Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (9), февраль 1998


Вячеслав Козин, дизайнер, консультант по программному обеспечению

Не верь глазам своим, или что показывает монитор

Ситуацию, когда заказчик сидит вместе с дизайнером за компьютером и непосредственно вмешивается в процесс, можно, конечно, считать неудобной (варианты: неправильной, недопустимой) и всячески ее избегать. Во многих организациях, называемых рекламными агентствами, дизайн-студиями и т. п., клиент удостаивается общения только с клерками. В таком способе работы, безусловно, есть очень много хорошего, но клерки эти рано или поздно, я уверен, вымрут «как класс», как уже канули в Лету машинописные бюро.

Итак, предположим, что Вы решились не прятать процесс подготовки печати от того, кто вам платит деньги. В этом случае необходимо сообщить клиенту самые элементарные сведения о странностях поведения издательских программ и некоторых принципиальных ограничениях печатного процесса. Объем этих минимально необходимых сведений действительно невелик, и можно было бы ограничиться констатацией двух фактов:

  • Напечатанное в типографии не может быть таким же ярким, как изображение на мониторе;
  • Увидеть то, что будет напечатано в типографии, нельзя ни на мониторе, ни на принтере.

К сожалению, и то, и другое вступает в противоречие (кажущееся) с повседневным опытом (то есть с текстом, напечатанным из Word’а), который утверждает: то, что видишь на экране, получишь и в результате, то есть WYSIWYG. Вообще-то человек готов поверить в то, что печатная машина — совсем не LaserJet 5L, но чтобы изображение на экране так сильно отличалось от конечного результата — это уж слишком.

Надеюсь, что нижеследующий текст, если дать его прочитать участвующему в реализации своего заказа клиенту, поможет всем сэкономить время и нервную энергию. Все положения здесь, конечно, несколько упрощены и декларативны.

1. Если вы хотите участвовать в процессе подготовки вашей публикации, прежде всего осознайте: неразумно добиваться, чтобы эскизы выглядели на мониторе и/или распечатке любого(!) принтера похожими на печать (далее для простоты упоминание о принтере опускается). В случае технически сложного дизайна изображение на мониторе может разительно отличаться от полиграфического как в лучшую, так и в худшую сторону. В смысле цвета экран практически всегда лучше печати.

2. Есть только один способ получить очень достоверное (но все же не на 100%) изображение — так называемая цветопроба с пленок. Стоит это удовольствие около $50–60 за страницу А4 и занимает довольно много времени. Если Вы готовы к таким затратам на эскизы, предупредите исполнителя сразу, и можете эту статью дальше не читать.

3. С разумно достаточной для нормальной работы степенью достоверности можно увидеть фотографии (обычно отдельно от текста) на специальных мониторах (более дорогих, с контролируемыми цветовыми характеристиками). Но и в этом случае можно только очень приблизительно оценить:

  • как будут видны при печати самые мелкие элементы изображения;
  • насколько сильно и как именно проявится муар на изображениях в клеточку и в полосочку (Вам наверняка приходилось видеть на экране телевизора человека в клетчатом пиджаке — красиво переливающиеся при каждом движении владельца, часто цветные узоры — это и есть муар, причем, если вернуться в полиграфию, на мониторе муар один, а на печати — другой).

4. Какого цвета получится тот или иной элемент изображения (например, обычно заказчику очень важно,чтобы цвет эмблемы фирмы получился точно таким же, как на его образце) можно посмотреть (или наоборот, выбрать) в специальных альбомах — шкалах цветового охвата. Цвет в этом случае задается четырьмя числами, и он будет точно воспроизведен нормальной типографией независимо от того, как этот цвет выглядит на экране.

5. В стандартном полноцветном (то есть позволяющем воспроизводить цветные фото с терпимым качеством) процессе печати используются четыре стандартные краски (рис. 1). Как их ни смешивай, ими невозможно воспроизвести не только все цвета, различаемые глазом, но и цвета, воспроизводимые на фотографиях, даже не очень качественных, и тем более на слайдах. Точно так же монитор может воспроизводить больше цветов (особенно ярких), чем офсетная печать. Поэтому следует мириться с тем, что печатное изображение всегда хуже оригинала (фотографии), как фотография всегда хуже (по крайней мере, в смысле достоверности) того, что видит глаз. На рис. 2 показано примерное соотношение воспроизведения цветов.

Рис. 1.

Рис. 2. Цветовой охват человеческого глаза (фигура целиком), высококачественного слайда (голубой треугольник), монитора (красный треугольник), офсетной печати (синий многоугольник).

6. Проигрывает типографский оттиск фотографии и по разрешению — сейчас обычной является печать, при которой фотографии имеют разрешение 150 элементов изображения на дюйм. (Упомянутые элементы изображения нужны для передачи оттенков цвета. Это, на самом деле, ячейки различной формы, напечатанные с разрешением 2500 точек/дюйм).

7. В совокупности п. 5 и 6 приводят к тому, что напечатанное в целом и фотографии в частности могут выглядеть ярко только в результате адаптации глаза к конкретному изображению, а восприятие конкретного изображения — это вопрос из области оптических иллюзий, и тут уж точно: на вкус и цвет...

Сказанное выше — в основном, ограничения технологии, и их легко принимают к сведению даже самые неподготовленные в техническом смысле люди. В конце концов, все мы понимаем и принимаем то, что Луну с неба не получишь даже за большие деньги, а вот эффекты (или дефекты), о которых речь ниже, и проявляются ярче, и смириться с ними психологически труднее. Иногда это ошибки или недосмотр в программах, чаще — результат сознательного отказа от принципа WYSIWYG для ускорения работы программы. Примеры, приведенные ниже — это то, что вызывает наибольшее недоумение при первом (и десятом тоже) столкновении с программой QuarkXPress, но что-то похожее можно найти и в других программах верстки.

Не верь глазам своим, или что показывает монитор Cтраница 1