International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Александр Чайкин, к.т.н. Уверенная поступь «убийцы фотонабора»
Качество фотонаборных автоматов и уровень полноцветной печати сегодня достигли такого уровня, что глаз непрофессионала уже не в состоянии заметить разницу между исходной фотографией и оттиском. Все проблемы современного полиграфического производства закручиваются уже не вокруг качества, а вокруг цены печатной продукции и величины инвестиций для поддержания высокой рентабельности. Для снижения себестоимости печати высокотиражной продукции, как правило, необходимо использовать печатные машины большого формата. А это влечет за собой применение крупноформатных фотонаборных автоматов, стоимость которых растет экспоненциально с ростом формата. Возврат инвестиций — те же эксплуатационные расходы, только хуже, поскольку они не могут быть целиком списаны на затраты. С другой стороны, доля расходов на фотоформы в суммарных затратах для малотиражных изданий (черно-белых газет и особенно книг) — непомерно высока и доходит до 30%. Так что в обоих случаях недостатки современной технологии фотонабора в традиционных областях полиграфии налицо. Обходные варианты Для снижения затрат в книжном производстве нашла применение технология с использованием офисных лазерных принтеров: отдельные полосы (в лучшем случае развороты) печатаются на пленке, монтируются вручную и копируются на позитивную печатную форму. Недостатки технологии:
Другим обходным вариантом является технология с применением вывода оригинала-макета на бумагу формата А4–А3. Смонтированные полосы формата А3–А2 фотографируются репрокамерой, пленки монтируются в спуски и копируются на негативную печатную форму. Недостатки технологии:
В области трафаретной печати проблемы формных участков стоят еще серьезнее. При изготовлении малотиражной продукции — плакатов, мелкосерийной спортивной и клубной одежды, сувенирной продукции, стоимость традиционных фотоформ просто выходит за все разумные пределы. У производителей серийной продукции большого формата — свои проблемы. Стоимость фотоформ для них не так критична, но НЕВОЗМОЖНОСТЬ изготовления фотоформы необходимого формата, например, шириной от одного метра, сводит на нет все их усилия выйти победителем в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками аналогичных типов продукции. С этими проблемами сталкиваются производители керамической плитки при попытке изготовить цветные панно, ткацкие фабрики, которым необходимо накатать рисунок на ткань шириной в полтора метра, и многие другие. Где выход из тупика? А выход оказывается есть — переход на струйную печать фотоформ! В области рекламных технологий широкоформатные струйные принтеры уже давно не имеют альтернативы. Теперь их стали использовать и для изготовления репродукций произведений изобразительного искусства. Так, в США многие художники продают на вернисажах наряду со своими картинами их «фотокопии», отпечатанные струйными принтерами на текстурированной бумаге или специальном холсте. «Цифровые фотокопии» широко используются для оформления интерьеров офисов, при изготовлении аэрофотоснимков и карт, для увеличения фотографий. Разрешение струйных принтеров наконец достигло такой величины, что стало возможным просто печатать фотоформы для других способов печати. К достоинствам технологии печати фотоформ можно отнести компактность и низкую стоимость оборудования, малую себестоимость, безвредность и стабильность процесса. Уже сейчас цена принтера для печати фотоформ более чем на порядок ниже стоимости фотонаборного автомата аналогичного формата. Площади принтер занимает меньше 1 м2. Стоимость расходных материалов в несколько раз ниже стоимости размещения заказов на фотовывод. В процессе печати не применяется никакой «химии», соответственно, не образуется вредных отходов. Не нужен ни специально обученный оператор, ни курьер для отправки заказов и доставки готовых пленок. К тому же максимальный формат отпечатанных фотоформ намного превышает формат самого большого фотонаборного автомата: он определяется моделью применяемого принтера и может достигать полутора метров в ширину при неограниченной