Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (1), апрель 1996


Требования к монитору для издательских систем Cтраница 4

Спектральные характеристики люминофора. Характеристики люминофоров описывают базовые цвета, на основании которых монитор и обеспечивает тот или иной цветовой охват. В каждом цветном мониторе существует три люминофора, светящихся красным, синим и зеленым излучением. Свечение одновременно всех трех люминофоров с разной интенсивностью обеспечивает тот или иной цвет. На рис. 9 показаны цветовые координаты типовых люминофоров. Внутри полученного треугольника находится пространство цветов, которое может быть воспроизведено смешением в конкретном пикселе экрана излучений базовых люминофоров в различных пропорциях.

Хотя во всех мониторах применяются красный, синий и зеленый люминофоры, на самом деле они несколько отличаются друг от друга. Разные производители ЭЛТ используют в качестве люминофоров различные химические соединения и добавки, поэтому абсолютные значения цветности этих люминофоров несколько отличаются друг от друга (различные треугольники на рис. 9). Соответственно отличаются и воспроизводимые цветовые пространства. Но это было бы еще полбеды. Проблема состоит в том, что даже ЭЛТ одной серии обладают различной цветностью базовых люминофоров. Поэтому диапазон воспроизводимых цветов (или, как его еще называют, цветовой охват) является практически для каждого монитора вещью уникальной. Для монитора существует понятие цветового пространства RGB.

Рис.9 Координаты цветности люминофоров и цветовой охват монитороа

Различия в цветовых пространствах у высококачественных мониторов невелики и в ряде случаев ими, естественно, можно пренебречь, что, собственно, и делается в большинстве стандартных издательских систем. Однако если говорить о калибруемости мониторов, то пренебрегать этим нельзя.

Когда полиграфическое изображение (в цветовом пространстве CMYK) нужно отображать на экране (цветовое пространство которого RGB), необходим учет различия этих двух цветовых пространств и преобразование одних цветовых координат в другие. Для этого программы, которые обеспечивают достаточно достоверное воспроизведение цветов на экране, должны знать значения спектральных характеристик люминофоров и полиграфических красок*. К таким программам в первую очередь относятся системы управления цветом (СУЦ). Для подобных программ существует понятие профиля монитора, который содержит информацию о спектральных характеристиках его люминофоров (кроме того, в него в обязательном порядке входит значение гамма-функции и точки белого).

Многие системы управления цветом поставляются с готовыми профилями для мониторов и различных процессов печати. Однако они являются сильно усредненными, и произвести точную настройку издательской системы с помощью этих профилей практически невозможно. Для качественной калибровки системы требуется индивидуальное изготовление профилей для всех устройств, и для мониторов в том числе.

Сведение. Сведение лучей является очень важной характеристикой современных мониторов, особенно мониторов высокого разрешения. Цвет каждого пикселя монитора определяется тремя электронными лучами, упавшими на сетку с люминофорами в строго определенных местах. Для обеспечения нейтрального белого цвета на один пиксель экрана должны попасть все три луча с примерно одинаковой интенсивностью. Если какой-либо луч не попадает в заданное место с заданной интенсивностью, то результирующий цвет пикселя существенно отличается от желаемого.

Процесс обеспечения попадания всех трех лучей в одну точку экрана называется сведением. Оно обеспечивается специальным управлением отклоняющей системой. Для мониторов высокого разрешения проблема сведения существенно более острая, поскольку даже ничтожное отклонение от заданного положения луча приводит к неверному цвету заданного пикселя. Еще хуже, если в результате неверного позиционирования луча, он начинает попадать на сетку, предназначенную для другого цвета.

Если суммировать все сказанное, то можно сказать, что плохое сведение лучей существенно изменяет цветопередачу монитора. Поэтому, если вообще пытаться говорить о достоверности цветопередачи, то сведение—это чуть ли не первая часть работ, с которой вообще следует начинать. На сведение влияют очень многие факторы, например, наличие поблизости электромагнитных помех (от электродвигателей или мощных силовых кабелей) и даже ориентация монитора по сторонам света (магнитное поле земли также влияет на траекторию электронных пучков). Таким образом, подстройка сведения лучей должна выполняться уже после установки монитора на рабочее место и выполнить полностью эту операцию в процессе производства монитора невозможно.

