«Пакет« №1 (1), декабрь 1999
(На страницу 1)
|
|
|
Оптические защитные средства
|
Оптические защитные средства основаны на голографической технологии и представляют собой широкий спектр изделий, базирующийся на стандартных голографических бумагах и пленках. Самоклеящиеся этикетки с нанесенной голограммой уже давно стали неотъемлемым атрибутом различных видов упаковки (например, видеокассет). Правда, надо отметить, что сама по себе голограмма не может служить единственным средством защиты упаковки, так как покупатель зачастую обращает внимание не на содержание голограммы, а на сам факт ее наличия.
Как правило, фирмы-поставщики предлагают ограниченное количество узоров, но под заказ может быть сделан любой фон, содержащий торговые марки, картинки или логотипы.
Из новейших разработок стоит отметить систему ACS — (Authentity Control System) — фирмы Fasson. Принцип работы этих этикеток основан на системе трехмерного голографического сканирования. На поверхность магнитной пленки, состоящей из нескольких металлических и неметаллических слоев, тиснением наносится голограмма. Комбинация различных голограмм, слоев и формы этикетки создает уникальный сигнал, на который и программируется считывающее устройство. Сигнал считывается бесконтактно, через бумагу, стекло и т. п., на расстоянии до 5 см. Подделать такую этикетку невозможно. Кроме того, при попытке ее отклеить, она необратимо повреждается.
Однако, все усилия по защите продукции окажутся тщетными, если не предпринять мер для устранения возможности вскрытия упаковки. Производитель несет двойной урон: тратится на дорогую полиграфию, усложняет форму упаковки, а в результате теряет покупателей, которые, один раз обнаружив в фирменной упаковке некачественный товар, отказываются при следующей покупке от продукта этой марки.
На сегодняшний день известно достаточно много средств, позволяющих обнаружить факт вскрытия упаковки.
Материалы, показывающие, была ли попытка вскрыть упаковку
|
Эти материалы используются, чтобы сразу можно было определить, была ли попытка удалить этикетку с целью вскрытия упаковки. Их особенность — очень низкое внутреннее сопротивление на разрыв. Иногда таким требованиям отвечают стандартные материалы с сильным постоянным клеем в сочетании с дополнительными прорезями по площади этикетки. Одним из наиболее простых и распространенныхспособов в России является этикетка, соединяющая крышку и контейнер. Но иногда требуются специальные материалы, такие, как:
- Легко рвущиеся бумаги небольшой массы — Fasson Semi Clear Paper (40 г/м2) и Fasson Fine Paper (25 г/м2) Обычно такие бумаги используются в многослойных конструкциях самоклеящихся материалов, однако их низкая прочность (в сочетании с сильным клеем) позволяет использовать их в качестве средства защиты продукта.
Легкоразрушаемый самоклеящийся материал часто используется для подтверждения подлинности содержимого емкости (в данном случае канистры с моторным маслом).
При попытке отклеить эту своеобразную «пломбу» она разрушается и восстановлению не подлежит
- Fasson Foamtac. Эта полистироловая пленка состоит из двух слоев — вспененного нижнего и очень тонкого верхнего. При попытке удалить этикетку верхний слой рвется, а нижний, пропитанный клеем, остается на упаковке. Эта недорогая пленка довольно популярна в России.
- Ultra-destructible Vinyl. Многие фирмы предлагают эти ПВХ-пленки небольшой толщины. Снять такую этикетку очень сложно, так как адгезия используемых вместе с этим материалом клеев выше его сопротивления на разрыв, и этикетка разрывается на мелкие фрагменты. Этот материал можно запечатывать как обычными способами, так и термопереносом.
- Кроме вышеперечисленных, существуют пленки, верхний слой которых сморщивается при снятии этикетки. Нарушение целостности упаковки сразу становится заметным.
Как правило, это белые или полупрозрачные полиэфирные пленки. При попытке удалить такую этикетку клеевой слой разрушается, оставляя на поверхности надпись или рисунок. Эта надпись обычно представляет собой слово VOID (англ. недействительный, не имеющий силы — отсюда и название), но может быть сделана любой по требованию заказчика. Как и UD Vinyl, эти пленки можно запечатывать термопереносом, а также производить горячее тиснение фольгой.
