|
Совершенно очевидно, что для обеспечения качества продукции в любом технологическом процессе необходим контроль с использованием специальных приборов и инструментов. Однако, когда речь идет о трафаретной печати, этот момент очень часто игнорируют. Возможно, причина в том, что к этому способу печати зачастую относятся, как к полукустарному производству, позволяющему получить быструю прибыль при минимальных стартовых вложениях. И такое положение дел характерно не только для нашей страны. Так, например, подсчитано, что в США денситометры используют лишь менее 5% всех печатников-трафаретчиков. Эта тенденция губительна для трафаретного способа, поскольку отсутствие строгого объективного контроля не позволяет получать оттиски максимально высокого качества, тогда как другие способы, включая цифровые альтернативы, конкурируют между собой, деля рынки трафаретной печати. Только использование денситометрического контроля позволит подойти к воспроизведению полутонового многокрасочного (так называемого полноцветного) изображения на профессиональном уровне. При помощи денситометра можно провести исследования градационных искажений при печатании определенного вида продукции в условиях конкретного производства и получить информацию, необходимую для компенсации этих искажений на стадии изготовления фотоформ. Интегральная оптическая плотность растрового поля определяется, как известно, не только относительной площадью растровых элементов, но и плотностью красочного слоя на каждом элементе, которая, в свою очередь, зависит от поверхностной концентрации пигмента в краске. Оптимальная толщина красочного слоя в трафаретной печати — понятие абсурдное, не имеющее смысла без привязки к конкретному виду продукции. Одним из достоинств способа как раз является возможность регулирования толщины слоя краски в зависимости от запечатываемого материала. Поэтому изготовители красок задают такую концентрацию пигмента в триадных красках, при которой возможно нормальное цветовоспроизведение в случае минимальной толщины красочного слоя, например, 4–5 мкм. Если запечатываемый материал представляет собой фактурную поверхность, как, например, ледерин или коленкор, или обладает высокой впитывающей способностью, необходимо обеспечивать толщину красочного слоя не менее 15–20 мкм, то есть в четыре раза больше минимальной. В этом случае следует уменьшать концентрацию пигмента в краске. Определить же, какое количество связующего необходимо ввести в краску, печатник может только на основании показаний денситометра, измерив оптическую плотность сплошного слоя краски. Конечно, можно ориентироваться и на визуальный контроль при наличии эталона для сравнения, которым может служить цветопроба, но если мы говорим о профессиональном подходе к делу и максимально высоком качестве, без объективного инструментального контроля все же не обойтись. Измерение денситометром обычно ведется по специальной контрольной шкале на полях изображения. Она должна содержать плашки каждой из четырех триадных красок, растровые шкалы для каждой краски, шкалу для контроля баланса по серому, а также штриховые миры для всех красок, для визуального контроля графической точности печатного процесса. Некоторые сложности денситометрического контроля вызывает печать на готовых изделиях, например, прямая печать на кружках или бутылках, поскольку на них нельзя нанести контрольные шкалы. В этом случае контролируется только оптическая плотность плашек по каждой краске на элементах изображения, если это возможно, то есть если имеются зоны сплошной запечатки всеми триадными красками по отдельности. Чаще всего такая возможность вовсе отсутствует, тогда приходится ограничиваться лишь субъективным визуальным контролем. Значительные трудности вызывает денситометрический контроль печатного процесса при горячей декалькомании и прямой печати керамическими (обжиговыми) красками. Эти краски приобретают заданные цветовые характеристики лишь после высокотемпературного обжига. Поэтому измерение оптической плотности триадных красок и сравнение ее с плотностью оригинала имеет смысл только после обжига. При печати на текстильных изделиях печатные формы изготавливаются с контрольными шкалами. Проводится пробная печать на специальной бумаге; при помощи денситометра регулируются параметры печатного процесса, оптические характеристики краски, затем контрольные шкалы на форме закрываются ретушью (для этой цели иногда служит копировальный раствор), и только после этого начинается печать тиража.
Как известно, триадные краски — прозрачные (или полупрозрачные). Субтрактивный синтез цвета основан на том, что красочный слой выполняет роль светофильтра, поглощая свет в определенной зоне спектра и пропуская в других. Поэтому цвет запечатываемой подложки участвует в цветовом синтезе и вносит свои искажения в цветопередачу. В идеальном случае для многокрасочной растровой печати подложка должна быть идеально белой, отражающей в равной степени свет всей видимой части спектра. Однако очень часто, особенно в печати по текстилю, возникает задача воспроизведения полутонового многокрасочного изображения на цветных и даже черных подложках. В этом случае возможно единственное решение проблемы — предварительная запечатка темного фона белой краской в зоне изображения. Получают комплект фотоформ не из четырех, а из пяти диапозитивов, изготавливают пять печатных форм и изображение получают путем пяти краскопрогонов. Кроющая способность и белизна фоновой краски должна быть максимально высокой. Обычно для печати предварительного слоя белой краской используют низколиниатурные сетки, чтобы получить большую толщину красочного слоя. Абсолютное значение необходимой толщины слоя краски и требуемых для ее получения параметров сетки зависит от свойств запечатываемого материала — фактурности, впитывающей способности и цвета. Так, например, если для печати предварительного слоя белой краски на трикотажной хлопчато-бумажной футболке желтого цвета можно использовать сетку № 120.34 (что соответствует 120 нит/см при толщине нити 34 мкм), то для запечатывания фактурной синтетической ткани черного цвета слоя краски, полученного с использованием такой сетки, будет явно недостаточно. Краска «провалится» в структуру ткани, и ее поверхность будет сероватого цвета, что отразится на цветовоспроизведении при последующей триадной печати. В некоторых случаях (при триадной печати на текстильных материалах черного цвета) для нанесения дополнительного слоя белой краски изготовляют специальный растрированный диапозитив, в котором растровые элементы соответствуют растровым точкам трех красок, участвующих в цветовом синтезе, а печать черной контурной краской исключают, заменяя ее фоном подложки, не закрытым белой краской. В этом случае необходимо использовать метод цветоделения «вычитанием из под черного». Полученные таким способом изображения выглядят особенно эффектно. К тому же при такой технологии уменьшается количество необходимых фотоформ, печатных форм и краскопрогонов, что значительно удешевляет продукцию. |
|
||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||