|
Р.О. Брэдли
Эта конференция была совсем не такой, как другие мероприятия подобного рода. Во-первых, потому, что докладчиками в большинстве были специалисты, которые на практике используют цифровую печать, а также представители проектно-конструкторских отделений всемирно известных компаний. Когда один из докладчиков заявил: «Мы думаем о цифровой печати, но пока не хотим заниматься этим сами, хотя используем разные возможности», - это взорвало аудиторию, и место у микрофона пришлось уступить следующему оратору.
Во-вторых, доклады содержали не только обычные панегирики, но и критику цифровой печати и заостряли внимание на тех ее недостатках, которые особенно остро проявляются в печати на упаковке. Один из участников даже сказал: «Я был удивлен таким количеством негативных отзывов». Действительно, многие докладчики подчеркивали тот факт, что в производстве упаковки предъявляются дополнительные требования к цифровой печати по сравнению с другими областями, где этот способ применяется шире. Даже поставщик оборудования - менеджер по упаковке компании Xeikon Клаас Ян Стол - отметил, что «в производстве упаковки цифровая печать сегодня находится на той стадии, на которой она была в производстве этикеток 4-5 лет назад». Добрая половина докладчиков в основу своих сообщений положила рассказ о собственном опыте или опыте коллег. Том Кэннон, директор по маркетингу и сбыту компании Simpson Label, сообщил, что цифровая машина для печати этикеток Nilpeter DL3300, приобретенная в 1997 г., была первой в Великобритании. За ней через полтора года последовала вторая цифровая машина Agfa 32Si Chromapress, имеющая совсем другие характеристики. Тем не менее, обе машины были приспособлены для выполнения одних и тех же задач. Обе цифровые машины установлены рядом с другим оборудованием в обычном печатном цехе. На вопрос, почему они не были размещены в так называемом «чистом» помещении, Т. Кэннон пояснил: «Мы чувствовали, что цифровая печать может перейти в разряд «любимчиков», и тогда появится опасность деления работ на «цифровые» и «все остальные». Мы не хотели каких-либо барьеров в работе и поэтому решили, что «цифра» должна быть составной частью всего производства. Печатники, например, с флексографских машин были обучены работе на цифровых и поэтому не потребовался дополнительный персонал». Цифровое оборудование подает много надежд, и вначале казалось, что фирма Simpsons может печатать с прибылью абсолютно все на любой вкус. Однако реальность скоро разуверила в этом. «Не разбогатешь, печатая по 600 персонализированных этикеток для пива. Это мелочь по сравнению с тиражами, которые печатаются семь дней в неделю на наших обычных машинах», - считает Т. Кэннон. Так какие же возможности цифровой печати востребованы сегодня, дают преимущества заказчикам и должны приносить прибыль? Два примера из жизни Шотландии могут быть весьма показательными. Человек, варящий пиво в маленьком сарайчике, захотел напечатать особые этикетки для своих бутылок. На первый раз совсем немного, и их отпечатали цифровым способом. Сегодня его пивоварня продает шесть разных сортов пива, и тиражи этикеток печатаются на машине УФ-высокой печати. У рыбака были проблемы с упаковкой. Поскольку он не знал заранее, какая рыба попадется ему в сеть, приходилось наклеивать одинаковые этикетки на все виды упаковки, в которые раскладывали улов. Сейчас рыбак заказывает у Simpsons определенный вид этикеток для только что пойманной рыбы. Компания Simpsons работает с поставщиком минеральной воды Highland Springs над персонализацией продукции. Бутылки с собственными именами получили все участники конференции. «Заказ поступил во второй половине дня в среду, а в четверг к открытию конференции бутылки уже были доставлены. Они были готовы уже спустя четыре часа после того, как появилась идея. «Какая скорость! - восторгается Т. Кэннон. - Выдать продукцию немедленно - вот зачем нужна цифровая печать. Она идеальна для продвижения пробных партий товара, а электронная почта с развитием Интернета стала очень важным средством связи. Через Интернет-каналы можно передать цифровые данные на печатную машину, которая находится и на