Хороший монитор должен обеспечивать пользователю возможность самостоятельной точной настройки сведения, причем для мониторов с большой диагональю (20 и более дюймов) желательно наличие отдельного управления сведением в разных частях экрана. Собственно управление сведением для простоты желательно проводить из специальной программы управления монитором, но для этого монитор должен уметь принимать управляющие сигналы от компьютера и обладать полностью цифровой системой управления разверткой и сведением. Естественно, подобные возможности существенно увеличивают стоимость мониторов.

Резкость. Еще одним очень важным параметром монитора считается его резкость. Поскольку при работе с иллюстрацией в полиграфии она многократно просматривается на экране монитора, недостаточная резкость дисплея может вынудить оператора применять дополнительные операции по усилению резкости изображения (например, фильтром Unsharp Mask в программе Adobe Photoshop). При этом, если на экране это изображение становится более или менее нормальным, после печати оно становится излишне зернистым или с сильно контрастными контурами (становится хорошо заметной программная коррекция резкости). Появление подобного изображения в издании, претендующем на высокое качество, недопустимо.

Отсутствие резкости отчасти связано со сведением лучей, хотя это и не всегда так (она, например, может зависеть от нечеткости самих лучей). В принципе, управлять резкостью пользователь практически не может, здесь приходится доверяться лишь качеству изготовления ЭЛТ. Лучшие результаты по резкости обеспечивают ЭЛТ c торговыми марками Trinitron (фирмы Sony) и Diamondtron (фирма Mitsubishi).

Равномерность. Этот параметр описывает постоянство параметров монитора по площади экрана. Естественно, для полноценной работы яркость, контрастность, цветопередача и другие параметры на всей площади экрана должны быть одинаковыми. Однако это далеко не всегда так. Очень часто приходится встречать обратное. И что самое обидное, бороться с этим практически нельзя. Фактически равномерность—это показатель качества ЭЛТ, который должен обеспечиваться производителем.

Частично неравномерность может быть скомпенсирована различными параметрами сведения в разных частях поверхности экрана. Иногда помогает размагничивание (Degauss), если неравномерность возникает из-за намагниченности (например, при прикосновении металлическим объектом) отдельных частей экрана.

Таким образом, у монитора для издательских систем неравномерность должна быть сведена практически к нулю, во всяком случае, человек с хорошим цветовым зрением не должен ее видеть. Иначе степень достоверности объекта на экране начинает определяться его положением, а это уже недопустимо.

Коррекция геометрии. Еще один параметр монитора, о котором необходимо упомянуть, если вообще говорить о достоверности представления объектов на экране—это совпадение геометрических размеров на экране и оттиске. Имеется в виду следующее: если на оттиске планируется иметь квадрат, то на экране он тоже должен выглядеть как квадрат, а не прямоугольник или «подушка»; круг должен быть кругом, а не овалом, и т.д.

Практически все высококачественные мониторы имеют развитые средства управления геометрией экрана, так что к этому можно в дальнейшем не возвращаться.

Что следует понимать под «калиброванным» монитором. Итак, после всего сказанного мы можем перейти к такому понятию, как калибровка монитора. В идеале калиброванный монитор должен обеспечивать такое же представление изображения на экране, какое мы имеем на полиграфическом оттиске, рассматриваемом при специальном нормированном освещении.

В силу большого количества нелинейных преобразований, большого количества взаимно влияющих регулировок, различной природы цвета (аддитивный и субтрактивный синтез) абсолютно точного совпадения получить невозможно. Можно говорить лишь о том или ином приближении оттиска к экранному образу. Достаточно точное совпадение возможно только в том случае, если цветовой диапазон монитора полностью перекрывает цветовой диапазон конкретного печатного процесса. Однако так бывает не всегда. Появление новых стандартов печати с увеличенными цветовыми пространствами (например, Hexachrom или HyperColor) привело к тому, что цветовое пространство монитора не полностью перекрывает цветовое пространство печати (см. рис. 10). Такая же ситуация возникает и при использовании мониторов среднего качества. В результате можно предположить, что идеальной калибровки монитора на полиграфический оттиск не существует.

