«Пакет« №4 (5), ноябрь 2000
Оксана Щарба
менеджер по рекламе
ООО «Окант»
Лучше меньше, да лучше
Особенности упаковки продуктов небольшими объемами
Порционная упаковка продуктов (или упаковка небольшими объемами) с успехом используется во всем мире для повышения объема продаж, проведения рекламных кампаний, создания фирменного стиля. В нашей стране этот способ упаковки не нашел широкого распространения. В чем же причина: в особенностях восприятия товаров российскими покупателями или в элементарном отсутствии информации об этой форме упаковки у товаропроизводителя? |
Переход на порционную упаковку приносит товаропроизводителю двойную выгоду: ее чаще покупают из-за удобства использования и доступной цены, а стоимость порции товара в ней возрастает в 5–10 раз
|
Так уж исторически сложилось, что упаковка товаров мелкими порциями (небольшим весом) в нашей стране не очень распространена. Если с каким-нибудь молотым перцем все обстоит более или менее неплохо (хотя пакет обычно заполнен им менее чем на половину и мог бы быть более компактным), то порционной упаковки кетчупа отечественного производства Вы в магазинах не встретите наверняка. Да и нужны ли потребителям эти маленькие, порционные пакетики? За времена дефицита в нашей стране привыкли покупать все большими упаковками, впрок, а дома пересыпать (или переливать) неизрасходованную часть продукта в какие-нибудь баночки. При этом в развитых странах мелкая порционная упаковка очень развита, и, как считается, способствует увеличению популярности продукта и росту объема продажѕ Давайте разберемся вместе, за счет чего это происходит и какие проблемы может решить эта форма упаковки.
Рассмотрим несколько ситуаций, в которых мелкообъемная упаковка может быть наиболее удачным решением.
Возможность опробовать новый продукт, не затратив на это больших сумм. Покупать упаковку большого объема «на пробу» вряд ли кто-то решится, а вот маленькую — вполне могут. Например, парфюмерно-косметическая фирма разработала новую серию по уходу за волосами, в которую входят шампунь, бальзам-ополаскиватель и гель для укладки. Продукция качественная, изготовлена по мировым стандартам и стоит недешево. Набор пылится на полке магазина: его ведь никто не знает, а значит, приобретать, тем более за большие деньги, не торопится. Хорошо производителю чая или кофе: провел в магазине дегустацию, покупатели попробовали и запомнили. А вот голову мыть в магазине вряд ли кто-то согласится. Выход — так называемый «пробник», который вручается покупателям вместе с привычным, знакомым товаром той же фирмы, или продается за очень небольшую сумму. Многие западные фирмы уже давно и с большим успехом используют эту систему для продвижения на рынке нового товара или новой разновидности известной торговой марки. А вот российские товаропроизводители этого делать почему-то не торопятся. Возможно, дело в элементарном отсутствии информации о мелкодозируемой упаковке? Или же в отсутствии должного представления о правилах «раскрутки» и рекламирования своего товара. В этом случае мелкая упаковка играет в основном сугубо рекламную роль.
Чем меньше размер и плотнее материал пакета, тем лучше он выглядит
Упаковка продуктов с очень малым расходом. В первую очередь, к таким продуктам относятся специи. Справедливости ради следует отметить, что специи и сейчас очень часто продаются в пакетах небольшого объема, однако вопрос не в абсолютной величине, а в относительной. Если небольшой пакет перца (50 г) расходуется в течение нескольких месяцев (на приготовление одного блюда используется в большинстве случаев 1–2 г), то хранить его придется долго. За это время он может и истереться, и порваться, и промокнуть. И что самое главное, перец, хранящийся в открытом пакете, быстро выдыхается, и за несколько месяцев приходит практически в полную негодность. Выход один: купив такой пакет с перцем тут же пересыпать его в специальную баночку. Именно так, как правило, и поступают.
Другое дело, если бы тот же перец продавался в маленьких пакетах по 3–5 г. Тогда его можно было бы открывать непосредственно в процессе приготовления блюда и, с одной стороны, иметь всегда свежие специи, а с другой — не ломать голову, куда его пересыпать.
Популярные блюда быстрого приготовления требуют красочной и удобной порционной упаковки
Есть и еще один аспект: фирма занимается реализацией специй (черного или красного молотого перца, кориандра, тмина, гвоздики). Качество продукта сомнения не вызывает, а объем продаж постепенно, но неуклонно движется к нулевой отметке. В чем дело? Конечно, в конкуренции. Сейчас в каждом супермаркете можно обнаружить великое множество одинаковых специй от разных производителей, которые, естественно, отличаются только размерами, материалом и дизайном пакетиков. Опыт показывает, что в этой жесткой конкуренции побеждает порционный компактный пакет из плотного материала. Во-первых, пакет большого (по сравнению с другими) объема выглядит менее надежным. Во-вторых, он чаще теряет товарный вид при хранении и транспортировке (загнутые уголки, заломы, потертости и т. п.) В-третьих, как это ни странно, современная домохозяйка готова заплатить большую сумму за пакет меньшего объема (в этом случае она платит за удобство, ей не нужно ломать голову, куда пересыпать оставшуюся часть продукта).
