|
В. А. Чуйков, председатель правления «ГОТЭК-Инвест»
У каждого рынка своя специфика. Наиболее экономически развитые страны имеют устоявшиеся рынки, с огромными объемами, со сложившейся культурой потребления. Российский же рынок другой — и также имеет свои особенности. Секрет специфики российского рынка очень прост: он в скорости изменений. Упаковочная отрасль у нас развивалась практически с нуля. Не было даже такого названия. Обстановка коренным образом изменилась в последнее десятилетие. Рост конкурентоспособности российских производителей и активный приток как российского, так и иностранного капитала стали определяющими факторами роста упаковочного рынка. Вместе с ростом потребления упаковки формируется не только устойчивый спрос на нее, но и вырабатывается культура потребления, а вместе они также стимулируют производство.
Рост объемов производства в некоторых отраслях Экономические показатели прошедшего года говорят о значительном приросте объемов промышленного производства в отраслях, связанных как с изготовлением, так и с потреблением упаковки. По данным статистики, наибольший прогресс отмечен в полиграфической промышленности. Хорошие показатели у основных отраслей-потребителей упаковки: пищевой промышленности и машиностроения, далее следуют также связанные с упаковочной отраслью химическая и нефтехимическая отрасли.
Рост производства пищевых продуктов в России в 2001 г. Наиболее активными сегментами в использовании флексографии является производство гофрированной тары с печатью, гибкой упаковки, далее следуют производство самоклеящихся этикеток и фольги (платинок).
Только за последние три года рынок гофротары удвоился. Емкость рынка в 2001 г. составляла 1040 млн м2. Основными игроками рынка являются: Набережно-Челнинский ЦКК, ГОТЭК, «Архбум», Stora Enso, SCA Packaging, Kappa Packaging, «Гофрон». Изменилась и качественная структура рынка. Например, в 1997–1998 гг. соотношение объемов производства ящиков с печатью и без нее (с манипуляционными знаками) составляло, ориентировочно, 10 и 90%, а теперь это соотношение — 80 и 20%. По сути, столь кардинальное изменение было вызвано требованиями западных компаний-потребителей, пришедших на наш рынок. В течение 1999–2001 гг. началось формирование рынка гофроупаковки с многоцветной печатью — вследствие роста отечественного производства. В 2002–2004 гг. мы ожидаем существенного роста потребления такой упаковки из-за динамичного роста крупных розничных торговых сетей и супермаркетов. Поскольку на гофрокартоне печатают почти исключительно флексографией, все эти тенденции указывают на адекватное увеличение спроса на фотополимеры, краски и другие материалы для этого способа.
Тенденции потребления. Еще более впечатляющим, чем рост рынка гофротары, был рост рынка гибкой упаковки, на котором я остановлюсь подробнее. Его объем увеличился ориентировочно с 15 тыс. т в 1993 г. до 80 тыс. т в 2001 г. Из них, по разным оценкам, около 25 тыс. т составляет импорт. Только за последние два года объем закупок упаковочных материалов увеличился на 51%, что свидетельствует об интенсивном развитии этого сектора рынка. Наиболее высокими темпами растет потребление дублированных и ламинированных пленок (хотя их доля и особенно доля барьерных пленок пока невелика), а также пакетов из полиэтиленовой, полипропиленовой и полиамидной пленок для вакуумной упаковки.
Конкурентная ситуация на рынке гофротары Внутреннее производство. Как показывает анализ географической структуры размещения производства упаковочных пленок, практически в каждом регионе имеется одно или несколько предприятий, производящих различные виды гибкой упаковки. Например, «Акерлунд Раузинг» в Краснодарском крае, МКПК и «Мультифлекс» в Москве, «Полиграфоформление» в Санкт-Петербурге, «ГОТЭК-Полипак» (Железногорск Курской обл), Магнитогорский завод полимерных изделий в Челябинской области, «Цитрон» в Нижегородской области, «Саянская фольга» (Саяногорск, Хакасия), «Самвен» (Самара), «Славника» (Переславль-Залесский Ярославской обл.) и др. Концентрация предприятий, разумеется, значительно выше в Москве и Санкт-Петербурге.
Структура потребления гибкой упаковки в 2001 г. Импорт
гибкой упаковки в Россию составляет около 25 тыс. т в год. Основные поставки осуществляются из Италии, Финляндии, Германии, Нидерландов, США. Активно заявляют о себе Турция, Польша, Венгрия, Чехия, Китай, Корея и некоторые другие страны. Подавляющее большинство импортируемых упаковочных материалов запечатаны глубоким способом.
В последнее время обозначилось снижение воздействия так называемого эффекта «импортозамещения», вызванного дефолтом 1998 г. Известно, что это финансовое потрясение послужило мощным импульсом к развитию отечественного производства. Снижение «импортозамещения» повлекло за собой замедление роста производства, в том числе в пищевой промышленности. Традиционно на ее долю приходится около 85% всех заказов упаковки. Как следствие, отмечается падение темпов роста и в упаковочной отрасли.