длине. Единственным недостатком является не самое высокое разрешение печатающей системы. На сегодня оно составляет 720 dpi при возможности сглаживания контуров с точностью 1440 dpi. Зато стандартные RIP’ы для струйной печати позволяют строить стохастические растры (с постоянным размером растровой точки и изменением плотности их размещения), которые обеспечивают даже более высокое разрешение при цветной печати, чем обычные полиграфические растры. Варианты новой технологи Трехслойная струйная печать обычными чернилами. При этой технологии одна и та же растровая точка печатается тремя головками струйного принтера в несколько проходов. При каждом проходе каждая из головок заполняет запечатываемую площадь частично. После нескольких проходов каждая растровая точка заполняется целиком, при этом чернила перед печатью в каждом из проходов успевают подсохнуть и не растекаются при печати соседних элементов. При таком варианте технологии используются широкоформатные принтеры ENCAD, в которых печатающие головки расположены лесенкой в направлении перемещения пленки-носителя. Благодаря такой структуре печатающей системы возможна печать растровых точек в несколько слоев. Печать нового слоя происходит поверх уже подсохшего слоя, сформированного предыдущей головкой. Последовательное, ступенчатое формирование изображения печатной системой принтеров ENCAD иллюстрируется фотографией, при печати которой использовалось обычное цветное изображение и стохастический растр. При печати фотоформ растровые точки совпадают, и с каждым новым слоем растет их оптическая плотность (рис. 1). Рис. 1. Сканированный край недопечатанного изображения Эта технология нашла свое применение в трафаретной печати рисунков на ткани, самоклеящихся этикеток и полиэтиленовых пакетов. В текстильном производстве для печати фотоформ используется принтер с разрешением 300 dpi, что позволяет формировать рисунки с линиатурой до 35 lpi, а в производстве этикеток и полиэтиленовых пакетов — 600 dpi и 70 lpi соответственно. Печать позитивных форм специальными чернилами. В этой технологии используются широкоформатные принтеры с пьезоструйной печатающей системой. Применяемые чернила обеспечивают оптическую плотность не ниже 3,5 D в ультрафиолете, а пленка-носитель имеет оптическую плотность не выше 0,16 D. Печатающая система имеет физическое разрешение 720 dpi, а принтер обеспечивает возможность ее позиционирования с шагом 1440 dpi. Это позволяет строить растры с линиатурой до 85 lpi и хорошей формой растровой точки, границы которой сглаживаются с точностью 1440 dpi. Наиболее хорошие результаты при формировании растров обеспечиваются при многопроходной печати микрокаплями, поскольку усредняются погрешности геометрического расположения форсунок печатающей головки. При линиатурах до 69 lpi можно использовать недорогие широкоформатные принтеры для САПР (чертежно-графические), например Mutoh RJ-800 Falcon. Для достижения линиатуры 85 lpi или при построении стохастических растров с разрешением 720 dpi следует использовать принтеры для печати рекламной продукции. Такие принтеры как раз и обеспечивают поддержку режима многопроходной печати микрокаплями. Фотоформы получаются отличного качества, на них практически отсутствует полошение. Печать негативных форм специальными чернилами на специальной пленке. В этой технологии так же, как и в предыдущей, используются широкоформатные принтеры с пьезоструйной печатающей системой. Применяется специальная пленка-носитель с черным покрытием, плотность которого превышает 4,5 D в ультрафиолете, сама пленка имеет матированную поверхность и оптическую плотность не более 0,2 D после удаления черного покрытия. Специальные чернила разрушают черное покрытие. После печати на струйном принтере формы протирают влажной тряпкой или промывают водой, при этом черное покрытие с запечатанных областей удаляется. Получаемые фотоформы с успехом могут использоваться для изготовления офсетных пластин, трафаретных и флексографских форм. На иллюстрациях представлены фрагменты негативных форм. На одной из них специально не полностью смыты печатающие элементы (рис. 2). Рис. 2 .Образцы негативных фотоформ
|