Одноразовая упаковка. В настоящее время бурными темпами развивается сеть предприятий быстрого питания, которые очень заинтересованы в мелкообъемной упаковке таких продуктов как сахар, кофе, кетчуп, соль, майонез, соусы и т. д. В этом случае упаковка разрабатывается таким образом, чтобы продукта хватило на одно потребление. В большинстве зарубежных стран есть даже специальный бизнес — изготовление одноразовой мелкодозируемой упаковки вышеперечисленных товаров с символикой предприятия (гостиницы, ресторана, клуба и т. д.) Такую упаковку предприятия с удовольствием заказывают. Считается престижным подавать к столу, например, сахар в пакетике с логотипом кафе. Более того, подобные мелкие упаковки многие покупатели с удовольствием будут брать в дорогу или на пикник.
Продукты быстрого приготовления. Все больше товаропроизводителей осваивают выпуск продуктов быстрого приготовления. Надо ли говорить, что в этом случае упаковка должна быть рассчитана так, чтобы ее хватило на одну (реже — на две-три) порции. В последнее время стало популярным добавлять к блюду отдельно упакованные приправы и соусы. Причем, в ряде случаев вкусовые добавки также прилагаются в отдельном пакете, а не вводятся в основной продукт (именно так поступают многие производители лапши быстрого приготовления). Если пофантазировать, то теоретически в упаковку можно вкладывать несколько пакетов со вкусовой приправой, в этом случае каждый может выбрать соус на свой вкус. Естественно, мы перечислили далеко не все ситуации, в которых необходима упаковка небольшого размера. И все же, если Вы полагаете, что она поможет Вам решить свою проблему, перейдем к делу.
Материалы порционных пакетиков
|
Конечно, выбор материала упаковки в каждом конкретном случае различен. Все зависит от биохимического состава фасуемого продукта, требуемого объема, срока хранения и, не в последнюю очередь, от цены. Можно дать лишь очень обобщенные рекомендации по выбору материала.
Можно купить отдельно кофе и сахар, а можно - готовую смесь для приготовления напитка. Удобно!
Обычно основными требованиями, предъявляемыми к материалам порционных упаковок являются:
- Влагонепроницаемость. Требование совершенно очевидное и справедливое как для молотого перца или чая, так и для шампуня. Являясь одноразовой, упаковка вряд ли требует большого срока хранения, однако она должна надежно защитить продукт от нежелательного проникновения влаги (как снаружи, так и изнутри);
- Жиронепроницаемость. Особенно актуально это требование для порционной упаковки таких жиросодержащих пищевых продуктов как, например, майонез. Упаковка косметических средств, в частности, кремов и лосьонов, также предполагает строгое соблюдение этого требования;
- Сопротивляемость проникновению кислорода воздуха. Это свойство актуально, например, для таких пищевых продуктов, чувствительных к воздействию кислорода, как сливки и соусы;
- Высокие барьерные свойства. Для некоторых видов продукции, например, чая, кофе, специй, очень важно, чтобы продукт с одной стороны не выдыхался, а с другой — не впитывал запахи извне. В этом случае оправдано использование материалов с высокими барьерными свойствами, для чего часто используют алюминиевую фольгу и реже — ПЭТ;
- Защита от пыли. Иногда некоторые из описанных выше продуктов (например, чай) упаковывают в картонные коробки, которые не обеспечивают должной защиты от проникновения грязи и пыли во время транспортировки. Использование герметичных пакетов полностью снимает подобную проблему.
Все вышеперечисленные требования определяют применение для упаковки мелкодозируемых продуктов современных многослойных и комбинированных материалов. Наиболее часто применяются комбинации бумаги с полиэтиленом (ПЭ), полиэтилентерефталатом (ПЭТ), полипропиленом (ПП) или фольгой. Полиэтилен, как правило, выполняет технологическую функцию (термосвариваемость). Для обеспечения защитных свойств используются фольга, бумага и полипропилен. ПЭТ-напыление выполняет барьерную функцию. Барьерные свойства ПЭТ используются при упаковке кетчупов, соусов, майонеза и горчицы. Для упаковки косметических продуктов обычно применяют двухслойную пленку, которая состоит из ПЭ и бумаги. Вместо бумаги можно также использовать металлизированные пленки или фольгу.
