International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Александр Амангельдыев, Как получить два тиража
Их много: и экономических, и технологических. Что интересно, при правильной подготовительной работе тираж можно получить практически бесплатно Всем известно, что стоимость изготовления любой печатной продукции складывается из двух расходных статей: работа и материалы (в основном бумага, картон, пленки и т. д.) Часто бывает так, что стоимость работ фактически равняется цене бумаги. Другие же запечатываемые материалы (самоклеящиеся пленки, металлизированная бумага) — наоборот, дороже самой печати. Прочие материалы (краска, формы и т. д.) при среднем тираже на стоимость продукции существенно не влияют. Желание издателей уменьшить затраты на бумагу, чтобы снизить общие затраты на производство того или иного издания, вполне понятны. В этой статье мы рассмотрим некоторые способы экономии бумаги. Скорее всего, некоторые из них большинству специалистов знакомы. Однако последние тенденции: снижение тиражей, увеличение номенклатуры продукции, отход от принятых при советской власти стандартов привели к появлению новых способов экономии на материале и, как следствие, на стоимости готовой продукции. В данной статье мы не сколько будем рассматривать такие стандартные экономические способы, как поиск поставщика с наиболее низкими ценами, закупка бумаги большими оптовыми партиями со скидками и т. д. Сколько поговорим о технологических способах экономии на материале. А вот это наш размерчик! Самое главное — покупайте бумагу того формата, который наилучшим образом подходит для печати конкретного издания. Здесь все очень просто. Допустим, печатаем журнал «Курсив» на листовой машине форматом 70x100, соответственно, используем 16-ти страничные спуски полос. Формат издания 20x27,3 см и для печати вполне подошла бы бумага 58x82, и это с учетом необходимых полей под обрезку, контрольных шкал и потерей в клапане. Естественно, бумаги такого «экзотического» формата никто не продает (если только по спецзаказу), ближайший же стандартный размер 60x84 см встречается редко. В результате приходится использовать типовой и популярный формат 62x94 и подсчитывать убытки. На каждом листе бумаги массой 115 г/м2 мы теряем 9,5 г. При тираже 5 тыс. экз. это составляет около 50 кг бумаги. Примерная стоимость мелованной бумаги — 1,5 долл. за килограмм. На всем тираже получаем убыток — 75 долл. Конечно, это только один пример, но он еще раз доказывает, что при выпуске издания необходимо очень внимательно следить за форматом приобретаемой бумаги. Однако в нашем случае практически невозможно найти бумагу нужного размера, а формат издания уже исторически сложился, и менять мы его не хотим. Что касается журнала «Флексо Плюс», то здесь ситуация существенно лучше — потери на одном листе составляют уже 4,5 г. Естественно, если бы мы использовали бумагу других форматов (например, 72x102), ситуация была бы хуже. Однако в последнее время некоторые крупные бумажные компании начали поставлять бумагу нестандартных форматов. Это наиболее выгодный способ сэкономить на бумаге, особенно, если нестандартный формат требуется достаточно регулярно. В нашем случае, если бы бумага была нужного формата 58x82, то экономия составила около 120 долл. Главное — чтобы костюмчик сидел! Второй способ экономии на бумаге — выбор такого формата будущего издания, который бы наилучшим образом соответствовал стандартному размеру бумаги. Очень часто в этом случае допускаются ошибки. К примеру, готовится к печати четырехстраничная рекламная листовка, как последнее время принято говорить, «стандартного формата». Это означает, что она будет формата А4 (в полиграфии принято указывать формат издания в долях печатного листа, например 60x90/16, а не в сантиметрах и уж тем более не в буквенных обозначениях — А4, А3 и т. д., однако в последнее время все больше отходят от традиционной терминологии, и приходится использовать более понятные неспециалистам обозначения форматов. — Прим. авт.). Печатать ее будем на распространенных машинах формата GTO (36x52). Можно купить бумагу формата 62x94 и разрезать лист на четыре части. В результате получится лист размером 31x47, а если его придется подрезать, то и того меньше (30,5x46,5). Скорее всего, использовать такой лист для печати листовки будет невозможно: клапанного поля — 0,5 мм — не хватит, при этом ширина печатного листа окажется заведомо больше, чем необходимо (вполне достаточно было бы ширины в 43–43,5 см). Около 4 см ширины отрезанного листа бумаги пропадает. В этом случае лучше всего подошла бы бумага 62x90 (был раньше такой стандарт, однако вряд ли сейчас его удастся найти). Но в нашем случае и это не самое страшное. Дело в том, что придется покупать бумагу еще большего формата (скорее всего, 70x100) поскольку ширины листа будет все же для печати недостаточно. Таким образом, отходы бумаги многократно возрастут. Если тираж листовки небольшой, то перерасход бумаги будет незначительным, и с этим можно смириться, но при больших тиражах убытки будут очень ощутимыми. Из этой ситуации есть очень простой выход. Если бы при подготовке листовки к печати учитывались технологические аспекты производства, то этой проблемы можно было бы избежать. Достаточно сделать листовку на 1 см уже, тогда бы подошла бумага 62x94. Следует отметить, что в последнее время среди дизайнеров появилось увлечение нетрадиционными форматами изданий. Чаще всего пример берут с Запада. Однако при этом не учитывается тот факт, что в нашей стране распространены лишь европейские типоразмеры бумаги. Как следствие, при производстве таких изданий возникает перерасход бумаги, за который, естественно, платить будет заказчик. Есть еще одна любопытная вещь. В большинстве случаев стоимость печати практически не зависит от формата бумаги. Типография считает количество необходимых приладок машины и учитывает объем тиража. Насколько больше или меньше будет размер листа бумаги при запечатке в большинстве случаев не учитывается. И этим можно воспользоваться. Например, если при печати многостраничного буклета использовать формат не А4, а, скажем, несколько больший (к примеру 25x33) и печатать его на той же машине GTO, тогда у этого буклета будет на несколько полных тетрадок меньше (в нашем случае тетрадка составляет 4 полосы) при том же объеме информации. В результате удастся не только сократить объем используемой бумаги (как раз на эти самые тетради), но и уменьшить объем работ по печати, а значит быстро и недорого изготовить издание. Естественно, такие советы справедливы только чисто теоретически, и на практике ими далеко не всегда удается воспользоваться. При планировании журнала «Пакет» мы пошли именно по этому пути (формат «Пакета» — 164x240), в результате при достаточно большом объеме — 96 полос — объем печати соизмерим с журналом «ФлексоПлюс», информации существенно больше, а напрасной потери бумаги нет совсем. Отходы, естественно, есть, но они сугубо технологические (на приладку, обрезку и т. д.) Так что правильный выбор формата издания является одним из существенных факторов снижения затрат на его производство.
Расчет формата издания — задача не очень сложная, однако требует некоторой внимательности, аккуратности и знания технологии производства. Рис. 1.Потери бумаги на технологические нужды
|