предприятии, удаленном от товаропроизводителя, и на расположенном по соседству (по-английски это звучит как Hole-in-the-Wall - «дыра в стене»). Такая типография позволяет решить множество проблем с транспортировкой, временем на размещение заказов и складскими запасами упаковки и этикеток. Отмечая привлекательность предприятий, расположенных по соседству, Дэвид Паттерсон, коммерческий директор ADS Graphics, на вопрос: «Исходя из статегических соображений, можно ли сказать, что рынок цифровой печати упаковки существует?» ответил: «Мы пока не хотим с нашими предложениями по цифровой печати каждый раз высовываться вперед». ADS Graphics основано больше 30 лет назад отцом Дэвида и занималось дизайном, набором и версткой. Оборот возрос в четыре раза за последние шесть лет после перехода на трафаретную, офсетную и цифровую печать. В декабре 1999 г. ADS стала первой в Великобритании компанией, вложившей капитал в машину цифровой печати Xeikon DCP 50 SP. Вторая цифровая машина Xeikon DCP 32 D была приобретена уже спустя три месяца - для двусторонней печати брошюр. «Мы работаем на рынке фармацевтики и парфюмерии. Наши заказчики нуждаются в комплексной поставке коробок, этикеток и сопроводительных брошюр или листовок, - поясняет Д. Паттерсон. - Для этого нам необходима еще одна печатная машина. DCP 50 SP мы выбрали за способность печатать на картоне толщиной до 500 мкм, что очень важно для нашего производства коробок. Ее скорость работы - до 450 м/ч при печати полностью переменных данных, при этом она дает хорошее качество. Ни одна другая машина не сочетает в себе таких возможностей одновременно». Среди других преимуществ цифровой печати - исключение допечатных стадий, что сокращает затраты - это особенно заметно на малых тиражах. Печать переменных данных и персонализация, а также сокращение времени на производство тиража (и даже печать по требованию), когда, например, файлы заказа поступают в четверг утром, а готовый отлакированный тираж отгружается в пятницу после обеда. Этикетка, отпечатанная по требованию компанией Simpson Label для шотландского рыбного хозяйства Получать дополнительный доход от этих преимуществ в производстве упаковки гораздо сложнее, чем, например, в производстве изданий и рекламной продукции, где каждая работа требует сложной допечатной подготовки, полнокрасочной печати, персонализации очень часто в весьма сжатые сроки. В производстве упаковки, напротив, стоимость материалов гораздо выше, чем в производстве изданий, и печать может составлять совсем небольшую часть себестоимости, а вот отделка, наоборот, гораздо сложнее. Дизайн упаковки обычно меняется редко, но влечет за собой целую цепь перемен в самых разных областях. Одна из персонализированных этикеток минеральной воды для участников конференции По мнению Д. Паттерсона, для получения прибыли от преимуществ цифровой печати необходимо знать владельцев брэндов и их продукцию. «Чтобы удовлетворить их потребности по производству пробных партий упаковки, используемых для изучения сбыта, мы можем, например, быстро и недорого напечатать 50 коробок с разным оформлением при качестве, соответствующем содержимому. Для тех, кто хочет сократить складские запасы готовой упаковки, мы предлагаем печать по требованию и другие варианты быстрого предоставления требуемых партий упаковки. Кроме того, быстро растет потребность в упаковке с различными вариантами дизайна, соответствующими региональным требованиям, например, языком текстов. Показательным примером может служить Россия после распада Советского Союза. Этот момент является определяющим для некоторых отраслей, например, фармацевтики и производства гигиенических средств, косметики, напитков, программного обеспечения, рекламных изделий и подарков». Д. Паттерсон, однако, предостерег от того, что заказчик может изменить свою систему поставок, и производитель упаковки будет продавать цифровую упаковку по цене, не более высокой, чем обычная. Некоторые рынки хорошо воспринимают цифровую печать в производстве упаковки, а некоторые отстают из-за особенностей структуры цен, недостатка информации или трудности перехода на что-либо новое в настоящее время.
