Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №7 (27), февраль 2001


Сколько шрифтов нужно для счастья? Cтраница 3

Гуманистические гротески

Гуманистические гротески появились в то же время, что и геометрические, как их антитеза. Они основаны на структуре гуманистической антиквы, но лишена засечек и каплевидных окончаний. Знаки гуманистических гротесков открыты, разноширинны и, как правило, отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Эти шрифты сейчас очень популярны. Они часто используются вместе с определенной антиквой, а иногда и проектируются вместе. Среди гуманистических гротесков можно назвать шрифты Гилл Санс, ITC Гауди Санс, Люсида, FF Мета, Оптима, ITC Официна Санс, Синтакс, Тезис Санс, Фрутигер, ITC Эрас.

В кириллической библиотеке есть качественные версии шрифтов ITC Официна Санс, Синтакс под псевдонимом Гуманист 531 (рис. 11), хороший вариант шрифта Фрутигер (ФриСет) и несколько менее удачных вариантов гарнитур Гилл Санс, Люсида, Оптима, ITC Эрас. Доступны кириллические версии известных шрифтов Вердана фирмы Microsoft и Мириад от Adobe. Вместе с тем хотелось бы иметь более качественные кириллические версии таких важных шрифтов, как Гилл Санс и Оптима, а также кириллические варианты новых гуманистических гротесков, например, Арго, FF Мета, Тезис Санс и др. (рис. 12).

Рис. 11. Гарнитура Гуманист 531 (Syntax). Гуманистический гротеск с едва заметным наклоном прямых знаков. Дизайнер Х. Майер (1968), дизайнеры кириллической версии И. Слуцкер, М. Шмавонян (1999)

Рис. 12. Современные гуманистические гротески разрабатываются во множестве вариантов, включая настоящие курсивные (не наклонные) начертания

Неогротески, или новые гротески

Неогротески, возникшие после Второй мировой войны на основе переработанных старых шрифтов типа Акциденц-Гротеск и связанные с расцветом швейцарской типографики 60-х гг. XX в., в общем доступны нашим дизайнерам. Это — известная всем Гельветика и подобные ей закрытые одноширинные неконтрастные гротески (Видео, Универс, Фолио). Лучшими кириллическими вариантами Гельветики мы назвали бы Прагматику (рис. 13) и Гелиос; есть у нас также Бастион, Леттерика, Сирветика, Хильветика, Ванта и другие. Имеются кириллические версии шрифтов Гельветика, Нойе Гельветика и Универс фирмы «Линотайп». К этой же подгруппе относится и шрифт Ариал фирмы «Монотайп», лучше других читаемый на экране компьютера, но совершенно невыносимый на бумаге.

Рис. 13. Гарнитура Прагматика, кириллизованный вариант неогротеска Helvetica (Neue Haas Grotesk). Дизайнеры Э. Хоффман, М. Мидингер (1957), дизайнер кириллической версии В. Ефимов (1989–94)

Тем не менее в кириллице почти не представлено важное достоинство неогротесков — огромное количество начертаний, разработанное на Западе для большинства из них. Число начертаний наиболее развитых гарнитур Гельветика, Нойе Гельветика и Универс далеко не ограничено нормальным, полужирным и наклонным; оно составляет несколько десятков (Гельветика — 24 начертания, Нойе Гельветика — 51 начертание, Универс — 21 начертание, Линотайп Универс — 59 начертаний), что дает зарубежному дизайнеру невиданный простор для творчества (рис. 14). У нас же полных версий этих гарнитур пока нет.

Рис. 14. Самая первая системно спроектированная полигарнитура-неогротеск Univers насчитывает вместе с наклонными 21 начертание. Дизайнер А. Фрутигер (1957)

Шрифты с едва наметившимися засечками (Glyphic)

Так называются шрифты без засечек, но с некоторым намеком на них, например, Альбертус, Америго, Икон, Копперплэйт Готик, Крили, ITC Сериф Готик (рис. 15), ITC Ньютекст, Спартан («Монотайп»), Фриц Квадрата. В некотором смысле сюда можно также поместить известный шрифт Оптима. У нас в кириллице есть только качественная версия шрифта Фриц Квадрата (рис. 16), варианты Копперплэйт Готик (Вакансия) и Крили (Крикет), и все.

Рис. 15. Шрифты с едва наметившимися засечками (Glyphic) напоминают надписи, высеченные на камне

Рис. 16. Фриц Квадрата. Дизайнеры Э. Фриц (1965), В. Карузо (1974) и Т. Пюифулю (курсивы, 1994). Дизайнер кириллической версии А. Тарбеев (1997)

Другие гротески

Другие шрифты без засечек, которые невозможно отнести к основным подгруппам гротесков, главным образом, предназначены для акцидентного набора. Тем не менее, среди них тоже можно найти шрифты, пригодные для набора текстов, например, кириллические варианты латинских гарнитур Антик Олив (Оливер и ОливерНью), Пеньо (Пента), Ньюлин Санс (Янус), DIN узкий, а также такие шрифты, как Нью Скорина и Ростислав.

Декоративные шрифты

Напоследок имеет смысл заглянуть в сопредельное царство декоративных шрифтов. Без сомнения, большинство из них предназначено только для акцидентного набора, но в некоторых подгруппах можно отыскать и шрифты, пригодные для текстового набора. В кириллической библиотеке декоративных шрифтов около сотни. Так вот, в подгруппе шрифтов стиля Модерн (или Сецессион, или Ар Нуво) присутствуют кириллические версии гарнитур ITC Бенгет Готик, ITC Коринна (рис. 17), варианты шрифтов ITC Бенгет (Бенгали) и ITC Сувенир (Сюрприз). В подгруппе шрифтов, имитирующих машинописные, для набора текстов могут применяться варианты шрифта Курьер, пара других моноширинных машинописных шрифтов — Оптимус и Ятрань, а также вариант гарнитуры ITC Американ Тайпрайтер — Секретарь. Среди декоративных шрифтов латиницы подобных «текстовых находок» можно сделать гораздо больше.

Рис. 17. Гарнитура ITC Коринна разработана на основе рисунков шрифтов стиля Модерн начала ХХ в. Дизайнеры Э. Бенгет, В. Карузо (1974), дизайнер кириллической версии Л. Кузнецова (1995–97)

Сколько шрифтов нужно для счастья? Cтраница 3