Пленка типа VOID: при попытке удалить наклейку появляется надпись, скрыть которую в дальнейшем невозможно. Изготовление дубликата такой наклейки неэффективно — обеспечить низкую стоимость одного экземпляра можно только при большом тираже
Как наклейка превращает обычную коробку в сейф
|
Часто разработки, проводимые совместно конечными потребителями, производителями этикеток и поставщиками материалов, приводят к подходящему решению. Пошаговый путь от выбора цели, нахождения оптимального соотношения цены и качества и до исключения возможных путей вскрытия — комплексный технический процесс, который выполняется экспертами фирм-поставщиков.
Защитные свойства самоклеящихся этикеток могут быть достигнуты путем комбинации различных защитных материалов, красок и поверхностных покрытий, защитной печати, ламинирования и высечки. Возможно:
- использование блинтового тиснения и горячего тиснения фольгой;
- применение специальных видов печати (трафаретная, металлография и т. п.);
- ламинирование голографической пленкой;
- просечки, затрудняющие удаление этикетки;
- использование специальных красок (например, изменяющих цвет при изменении температуры или фосфоресцирующих);
- надпечатывание меняющейся информации (идентификационные номера, обычные и двухмерные штрих-коды).
Зачастую этикетка может сочетать в себе сразу несколько защитных функций. Например, одна из российских идентификационных марок для алкогольной продукции несет на себе голограмму, сразу указывающую на подлинность товара, и двумерный штрих-код, служащий для его идентификации. Напечатана же эта марка на материале, который невозможно удалить, не повредив его.
Легкоразрушаемые наклейки с нанесенной голограммой — один из самых надежных способов защиты содержимого упаковки (в данном случае коробки с лекарством) от фальсификации. Материал с низким сопротивлением на разрыв не позволяет вскыть упаковку и подменить содержимое, а голограмма гарантирует большие сложности при подделке самой наклейки
Думайте сами, решайте сами …
|
Из всего вышесказанного видно, что спектр защитных этикеток достаточно широк. Каждый производитель, нуждающийся в защите своего товара, вправе решать эту задачу самостоятельно или доверить выбор специалистам.
В любом случае, критериями выбора, очевидно, послужат несколько факторов, например:
- Цена товара. Комплексная защита — не самая дешевая из услуг, поэтому необходимо четко представлять, насколько этикетка повысит цену товара, и что предпочтет неизбалованный качеством российский потребитель — безопасность или экономию.
- Способ распространения. В некоторых случаях сам способ распространения является гарантией сохранности товара. Чем больше звеньев в цепочке «производитель — потребитель», тем выше опасность воровства или подмены.
- Целевая группа. В первую очередь следует защищать от подделки товары, подмена которых может нанести ущерб здоровью потребителей. В эту группу входят продукты питания, товары для детей и лекарства, хотя, конечно, это далеко не полный перечень.
Конечно, защита товара от подделки — дело хлопотное и дорогостоящее, но фирма, заботящаяся о здоровье и благополучии потребителей, в конечном итоге завоюет их доверие и приобретет широкий круг покупателей, которые будут из года в год пользоваться товаром именно этой торговой марки.
Еще один пример материала, изменяющего цвет при нагревании. Такой материал выдерживает достаточно высокую температуру и может применяться для упаковки пищевых продуктов, подлежащих разогреву, к примеру, в микроволновой печи. Если в процессе подогревания изменился цвет этикетки — продукт подлинный
|
Вместо заключения |
В статье перечислена лишь часть известных способов защиты товара от фальсификации методом нанесения на упаковку тех или иных защитных элементов. Их гораздо больше, и это число постоянно пополняется. Тем, кто всерьез озадачен проблемами защиты своей продукции, можно дать только один совет: используйте такие средства защиты, которые мало известны, или те, которые можно подделать только с применением дорогостоящей техники — в обоих случаях вероятность фальсификации снижается.
Есть и еще один аспект затронутой проблемы. Чтобы иметь возможность распознать подлинный товар, покупатель должен знать, как он защищен. Соответственно, необходимо информировать покупателя о том, как проверить товар на подлинность. А это, в свою очередь, может помочь изготовить подделку.
Получается заколдованный круг… |
(На страницу 1)
|
(В начало)
|
|
|