Читателям:
Содержание
всех номеров

Читальный зал
Избранные статьи

Обсуждение
Читательская
конференция

Ликбез
Основы
флексографии

Поиск
по сайту

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…

График выхода

О журнале
«Флексо Плюс»

 

Авторам и рекламодателям:
Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 

Ассоциация флексографской печати:
 
«Флексо Плюс« №4 (10), август 1999 г.


Управление цветом в упаковочном производстве

Управление цветом (Color management) — едва ли найдется другая тема, которой посвящено столько статей в полиграфических журналах. Правда, в большинстве этих статей нет глубокого понимания специфических особенностей печати на упаковке, в основном из-за интенсивного использования специальных красок. Уже пятая печатная краска (сверх четырех основных) создает, с точки зрения возможных комбинаций красок, слишком большое число дополнительных вариантов.

Четыре ступени управления цветом в упаковочном производстве

В нижеприведенной таблице рассматриваются упомянутые варианты и их последствия. Приводятся четыре ступени управления цветом в производстве упаковки.

Системы управления цветом и воcпроизведение красок цифровыми цветопробными устройствами

Краски и их комбинации
Обычная издательская система
Система Du Pont CromaNetв
Система BARCO Graphics
 
Возможность воcпроизве-
дения
Качество
Система управления цветом (CMS)
Возможность воcпроизве-
дения
Качество
CMS
Возможность воcпроизве-
дения
Качество
CMS
Основные краски CMYK и их наложение
хорошая
приемле-
мое
НИС
есть (1)
очень хорошее
DС 4.1
есть (1)
очень хорошее
Kaleido-
scope
Изолированные дополнительные краски
частичная
?
НИС
есть
удовлетвори-
тельное (2)
DС 4.1
есть
хорошее (2)
Kaleido-
scope
Дополнительные непрозрачные краски с наложением
нет
?
 
есть
тестируется
DС 4.1.5
есть
удовлетвори-
тельное (3)
Kaleido-
scope Plus
Дополнительные непрозрачные краски с наложением на основные
нет
?
 
есть
тестируется
DС 4.1.5
есть
удовлетвори-
тельное
Kaleido-
scope Plus
Примечания: (1) Эталонный тест для определения, какая CMS дает лучшие результаты, пока отсутствует. (2) Предварительный эксперимент дал хорошее качество Kaleidoscope Plus. Краски, выбранные для этой цели, должны определяться более точно, так как система Pantone не стандартизована. (3) Требует более точного исследования. Воспроизведение красок должно быть несколько хуже, чем для стандартных красок с полной характеристикой.

Необходимо хорошо разобраться в трех названных рабочих потоках и далее показать, что не все производители систем управления цветом имеют одинаковое представление о специфических потребностях печати на упаковке. Большинство так часто описываемых систем управления цветом остаются на первой ступени или разве что слегка «царапают» вторую ступень. Однако более справедливо будет сказать, что затраты, необходимые для подъема на более высокую ступень, являются значительными и только небольшому числу производителей представляются осмысленными и необходимыми.

Цифровые допечатные процессы, бесспорно, требуют цифровой (контрактной) цветопробы. Автор хотел бы отложить на следующий раз освещение различных целей, потребностей, преимуществ и способов ее получения.

Объявленный в свое время как находящийся в разработке способ LAT (Laser Ablation Transfer) поступил в продажу как система цветопробы Polaroid Pola-Proof. Все получилось не совсем так, как было обещано ранее. Стоимость системы составляет порядка 150 тыс. долл. США, но, судя по сообщениям, заинтересованная публика была не слишком этим удивлена. Кроме того, со стороны изготовителей, вероятно, было сделано ошибочное заявление (или их неправильно поняли), которое заключалось в том, что в будущей системе будут применяться «настоящие печатные краски», а на самом деле используется ограниченное число видов цветной фольги для их имитации.

Начальная эйфория сменилась довольно сильным разочарованием. Но все-таки этот случай поможет рассмотреть следующий вопрос: а продвинет ли нас вперед растровая цифровая цветопроба?

Ответ на этот вопрос может показаться странным: вероятно, нет! Непреходящее желание многих заказчиков и типографий получить растрированную цветопробу поначалу кажется вполне понятным с печатно-технической точки зрения, но при более близком рассмотрении едва ли оправданным именно технически (по меньшей мере это так же нерационально, как нерационально снова возвращаться к изготовлению настоящих печатных форм и пробной печати, что с точки зрения расходов не лезет ни в какие ворота). Забавно, что причина этому — управление цветом. «Правильные» цветопробы должны, в первую очередь, правильно, точно воспроизводить цветное изображение! Для получения растровой цветопробы система управления цветом неизбежно включается в управление величиной растровых точек, чтобы можно было обеспечить цветовое соответствие конечному оттиску на тиражной машине. И чем сильнее отличаются основные цвета тиражного оттиска от полученных на цветопробе, тем сильнее должно быть вмешательство системы управления цветом. Известно, что для флексографской печати особенно характерно довольно частое заметное отклонение по плотности и тону красок, используемых для печатного процесса, от стандартных основных красок, по которым калибруются имеющиеся в распоряжении полиграфистов способы цветопробы (как теперь известно, способ Pola-Proof также не является исключением). Таким образом, если растровые точки, которые видны на такой растровой цветопробе, нельзя сделать одинаковыми по тону, они остаются такими же на тиражном оттиске. Конкретный пример: тиражная машина печатает несколько более «слабую» или «теплую» голубую, чем на растровой цветопробе. В ответ на это система управления цветом вместо сплошного голубого тона использует в цветопробе высокий процент растровой точки (например, 90%), соответственно подгоняются оставшиеся тоновые градации голубого, и поверх общего интервала плотностей с низкой градацией пурпурного накладывается дополнительный голубой. Таким образом, уже из-за такого достаточно безобидного различия голубого могут под действием системы управления цветом произойти искажения тоновых градаций на больших участках печатного изображения. Так какой же прок от растра для цветопробы в этом случае? Ответ один: никакого. В таком случае, зачем же нужно растрировать цифровую цветопробу?

Проблемы, связанные с растровой цифровой цветопробой

Впрочем, эту проблему не решают и аналоговые растровые цветопробы, где основные краски, применяемые в процессе печатания, могут влиять на результат только в очень незначительной степени, поскольку здесь все «управление цветом» ограничивается регулировкой градационной кривой, в то время как цветовой тон определяется красящим веществом (тонером).

Единственный достойный упоминания представитель этой категории систем цветопробы — это хорошо известная система Cromalin, которая дает возможность получать достоверные цветопробы для печати на упаковке.

 
   
         
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
Kursiv banner