Конкурентная ситуация на рынке гибкой упаковки. К началу текущего года наиболее неблагоприятной тенденцией в финансовых результатах деятельности некоторых предприятий стало падение уровня рентабельности производства. Если в середине прошлого года норма прибыли в целом по промышленности составляла 19%, то к декабрю она упала до 14%. Сокращение прибыльности затронуло практически все предприятия упаковочной отрасли. Замедление роста рынка в натуральном выражении и низкие темпы роста в денежном вызваны следующими факторами:
Нельзя не отметить, что при этом наблюдается рост цен на новые виды расходных материалов.
Основной объем парка печатных машин российских конверторов (производителей упаковки) состоит из качественной и дорогостоящей техники ведущих западных производителей. Большая часть поставок приходится на оборудование из Германии и Италии. «Хитом» прошлого сезона были закупки узкорулонных машин. В последние годы появилась тенденция к импорту оборудования из Китая, Тайваня и других стран Азии ввиду его дешевизны. Увеличивается объем закупок бывшего в употреблении печатного оборудования.
За последние годы произошло резкое увеличение числа российских компаний, предлагающих самоклеящиеся этикетки. На данный момент их более 250. Ведущие и наиболее известные производители самоклеящихся этикеток: «Авантаж-1» (Екатеринбург), «Бумиз» (г. Жуковский Московской обл.), «Девятый Вал Флексография», «Имэдженси», РАММ (Москва) и др.
Таблица. «Правило 7R» для флексографии и глубокой печати
Современный рынок — «рынок покупателя» — предъявляет высокие требования к гибкости производства и времени удовлетворения рыночных потребностей. «Рынок покупателя» очень жесткий, и подчас конвертер находится между двух огней. Следуя требованиям, а подчас и капризам заказчика с одной стороны и испытывая постоянный прессинг со стороны других способов печати, в частности глубокой, невольно задаешься вопросом: а правильно ли мы выбрали для зарабатывания денег флексографию? Только предприятия группы ГОТЭК за последние три года реализовали различные инвестиционные проекты более чем на 25 млн евро, в том числе по технологиям флексографской печати более чем на 17 млн евро. Но применительно к российской действительности — а это во многом высокий уровень риска, процентных ставок и низкий уровень подготовки персонала — мы в первую очередь нуждаемся в возврате инвестиций. Следовательно, данное требование должно согласовываться с экономическими задачами и целью логистики на предприятии, то есть отвечать правилу 7R: предложить на рынке пользующийся спросом товар в необходимом количестве, к требуемому сроку, в нужное место и реализовать его по ценам, адекватным устойчивому экономическому развитию предприятия и обеспечивающим получение в рассматриваемых условиях его хозяйственной деятельности максимальной прибыли. Попытка ответа на вопрос, соответствует ли флексография правилу 7R — в таблице.
Структура рынка флексографской печати на упаковке.
Таким образом, флексография в России имеет все шансы на блестящее будущее — если будет отвечать названным и другим требованиям, а также внедрять новые технологии, реагируя на тенденции рынка по снижению цен и адекватно отвечая на развитие других способов печати. Тем более, что успехи во внедрении новых технологий уже есть:
Все они позволяют поднять качественный уровень флексографии. Но при этом происходит размывание ее конкурентных преимуществ: растет стоимость производства относительно ближайшего конкурента — глубокой печати. По нашему мнению, именно производители технологий и расходных материалов обладают максимальными возможностями, и именно они призваны стать инициаторами решения этой проблемы. Квалифицированный поставщик может и должен предложить решения, которые дадут больше прибыли при сниженной цене. Другими словами, развитие технологий и совершенствование материалов не должно приводить к удорожанию производства. Конкретный пример: на установленных у нас шестеренных машинах планетарного типа мы можем без особых проблем и затрат заменить поврежденные или изношенные шестерни, выпрямить приводной вал. Для предлагаемых новых машин с индивидуальными приводами мы должны приобрести и хранить на складе страховой запас электронных компонентов и в случае неисправности скорее всего будем вынуждены вызывать специалиста с фирмы-изготовителя. А теперь представьте, сколько мы потеряем времени, средств, сколько упустим прибыли в условиях нашей российской действительности. Отсюда следует вывод: отсутствие или разрыв связей поставщиков запечатываемых и расходных материалов с конвертером чреват уменьшением доли флексографии на рынке упаковки и, как следствие, сужением поля бизнеса. В сфере технологии развитие рынка должно идти в сторону оперативного обмена информацией о новинках и опыте переработки различных запечатываемых материалов, об использовании новых и известных расходных метериалов, о создании и совершенствовании единых технологических стандартов в сфере допечатной подготовки, печати и отделочных процессов.
Импорт флексографских машин в Россию. В сфере организации бизнеса нового уровня — необходимость эффективного сотрудничества и создание связей от поставщиков запечатываемых и расходных материалов через конвертера к конечному потребителю. Я считаю, что при таком подходе будущее флексографской печати на упаковке вполне надежно и устойчиво. Количественный рост производителей упаковки в России, сопровождаемый качественными изменениями и внедрением новых технологий, приведет к росту числа печатных секций и доли запечатанных упаковочных материалов, а сотрудничество между производителем и поставщиком, я надеюсь, — к опережающему росту качества печати и, следовательно, увеличению количества используемых расходных материалов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||