должен строго соответствовать типу запечатываемого материала, возможности воспроизведения дизайна выбранными красками на соответствующих материалах существующим оборудованием. Экономический. По возможности сбалансированное соотношение «цена-качество». Экологический. Возможность утилизации отходов промежуточных стадий процесса, использованной упаковки, а также минимальное отрицательное воздействие на человека и окружающую среду.
* Специалисты считают, что в ближайшем будущем стоимость УФ-красок и лаков приблизится к спирторастворимым. Существуют расчеты, которые показывают, что пониженный расход УФ-красок по сравнению со спирторастворимыми практически компенсирует их высокую цену — при лучшем качестве оттисков. — Прим. ред.. |
|
|||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
||||||||||||||