|
М. Кувшинов,
Используемые сегодня допечатные (и не только) системы разделяются на два класса. Один — специализированные фирменные (есть непереводимый термин «propretary») решения, более или менее закрытые и широко не известные, особенно в нашей стране. Разработанные для уникальных задач, обладающие не менее уникальными возможностями, сама потребность в которых не очевидна без детального изучения проблемы, эти системы стоят соответствующих денег. Пример производителя — Barco. Другой класс — открытые системы общего назначения. Главное отличие этого класса — конкурентные цены, связанные с тем, что приемлемое решение проблемы предлагается несколькими производителями. Пример — CreoScitex. При построении системы для конкретного заказчика наиболее ответственный момент — определение стоящих перед ним технических/технологических задач (подчас им самим не в полной мере осознаваемых) и попытка их решения стандартными средствами. В офсете это достижимо, в печати ценных бумаг должно быть невозможно по определению. Практический опыт решения таких задач во флексографии с помощью поставляемых производителем стандартных средств конспективно изложен ниже.
Четырехкрасочная печать во флексографии — исключение, красок обычно больше. Необходимо, чтобы RIP (растровый процессор фотонаборного автомата) справлялся с такой задачей. Поддержка цвета особенно развита в RIP Brisque фирмы CreoScitex. Этот RIP позволяет работать в композитном режиме с DCS2-файлами. Можно, например, для печати изображения церкви использовать для куполов золотую краску в канале пятого цвета. Brisque позволяет сливать несколько дополнительных цветов в одну сепарацию, делить их в CMYK, задавать оверпринт, производить автоматический (FAF) и интерактивный (PressTouch) треппинг. Такая обработка доступна даже для пресепарированных работ — их лишь требуется преобразовать стандартными средствами RIP в композитный формат. Brisque может как использовать, так и игнорировать внедренные в файл печати ICC-профили, преобразовывать страницы в соответствии с профилями, резидентными в его базе данных, для сохранения и вывода на финальное или цветопробное устройство. Такие профили, создаваемые приложением ProfileWizard, могут содержать информацию и о дополнительных цветах. При необходимости удаленной цветопробы синтезируется TIFF или PDF-файл.
Общепринятая во флексографии форма растровой точки — круглая. Но с успехом используется и композитная точка, стандартная для фотонаборных автоматов Dolev. Она имеет круглый печатающий элемент в светах, круглый пробельный элемент в тенях и вытянутую ромбовидную форму в полутонах. Такая форма, обеспечивая минимальный суммарный периметр растровых точек, уменьшает растискивание в полутонах и тенях. Композитная точка: круглый печатающий элемент в светах, круглый пробельный элемент в тенях и вытянутый ромб в полутонах. Упаковка сосисок, печать на полиэтилене, компания «Биостар», С.-Петербург Это объясняется тем, что растискивание растровой точки при печати делится на механическое и оптическое. Механическое определяется увеличением площади растровых точек из-за растекания краски за пределы печатающего элемента. Его можно измерить с помощью сильного микроскопа. Растекшаяся краска образует узкую кайму примерно постоянной ширины вокруг каждой растровой точки. Чем больше суммарная длина периметра растровых точек, тем больше площадь этой каймы, а значит, больше растискивание. Увеличение линиатуры ведет к увеличению числа точек и их суммарного периметра, а значит, к увеличению растискивания. Оптическое растискивание зависит от рассеяния света в запечатываемом материале. Свет, попавший на пробельный элемент, рассеивается в слое материала и частично поглощается слоем краски. Оптическое растискивание минимально при печати на фольге и максимально для рыхлых запечатываемых материалов. В случае традиционного растрирования применение анилоксовых валов диктует специфические требования к углам поворота растра. Флексографские наборы углов и линиатур входят в стандартную поставку растровых процессоров CreoScitex, а не являются платной опцией, как у ряда производителей. Если этого недостаточно, возможно задание параметров растрирования пользователем, в том числе независимое задание для каждой сепарации типов растрирования, линиатур и углов. Из специальных форм растровой точки интересные результаты дало применение так называемой геометрической точки. В тенях и светах она дает удлиненные печатающие и пробельные элементы, в полутонах переходит в линейчатый растр. Это позволяет полностью подавить растровую розетку даже при печати более четырех растровых сепараций. Большая жесткость печатающих элементов приводит к уменьшению растискивания в полутонах. Геометрической точке присущи и определенные недостатки — чувствительность к проскальзыванию и большая, по сравнению с круглой, заметность растровой структуры на гладких растровых однокрасочных плашках (например, 50% CYAN). Геометрическая точка: вытянутый печатающий элемент в светах, линейчатый растр в полутонах. Упаковка масла, печать на металлизированной бумаге, компания «Биостар», С.-Петербург Стохастическое растрирование, потенциально применимое во флексографии, появилось в стандартной поставке фотонаборного автомата Dolev менее года назад. (Версия для систем прямого экспонирования флексоформ в настоящий момент тестируется производителем.) Этот алгоритм, TurboFM, несколько напоминает упомянутый в предыдущем номере «Флексо Плюс» алгоритм Barco Monet. TurboFM позволяет задать десятки вариантов минимального размера печатающего и пробельного элемента в широких пределах — от 13 до 300 мкм. В настоящее время в Петербурге проводится его тестирование в производственных условиях. Одна из целей тестирования — оценка возможностей воспроизведения растяжек «в ноль».
Особо высокое растискивание во флексографии, отличающееся от характерного для офсета, особенно в светах, вызывает грубые искажения цветопередачи. Обычно такие искажения компенсируют путем внесения предыскажений в исходную информацию. К сожалению, это неудобно и не всегда возможно. Комплексы «RIP-выводное устройство» CreoScitex стандартно поддерживают двойную калибровку. Механизм Excurve Calibration достаточно стандартен и направлен на линеаризацию собственно выводного устройства. Механизм Tone Reproduction Calibration предназначен именно для компенсации нестандартных условий печати и с успехом используется несколькими клиентами нашей компании для компенсации растискивания во флексографии.
При закреплении формы на искривленной поверхности формного цилиндра внешняя ее поверхность растягивается. Величина растяжения, известная как дисторсия, зависит от диаметра цилиндра и толщины формы и должна быть измерена или рассчитана, а затем скомпенсирована при выводе пленок. Такая компенсация может быть произведена программно (средствами верстальной программы либо растрового процессора) или аппаратно (анаморфной разверткой фотонаборного автомата). При программной компенсации круглая растровая точка остается круглой, при аппаратной — вытягивается в соответствии с коэффициентом дисторсии. На реальной печатной форме растровая точка растягивается меньше, поэтому оптимально сочетание программного и аппаратного методов. Все растровые процессоры CreoScitex обладают способностью анаморфного масштабирования. Аппаратное масштабирование доступно для моделей среднего (Dolev 4press/4pressV) и большого (Dolev 800/800V/800V+/800V2) формата. Флексография похожа на офсетную печать для того, чтобы пытаться решить ее проблемы теми же средствами. И отличается, чтобы не любая такая попытка оказалась удачной. Один из работоспособных вариантов — творческое использование стандартных возможностей программного и аппаратного обеспечения. |
|
||||||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||||||