Тем не менее, цены на цифровую печать снижаются, скорость и стандарты качества растут, и цифровая печать будет реальной альтернативой офсету. Для того, чтобы цифровая печать могла успешно конкурировать с офсетом в производстве упаковки, необходимо устранить некоторые ее недостатки. Должна быть снижена стоимость больших тиражей и повышена производительность. Стандарты качества должны быть доведены до уровня офсета. По мнению Д. Паттерсона, разрешение в 600 точек/дюйм не является определяющим в качестве цифровой печати, а воспроизведение плашек по-прежнему остается проблемой. Стабильность качества изготовления упаковки связана и с технологией ламинирования или УФ-лакирования картонных коробок. На вопрос, как компания ADS справляется с отделкой, Д. Паттерсон признался: «Самым дедовским способом! Оттиски с цифровой машины отделываются на операционном оборудовании, хотя мы его немного усовершенствовали. В настоящее время большая часть наших заказов малотиражные, и спрос на отделку небольшой, но в будущем, конечно, потребуется поточная отделка продукции». Мартин Кляйнер, управляющий директор швейцарской компании O. Kleiner AG, также отметил тот факт, что послепечатная обработка - лакирование, ламинирование, высечка и биговка - выполняются обычно на отдельных видах оборудования, и прогресс в этой области необходим, так же как и цифровая печать металлизированными красками, увеличение ширины рулона и повышение скорости печати. O. Kleiner - предприятие средней величины, специализирующееся на производстве гибкой упаковки и сумок-пакетов с использованием глубокой печати и флексографии. В сентябре 2000 г. была установлена цифровая печатная машина Indigo Webstream. Цифровой процесс необходимо было отладить для печати на тех же упаковочных материалах, которые запечатываются на обычных машинах. Организация производства и логистика также должны быть подтянуты по скорости и гибкости. Для реализации преимуществ, связанных с быстрым исполнением заказов цифровой печатью, люди должны реагировать достаточно быстро, а рабочая среда должна быть эффективно организована. В производстве узкий рулон и низкая скорость машин Webstream не отвечают задачам экономичного производства крупных тиражей. Типичные тиражи - от пяти экземпляров до 4 тыс. м, в зависимости от дизайна и назначения. Наиболее часто встречаются пробные тиражи для маркетинговых исследований - их доля составляет 30% в общем объеме. Печать упаковки «для особых случаев», как правило, оригинальной, также большой источник заказов. Постоянные заказы распадаются на упаковку для дорогих товаров (17%), упаковку для выставок и образцов (15%), печать пробных и дополнительных тиражей (5%) и материалы для продвижения новых товаров (3%). М. Кляйнер привел массу примеров, иллюстрирующих тот или иной тип заказов. «Для Nestle мы напечатали три пробных тиража упаковки за две недели, что позволило им раньше вывести на рынок новые продукты. Другой заказчик, компания Haco, использует отпечатанную цифровым способом упаковку для некоторых пищевых продуктов и кофе. Раньше ее печатали флексографским способом в две краски. Теперь Насо может выставлять на рынок продукцию в более качественной упаковке, что весьма существенно увеличило сбыт. Компания Nopal решила протестировать спрос на 50 различных ароматов своей новой продукции. Небольшие партии упаковки были отпечатаны для каждого из них в трех различных цветовых решениях, чтобы дать возможность покупателям оценить различные версии прямо на полках магазина. Таким образом, компания смогла получить малые тиражи для большой серии продукции. Наш опыт позволяет сделать вывод, что цифровая печать займет важное место на упаковочном рынке будущего. С ее помощью можно получить прекрасное качество печати на практически любых материалах, включая бумагу, полиэфирные пленки и алюминиевую фольгу». На вопрос, прибыльна ли цифровая печать в целом, Д. Паттерсон ответил: «Если рассчитывать собственно производство упаковки на цифровой машине - нет. Если же взять в расчет заказы, полученные через цифровую пробную печать на большие тиражи флексографией или глубокой печатью - да». Будут ли заказчики платить больше за малые сроки исполнения заказов? «Да. Они принимают повышенные цены, поскольку, в свою очередь, должны выполнить требования своих заказчиков».
Является весьма доходным рынком для цифровой печати, считает Сьюзен МакНили из компании Eli Lilley (США). Этот способ хорошо соответствует потребностям данного сектора экономики. Его способность обеспечивать быстрый оборот печатной продукции подходит для отрасли, где постоянно необходимо продвигать новые продукты на рынок. Частая смена дизайна упаковки делает любую возможность сократить складские запасы очень заманчивой, особенно потому, что изменения в указаниях по безопасному использованию фармацевтических препаратов иногда требуется сделать очень быстро. В то же время стоимость печатной упаковки не составляет заметной доли в себестоимости лекарства при больших тиражах, но это далеко не всегда так при малотиражных и малообъемных заказах.