В заключение можно сказать, что мелкая фасовка товаров — характеристика не столько количественная, сколько качественная. Ее нельзя охарактеризовать в граммах или миллилитрах. Для каждого вида продукции понятие мелкой упаковки свое. Например, для майонеза 50 г это мелкая упаковка, а для перца — большая. Здесь следует ориентироваться скорее на изменения потребительских качеств товара при смене вида упаковки. Выпуск продуктов в мелкодозируемой (порционной) упаковке либо носит сугубо рекламно-маркетинговый характер, либо позволяет существенно повысить объемы потребления товара.
|
Упаковочное оборудование |
Достоинствами машин мелкой фасовки являются: небольшие габариты, низкая энергопотребляемость, низкий уровень шума, а также простота в эксплуатации. При приобретении оборудования такого типа не лишним будет обратить внимание на следующие функции: визуальный контроль температурного режима, датчик фотометки, наличие выводного транспортера, возможность изменения скорости процесса упаковки, размеров пакета, пределов дозировки, возможность использования пленок из различных материалов, в частности, содержащих полиэтилен или имеющих ПЭ-напыление.
В зависимости от продукта машины мелкой фасовки комплектуются дозаторами различных типов: объемными, шнековыми, жидкостными или счетной вибропластиной. Машины с объемным дозатором служат для фасовки и упаковки сыпучих продуктов (кофе, чай, соль, сахар, орехи). Машины со шнековым дозатором предназначены для пылящих порошкообразных продуктов (молотый кофе, перец, другие специи, сухие сливки); с жидкостным дозатором — для жидких, гелеобразных, труднотекучих продуктов (кетчуп, майонез, горчица, кремы, шампуни).
Упаковочная машина, работающая в автоматическом режиме, может одновременно производить измерения, контролировать подачу материала и скорость изготовления пакетов. Надежен и стабилен контроль при помощи фотоэлемента: для этого используется упаковочный материал с нанесенной цветовой меткой. Кроме того, возможно автоматическое нанесение номера партии товара и надреза для быстрого распечатывания пакета. Все механические детали, соприкасающиеся с фасуемым продуктом, изготовлены, как правило, из нержавеющей стали и нетоксичной неразлагающейся пластмассы.
Благодаря небольшому весу и габаритам, автомат не нуждается в закладке фундамента и анкеровке. Не требуется и подключение компрессора — оборудование может быть установлено в любом помещении.
Целесообразность приобретения оборудования можно рассчитать исходя из следующих цифр: двухслойный материал (бумага/полиэтилен) обойдется 6,3–6,5 долл. США за 1 кг, трехслойный материал (полиэтилен/фольга/лавсан) — 8,5–10 долл. США за 1 кг, стоимость самого фасовочно-упаковочного автомата производства Болгарии, предлагаемого фирмой «Окант», составляет около 10 тыс. долл. США.
Автомат фасовочно-упаковочный универсальный
|
|
Комментарий редакции
Немного психологии |
В дополнение к теме статьи хочется привести несколько фактов, отмеченных психологами. Возможно, эти наблюдения помогут некоторым товаропроизводителям увеличить объем продаж своей продукции.
- Почти всем домохозяйкам известно правило: «чем мельче продукт нарезан, тем полнее он съедается». Это наблюдение справедливо и в случае потребления мелкофасованных продуктов. Упаковку большого размера покупатель не всегда захочет приобрести, а пару маленьких — очень даже может быть.
- Мелкофасованный продукт, как правило, кажется недорогим. Купить трехграммовый пакетик соли можно, условно говоря, за 50 копеек, что кажется совсем недорого. И если кому-то нужно купить соль в дорогу, он вряд ли возьмет килограммовую пачку и будет отсыпать из нее те самые 5–10 грамм, если может купить 2–3 пакетика по 50 коп. При этом важно понимать, что стоимость килограмма соли в маленьких порционных пакетиках будет составлять 20–30 рублей. Таким образом, мелкофасованный продукт на самом деле в 5-10 раз (!) дороже, чем его аналог в традиционной упаковке. Тем не менее, он приобретается, поскольку стоимость единицы товара невелика. (Естественно, подсчет не совсем корректный: в разнице стоимостей необходимо учесть расходы на материал для упаковки и сам процесс фасовки, но тем не менее, цена мелко- и традиционно расфасованного продукта будет отличаться в несколько раз).
- Мелкую упаковку охотнее приобретают «на пробу», и вообще, мелкая расфасовка способствует тому, что приобретается большее число разных видов товаров. Как правило, покупатель с большим удовольствием купит несколько маленьких пакетиков с разными орехами или чипсами, чем один большой.
- Мелкая упаковка (особенно одноразовая) способствует перерасходу продукта покупателем. К примеру, Вы приобретаете к чаю упаковку сахара, в которой находится два кусочка. На самом деле Вы любите чай с одним кусочком сахара, и именно его в чай и положите. А второй кусочек фактически куплен зря. Если бы была возможность взять из большой упаковки один кусок сахара, то Вы бы так и поступили. Но мелкая упаковка вынудила Вас приобрести лишний.
Каждый конкретный продукт требует отдельного маркетингового исследования психологических реакций покупателей на порционную расфасовку, однако приведенных здесь фактов вполне достаточно, чтобы понять: для товаропроизводителей мелкая упаковка может оказаться очень действенным способом увеличения объема продаж. |
|
(В начало)
|
|
|