Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №6 (26), декабрь 2000


Александр Амангельдыев,
главный редактор журнала «Курсив»

Как получить два тиража
за те же деньги



Шестьдесят килограмм
сэкономленной бумаги
сохранит от вырубки одно
дерево, которое вырастает в
течение 50–80 лет.

Существенно снизить стоимость изготовления печатной продукции позволяют различные способы экономии бумаги.

Их много: и экономических, и технологических. Что интересно, при правильной подготовительной работе тираж можно получить практически бесплатно

Всем известно, что стоимость изготовления любой печатной продукции складывается из двух расходных статей: работа и материалы (в основном бумага, картон, пленки и т. д.) Часто бывает так, что стоимость работ фактически равняется цене бумаги. Другие же запечатываемые материалы (самоклеящиеся пленки, металлизированная бумага) — наоборот, дороже самой печати. Прочие материалы (краска, формы и т. д.) при среднем тираже на стоимость продукции существенно не влияют.

Желание издателей уменьшить затраты на бумагу, чтобы снизить общие затраты на производство того или иного издания, вполне понятны. В этой статье мы рассмотрим некоторые способы экономии бумаги. Скорее всего, некоторые из них большинству специалистов знакомы. Однако последние тенденции: снижение тиражей, увеличение номенклатуры продукции, отход от принятых при советской власти стандартов привели к появлению новых способов экономии на материале и, как следствие, на стоимости готовой продукции.

В данной статье мы не сколько будем рассматривать такие стандартные экономические способы, как поиск поставщика с наиболее низкими ценами, закупка бумаги большими оптовыми партиями со скидками и т. д. Сколько поговорим о технологических способах экономии на материале.

А вот это наш размерчик!

Самое главное — покупайте бумагу того формата, который наилучшим образом подходит для печати конкретного издания. Здесь все очень просто. Допустим, печатаем журнал «Курсив» на листовой машине форматом 70x100, соответственно, используем 16-ти страничные спуски полос. Формат издания 20x27,3 см и для печати вполне подошла бы бумага 58x82, и это с учетом необходимых полей под обрезку, контрольных шкал и потерей в клапане. Естественно, бумаги такого «экзотического» формата никто не продает (если только по спецзаказу), ближайший же стандартный размер 60x84 см встречается редко. В результате приходится использовать типовой и популярный формат 62x94 и подсчитывать убытки. На каждом листе бумаги массой 115 г/м2 мы теряем 9,5 г. При тираже 5 тыс. экз. это составляет около 50 кг бумаги. Примерная стоимость мелованной бумаги — 1,5 долл. за килограмм. На всем тираже получаем убыток — 75 долл.

Конечно, это только один пример, но он еще раз доказывает, что при выпуске издания необходимо очень внимательно следить за форматом приобретаемой бумаги. Однако в нашем случае практически невозможно найти бумагу нужного размера, а формат издания уже исторически сложился, и менять мы его не хотим. Что касается журнала «Флексо Плюс», то здесь ситуация существенно лучше — потери на одном листе составляют уже 4,5 г.

Естественно, если бы мы использовали бумагу других форматов (например, 72x102), ситуация была бы хуже. Однако в последнее время некоторые крупные бумажные компании начали поставлять бумагу нестандартных форматов. Это наиболее выгодный способ сэкономить на бумаге, особенно, если нестандартный формат требуется достаточно регулярно. В нашем случае, если бы бумага была нужного формата 58x82, то экономия составила около 120 долл.

Главное — чтобы костюмчик сидел!

Второй способ экономии на бумаге — выбор такого формата будущего издания, который бы наилучшим образом соответствовал стандартному размеру бумаги. Очень часто в этом случае допускаются ошибки. К примеру, готовится к печати четырехстраничная рекламная листовка, как последнее время принято говорить, «стандартного формата». Это означает, что она будет формата А4 (в полиграфии принято указывать формат издания в долях печатного листа, например 60x90/16, а не в сантиметрах и уж тем более не в буквенных обозначениях — А4, А3 и т. д., однако в последнее время все больше отходят от традиционной терминологии, и приходится использовать более понятные неспециалистам обозначения форматов. — Прим. авт.). Печатать ее будем на распространенных машинах формата GTO (36x52). Можно купить бумагу формата 62x94 и разрезать лист на четыре части. В результате получится лист размером 31x47, а если его придется подрезать, то и того меньше (30,5x46,5). Скорее всего, использовать такой лист для печати листовки будет невозможно: клапанного поля — 0,5 мм — не хватит, при этом ширина печатного листа окажется заведомо больше, чем необходимо (вполне достаточно было бы ширины в 43–43,5 см). Около 4 см ширины отрезанного листа бумаги пропадает. В этом случае лучше всего подошла бы бумага 62x90 (был раньше такой стандарт, однако вряд ли сейчас его удастся найти).