Одним из основных препятствий на пути скорейшего появления нового фармацевтического препарата на рынке является тот факт, что окончательный текст для печати на упаковке или этикетке не может быть сформулирован до тех пор, пока продукт не пройдет все испытания. Поэтому любые материалы, отпечатанные до получения всех сертификатов, рискуют быть забракованными из-за каких-либо изменений, которые потребуется внести в текст. В таком случае отпечатанный материал уничтожается, делается новый дизайн и этикетка печатается снова. Любая технология, позволяющая быстро запечатывать материал, особенно вкладыши, дает выигрыш во времени при продвижении товара на рынок. Мартин Кляйнер, O. Kleiner AG, представляет обзор «Цифровая печать на практике» Ключевым моментом, влияющим на принятие фармацевтическими компаниями решения о переходе на цифровую печать некоторых видов упаковки, будет тот факт, что все компоненты упаковки могут быть отпечатаны быстро. Обычно фармацевтическая упаковка включает оригинальную картонную коробочку, вкладыш (инструкцию) и этикетку, отпечатанную на пленке. Нет смысла ускорять производство одного компонента, если другие не будут готовы к сроку. Это означает, что цифровым способом необходимо запечатывать разнообразные материалы, включая бумагу, картон, пленку, фольгу и т. д. Т. Кэннон, компания Simpson Label (справа), и Х. Линден, Guiness ADV, во время перерыва
Тема запечатываемых материалов была поднята в выступлении Т. Кэннона, который говорил о некоторых ограничениях, существующих в цифровой печати в настоящее время. Другое ограничение - используемые краски: только CMYK на большинстве машин. Выступающие говорили о невозможности использовать металлизированные краски, золотые, серебряные и т. д. На это К.-Я. Стол из компании Xeikon ответил: «Было бы очень здорово, если бы мы смогли печатать золотом и серебром, но у нас пока те же проблемы, что у струйной печати: частицы пигмента слишком большие и тяжелые. Использование флексографии в потоке с цифровой печатью, возможно, является решением проблемы».
Джонатан Леви из Springfield Group отметил, что хорошие результаты были получены на многих материалах, включая металлы. Улучшенные цветовые характеристики достигнуты с помощью системы управления цветом Colour Critical matching, а также шестикрасочного синтеза HiColour и Hexachrome. Майк Инглендер, директор по сбыту машин Omnius фирмы Indigo Europe, добавил, что семикрасочная версия Omnius Webstream с белой седьмой краской будет поставляться в будущем (2002) году. В то же время HiColour сформирует альянс с компанией Indigo, которая будет предлагать единый комплекс, включающий цифровые рабочие потоки, систему управления Virtualgateway II, цифровую печатную машину Omnius Webstream 50, отделочную линию AB Graphics, предназначенную не только для этикеток, но и для других типов продукции, а также систему управления предприятием, включая поддержку связи Hole-in-the-Wall, если таковая требуется. На вопрос о положении в отделочных процессах К.-Я. Стол ответил, что фирма MAN Roland поставляет все виды модульных отделочных устройств, которые можно соединить в линию с цифровой печатной машиной. Предлагаются большие, для рулонов диаметром 1,5 м, устройства размотки, профессиональные стопоукладчики, устройство для намотки и автоматическое высекальное устройство. «Мы работаем над разработкой устройства лазерной высечки, а также над системой биговки, - отметил он. - Мы показывали поточное устройство лазерной высечки на выставке TPG в Париже». На другой вопрос: «Можно ли на цифровых машинах делать впечатывание по предварительно запечатанным рулонным материалам?» К.-Я. Стол ответил: «Да, мы имеем большой опыт в такого вида работах. Недавно, например, наша машина использовалась в почтовом ведомстве Бельгии для персонализации почтовых марок, отпечатанных флексографией, причем впечатывались портреты людей».
Многообещающее, но общая точка зрения такова, что еще многое нужно сделать, чтобы цифровой способ смог отнять значительную долю рынка у офсета, как это сделала флексография за последние несколько лет.
Прогнозируется, что цифровая печать станет более быстрой, дешевой и технологически гибкой за счет совершенствования не механических, а электронных устройств. Улучшится синтез цветов, контроль и управление печатным процессом. Появится возможность впечатывания дополнительных красок. Появятся новые расходные материалы, а цены на существующие понизятся. В процессе разработки находится система лазерной высечки - она должна появиться на рынке в ближайшие несколько месяцев. Может быть, на выставке Labelexpo 2001 в Брюсселе? Машины цифровой печати станут более производительными, а удаленная печать (Hole-in-the-Wall) станет более распространенной. Струйная печать пока не идет в гору, но, может быть, мы увидим новинки на Labelexpo? «В прогнозах на будущее нас ограничивает только воображение, - заявил Т. Кэннон. - Я уверен, что если мы встретимся снова, скажем, через два года, мы будем рассказывать об использовании цифровой печати в таких сферах, о которых даже не подозреваем сегодня». |
|
||||||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||||||