International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Но вернемся к конкурсу. Основным критерием оценки представленных работ было удачное решение задачи соединения данного изображения с конкретным типом бумаги, то есть гармоничный синтез изображения и бумаги, на которой оно выполнено. Неважно, как это происходило: художник натолкнулся на более интересное решение, просматривая образцы бумаг, либо экспериментировал уже с готовой картинкой, пробуя печатать ее на различных по цвету и текстуре бумагах. Главное то, что победителям конкурса действительно удалось соединить, «срастить» бумагу и изображение таким образом, что и то, и другое от подобного «симбиоза» только выиграли. Те же самые изображения на обыкновенной (не подобранной специально) бумаге смотрелись бы значительно хуже. При большом разнообразии работ, представленных на конкурс (начиная с открытки и заканчивая книгой), возникал вопрос: что именно сможет максимально полно представить возможности использования бумаги? Книга, например, позволяет достаточно широко показать возможности одного сорта бумаги: как ведет себя бумага в зависимости от цвета, от нанесенного на нее изображения, как будет выглядеть при тиснении. Однако представленный на конкурс календарь тоже показал интересный и не лишенный логики подход к выбору бумаги. При его создании художник старался подобрать бумагу по цвету, фактуре и ощущению напоминающую то или иное время года. Зимние месяцы выполнены на белой бумаге с перламутровым отливом (из коллекции «Констеллэйшн джейд»), которая ассоциируется с зимними узорами на морозном стекле или заснеженной поверхностью. Дождливые весенние месяцы выполнены на бумаге бледно-серого цвета с вертикальными рельефными линиями (из коллекции «Диаболо») — примерно такое же ощущение вызывает дождь. Для октября использована «бархатная» бумага из коллекции «Кашемир», напоминающая покров из жухлых листьев в позднюю осень. Представленный календарь дает возможность увидеть, как сочетаются в одной работе разные, непохожие друг на друга, как времена года, сорта бумаги. Помимо своего прямого назначения, календарь может выполнять роль каталога бумаг и служить еще долгие годы. В наше время от разнообразия бумаг не только по цвету и массе, но и по фактуре разбегаются глаза. Существует множество сортов, имитирующих ткани (шелк, бархат) и кожу. Представьте себе фотографию, напечатанную на коже. Это ведь две несовместимые вещи, так как глубине фотографии будет препятствовать физически ощутимая кожаная поверхность. Поэтому, когда изобразительная поверхность имеет выявленную фактуру, художник, создавая на ней изображение, должен помнить, что оно должно быть плоскостным. Зато у такой поверхности есть другие преимущества — ее можно, даже нужно, обрабатывать, в частности, блинтовым или конгревным тиснением. Безусловно, бумага открывает перед художником необъятные просторы для творчества. Например, книгу, буклет или билет на выставку, посвященные какому-нибудь скульптору, было бы логичнее выполнить на «тяжелых» сортах бумаги с использованием тиснения, что дало бы ощущение камня. А если бумажный лист требуется «дематериализовать»? Например, необходимо создать глубокое воздушное пространство, похожее чем-то на мираж или туман (проект книги Экзюпери «Маленький принц»)? Для воплощения этой идеи можно использовать полупрозрачную кальку, на которую наносится изображение, — она создает иллюзию глубокого слоеного пространства. Анализируя работы, представленные на конкурс, мы обойдем изображение как таковое — это отдельный разговор, уделим внимание связи изображения с поверхностью бумажного листа. Третье место в конкурсе заняла работа Дизайн-бюро «OKANT studio» — рекламно-имиджевый буклет для почтовой рассылки (рис. 7). Буклет (поздравление с праздником 8 марта) выполнен на бумаге из коллекции «Татьяна». В его основе лежит работа известного художника Густава Климта. Живописное полотно переведено в графическую форму таким образом, что узор живописных пятен заменен узором, составленным из логотипа самого Дизайн-бюро. Живопись Климта очень декоративна (он применял наряду с обыкновенными красящими пигментами золотую и серебренные краски) и плоскостная. Тонкие графические линии намного суше живописных, но это только лучше: такая строгая графика хорошо сочетается с бумагой, имеющей сдержанную фактуру. Рис. 7 Второе место заняло ТОО Издательство «Триада ЛТД», представившее на суд жюри буклет, выполненный на бумаге «Ривс-традишн». Художникам удалось удачно соединить текстуру бумаги с изображением фактуры змеиной кожи. Победителем конкурса «И стиль, и имидж, и печать» стал Андрей Тен (ЗАО «Колорит», Хабаровск), представивший набор открыток «Мультиграфика» (рис. 8–11). Персонажи этих открыток могли бы запросто стать героями мультфильмов (гномики, зверушки, ангелочки) или аппликациями, которые украшают детские костюмы. Художник выработал такую манеру рисунка, что независимо от того — цветные они или монохромные — все изображения достаточно плоскостные или имеют небольшой рельеф. Они не претендуют превратиться в глубокое пространство. Наиболее любопытна в этом отношении открытка «Заяц с трубкой», выполненная на бумаге из коллекции «Диаболо». Фактура бумаги и кирпичная кладка на открытке очень хорошо сочетаются друг с другом: проводя пальцем по изображению стенки, можно почувствовать ее замечательную шероховатую поверхность. Рис. 8 Рис. 9 Примером неудачного использования текстурной бумаги может служить открытка с изображением летящего ангела, единственная, где использована фотография (бумага из коллекции «Гавана»). Создается впечатление, что ангел не летит над городом, а приклеен к стеклу, за которым видны крыши домов. Рис. 10 Однако в большинстве случаев художник старался создать изображение в стиле самой бумаги: мягкие монохромные линии рисунка соответствуют перламутровым переливам бумаги (открытка «Сидящий ангел»); жесткие вертикальные рельефные, словно прочерченные острием ножа, линии совпадают с такой же строгой контрастной графикой («Бык с дудочкой»). Рис. 11 Конкурс показал, что грамотное использование бумаги, ее подбор в соответствии с идеей помогают дизайнеру решить неразрешимые на первый взгляд задачи. По замыслу талантливого художника бумага может превратиться в бархат, кожу, землю, песок, туман, воду или заснеженное окно.
|