Но в нашем случае и это не самое страшное. Дело в том, что придется покупать бумагу еще большего формата (скорее всего, 70x100) поскольку ширины листа будет все же для печати недостаточно. Таким образом, отходы бумаги многократно возрастут. Если тираж листовки небольшой, то перерасход бумаги будет незначительным, и с этим можно смириться, но при больших тиражах убытки будут очень ощутимыми.

Из этой ситуации есть очень простой выход. Если бы при подготовке листовки к печати учитывались технологические аспекты производства, то этой проблемы можно было бы избежать. Достаточно сделать листовку на 1 см уже, тогда бы подошла бумага 62x94.

Следует отметить, что в последнее время среди дизайнеров появилось увлечение нетрадиционными форматами изданий. Чаще всего пример берут с Запада. Однако при этом не учитывается тот факт, что в нашей стране распространены лишь европейские типоразмеры бумаги. Как следствие, при производстве таких изданий возникает перерасход бумаги, за который, естественно, платить будет заказчик.

Есть еще одна любопытная вещь. В большинстве случаев стоимость печати практически не зависит от формата бумаги. Типография считает количество необходимых приладок машины и учитывает объем тиража. Насколько больше или меньше будет размер листа бумаги при запечатке в большинстве случаев не учитывается. И этим можно воспользоваться. Например, если при печати многостраничного буклета использовать формат не А4, а, скажем, несколько больший (к примеру 25x33) и печатать его на той же машине GTO, тогда у этого буклета будет на несколько полных тетрадок меньше (в нашем случае тетрадка составляет 4 полосы) при том же объеме информации. В результате удастся не только сократить объем используемой бумаги (как раз на эти самые тетради), но и уменьшить объем работ по печати, а значит быстро и недорого изготовить издание. Естественно, такие советы справедливы только чисто теоретически, и на практике ими далеко не всегда удается воспользоваться.

При планировании журнала «Пакет» мы пошли именно по этому пути (формат «Пакета» — 164x240), в результате при достаточно большом объеме — 96 полос — объем печати соизмерим с журналом «ФлексоПлюс», информации существенно больше, а напрасной потери бумаги нет совсем. Отходы, естественно, есть, но они сугубо технологические (на приладку, обрезку и т. д.)

Так что правильный выбор формата издания является одним из существенных факторов снижения затрат на его производство.

Авторская справка
Как рассчитать формат издания?

Расчет формата издания — задача не очень сложная, однако требует некоторой внимательности, аккуратности и знания технологии производства.

  • В первую очередь, надо решить, на какой печатной машине будет печататься издание, и изучить ее технологические особенности. Как минимум, следует знать размер листа и размер поля печати, а также величины технологических потерь бумаги (например, величину клапанного поля и величину отступа изображения от краев листа, тип используемой контрольной шкалы и т .д.) Следует иметь в виду, что при прочих равных условиях чем больше страниц в издании, тем большего формата печатную машину следует использовать. И наоборот, печатать листовку формата А4 на машине формата 70x100 не очень рационально.
  • n Далее следует определиться с внешним видом издания, то есть понять, какого оно будет формата: книжный — около А5, журнальный — около А4, газетный — около А3 и более.
  • Исходя из этого формата, нужно рассчитать необходимый размер бумажного листа. Например, для печати издания максимально большого книжного формата 32-страничными тетрадями на машине 72x104 потребуется лист аналогичного размера. В итоге ориентировочный формат издания будет 18x26 см.
  • После этого следует подобрать стандартный формат бумажного листа, на котором планируется печатать тираж. Это не такая простая задача, надо будет выяснить у бумажных оптовиков, какие у них есть типовые размеры бумаги. Если планируется периодическое издание, печатать которое придется регулярно, следует узнать, насколько часто бумага выбранного формата бывает на складе, и не получится ли так, что для печати следующего тиража ее будет очень трудно достать. В нашем случае наиболее часто встречающийся и подходящий нам формат листа — 72x102.
  • Необходимо вычислить реальный формат издания. Для этого нужно учесть все необходимые технологические потери бумаги (рис 1). Это: клапанное поле, поле для контрольной шкалы, поле для служебной информации и приводочных крестов, поля для фальцовки и последующей обрезки, необходимые отступы изображения от краев листа и т.д. В результате место для издания составит 69x100. При этом следует учесть, что в спуске размер полосы должен быть, как минимум, на 0,5 см шире и на 1 см длиннее требуемого, для того чтобы можно было обрезать сфальцованный и сшитый блок.
  • Таким образом, получается, что формат издания может быть: до обреза — 17,2x25, после обреза – 16,7x24. Полученный формат достаточно близок к более популярному в последнее время А5 (15x21), но при тех же объемах печати и бумаги, емкость полосы на 15% больше.

Рис. 1.Потери бумаги на технологические нужды

Как получить два тиража за те же деньги Cтраница 1