Рис.10 Соотношение цветового охвата монитора и офсетной печати
(обычной и HiFi-Color)

Степень приближения монитора к оттиску. Таким образом, реально можно говорить не о совпадении представления изображения на экране и на оттиске, а о той или иной степени приближения одного к другому. Кроме того, подобный просмотр вообще вещь относительная, поскольку сравнение в большинстве случаев может проводиться только на глаз, и все зависит от цветового зрения эксперта, проводящего сравнения, и его опыта. Зачастую бывает так, что один эксперт считает, что достигнуто полное совпадение, в то время как другой считает, что между оттиском и экранным образом нет ничего общего.

В этом случае не помогают даже измерительные приборы, поскольку природа цвета разная (одна построена по аддитивной, другая по субтрактивной модели), а восприятие их и человеческим глазом, и приборами несколько отличается.

Для того, чтобы иметь возможность сравнивать две вещи, они должны быть поставлены в одинаковые условия, иначе сравнение бессмысленно.

Режимы просмотра. Ранее мы уже говорили о «начальной точке отсчета», то есть о точке белого. Для сравнения оттиска и представления на мониторе первое, что необходимо сделать—это обеспечить «единство белого», то есть белый цвет экрана должен более или менее соответствовать белому цвету бумаги, и цветовая температура монитора должна быть установлена такой, при которой проводится просмотр оттиска, причем эта цветовая температура должна каким-то образом быть связана с нормальным дневным светом, поскольку именно на него имеет смысл ориентироваться. (Большая часть полиграфической продукции рассматривается именно под этим светом, и к тому же он наиболее близок к нейтральному белому).

Чтобы устанавливать значения цветовой температуры для монитора, необходимо знать, при какой цветовой температуре мы будем смотреть на оттиск. Это возможно только при использовании специального источника света с нормированным (и известным) светом. Для этого необходимо применять специальное просмотровое устройство, которое создает на оттиске необходимую интенсивность света с известной цветовой температурой (обычно 5000К). Только в этом случае можно пытаться обеспечивать совпадение результатов экспериментов.

Учет внешнего освещения. Обеспечить постоянство освещения для просмотра оттиска более или менее возможно, труднее в этом случае с монитором. На экран в любом случае попадает какой-либо свет (из окна или от комнатного освещения), который несколько изменяет экранное отображение. Учесть влияние этого света практически невозможно, причем он меняется в течение суток или при смене погоды. Для снижения влияния внешнего освещения некоторые операторы работают в полной темноте, но рекомендовать такую работу нельзя, поскольку это вредно для глаз.

Частичным выходом может быть закрытие монитора специальным коробом для существенного снижения внешнего света, попадающего на него (см. рис. 11). Еще лучшим решением может быть установка во всем помещении нормированного света необходимой интенсивности, однако это решение весьма дорогостоящее.

Рис.11 Снижение засветки экрана монитора

Постоянство отклонений. В большинстве случаев обеспечить достаточно полное соответствие не удается. Однако существенным результатом калибровки в этом случае можно считать обеспечение стабильности. Если оттиск и экранное представление не совпадают, но их различие невелико, стабильно и постоянно, то к этому можно постепенно привыкнуть, и оператор, приобретая подобный опыт, будет знать, какие коррективы внести в изображение для достижения необходимого результата, хотя на экране оно при этом выгладит не совсем так, как на оттиске. В реальной жизни практически всегда калибровка экрана связана именно с обеспечением постоянства отклонений, только в ряде случаев эти отклонения могут быть сведены к столь малым значениям, что перестают быть значимыми, и тогда можно считать, что обеспечено абсолютно достоверное воспроизведение.


* Для преобразования цветовых пространств они должны быть замерены в каком-либо едином стандарте. В последнее время для этого используется стандарт CIE Lab.

Требования к монитору для издательских систем Cтраница 4