«Пакет» №2(7), апрель 2001
Олег Хлопьянов
Марина Лабинская
рекламное агенство «Зона-4» Что нового в "Серебряном бору"?
Недорогие кондитерские изделия. Нужен ли им особый дизайн?
При наличии солидного рекламного бюджета проблем с дизайном как правило, не возникает. Художественное оформление дорогой эксклюзивной продукции и придумать легче. А попробуйте-ка создать оригинальный дизайн обычного вафельного торта! Причем с учетом вкусов целевой аудитории... |
Не секрет, что рекламировать банальный товар сложнее, чем уникальный. Трудно подчеркнуть особенности и неповторимость того, что производят практически все, и что покупатель не идентифицирует как продукцию определенного производителя, а лишь как предмет практически повседневной необходимости. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции рекламировать товар надо, иначе Вас опередят более расторопные и находчивые производители. Обидно будет.
Попробуйте создать дизайн для рекламы вафельного торта. Что нового можно о нем сказать, как по-новому его изобразить? Кажется, все уже было... Несколько комбинатов, торты которых одинаковые, как близнецы, практически поровну делят между собой покупателей и объем выручки. Тихо, мирно, без ссор и конкуренции. И рецептура упомянутых кондитерских изделий до сих пор подчиняется жестким стандартам и никак не зависит от предприятия-производителя. Стоит ли что-то менять? Да и надо ли тратить деньги (прямо скажем, немалые) на «раскрутку» дешевого продукта, который покупается практически каждым жителем огромной страны ежедневно? Ответ: конечно! Тем более, что если разделить сумму рекламных расходов на тираж, цифра получается бесконечно малая, на цену продукта не влияющая. А конкуренты ждать не будут.
В разработке дизайна для недорогой продукции есть своя специфика. Упаковка должна выглядеть привлекательной, но доступной по цене
|
Давайте подумаем, что может отличать обычную серию вафельных тортов конкретного производителя, кроме рецептуры.
Дизайн упаковки. Это первое, что приходит в голову. Традиционное оформление вафельных тортов всем хорошо известно. Менять его производители опасаются. А вдруг покупатель не определит, что это торт? Выход один: комплексно продуманная рекламная концепция, где дизайн коробки «привязан» к остальной рекламной кампании. Так, чтобы мысли покупателя шли приблизительно по следующему пути: «Торты - вафельные торты - вафельный торт «Лесной орех» - вафельный торт «Лесной орех» компании «Серебряный Бор» - вафельный торт «Лесной орех» компании «Серебряный Бор», который я должен купить.
«Фирменными» элементами «Серебряного бора» были рамка и логотип...
Давайте разбираться по этапам:
- торт находится на определенной полке кондитерского магазина. С этим проблем нет;
- то, что торт вафельный, понятно по коробке (форма «кирпичика», определяемая производственной линией, обязательная фотография аппетитных кусочков);
...но это вряд ли можно назвать фирменным стилем
- от белочки на коробке, наверное, никуда не деться. Вопрос в том, насколько стильно это сделано. Многие дизайнеры, не тратя сил и средств, «скачивают» симпатичных диснеевских персонажей из первого попавшегося клип-арта, меняют поворот головы зверька или «дают» в лапки орех - и готово. Фон - традиционно зеленый. Надо признаться честно, что пока этот номер проходит. И с точки зрения права, и с точки зрения художественных вкусов покупателей. Но выделиться среди конкурентов таким способом не удается. Уж очень велик соблазн повторить. Кроме того, производитель не может быть гарантированно защищен от подделок (по той же причине);
Рецептура многих отечественных кондитерских изделий до сих пор подчиняется жестким стандартам и никак не зависит от предприятия-производителя |
- а вот на этом этапе начинаются проблемы. Во первых, основная масса покупателей не отождествляет товар с конкретным производителем и пока не имеет стимула это делать. За исключением оригинальных рецептур некоторых тортов, остальные, например, те же «лесные орехи», если и отличаются по качеству, то не настолько, чтобы искать именно коломенскую, яузскую или комбината «Звездный». Единственные причины, по которым покупатель может предпочесть тот или иной комбинат - цена и «сказка». Да, сказка, или так называемая рекламная идея, где покупателю преподносят «в нагрузку» с продуктом имидж, приоритет ценностей и чуть ли не образ жизни, которому он должен стремиться соответствовать. Или который для него недостижим, но так привлекателен! (Например, всем известная рекламная мама, сервирующая стол на даче к завтраку). Покупатель предпочитает комплекс всех вышеупомянутых средств воздействия. Только когда они постоянно попадаются ему на глаза, он запоминает именно вас, и уж потом решает, хочет ли он иметь с вами дело;
Новая упаковка торта «Лесной орех». Для оформления использован рисунок акварелью
- когда все этапы комплекса выполнены, цепочка замыкается: вафельный торт «Лесной орех» компании «Серебряный Бор», который я должен купить, потому что он вкусный, производит его комбинат, которому можно доверять, и едят его, судя по рекламе, люди красивые, и здоровье у них хорошее, и у меня все хорошо будет. Приблизительно так. Вместе с едой еще и таблетку от стресса покупают.
Нетривиальный подход к хорошо известному продукту - особая забота нашего агентства. Правда, хорошо еще, если Его Величество Заказчик так же трепетно относится к внешнему виду своей продукции и упаковки (не говоря уж о качестве самого продукта).
Менее года назад среди наших заказчиков - отечественных производителей, появился булочно-кондитерский комбинат «Серебряный бор» с типовым набором продукции: хлеба всех видов, вафельные торты, пряники, вафли и т. п.
Нежные тона упаковки создают ощущение легкой ностальгии
Вспомните сегодняшние прилавки магазинов: данная группа товаров от различных производителей чаще всего пестрит в одной секции, дизайны упаковок, в большинстве случаев, насыщены букетами цветов разных оттенков, кофейными/чайными чашечками разного калибра, различного качества изображениями кусочков самого продукта. Просто и удобно. А главное, не хуже, чем у других. Правда, и не лучше. Точно также. Разница лишь в несущественных деталях. А главное, и производители, и покупатели настолько к такому дизайну привыкли, что и не видят уже, что можно было бы поменять. А менять пора. Потому что все мы, а самое главное, дети, которые скоро станут самостоятельными покупателями, уже «воспитаны» импортной упаковкой, которая, как это ни антипатриотично звучит, в большинстве случаев отличается элегантностью дизайна и высоким качеством исполнения. Можно, конечно, возразить, что иностранцы - не конкуренты нашим кондитерским изделиям, поскольку и продукцией подобной не увлекаются, и по ценам «переплюнуть» наших не смогут. И все же, глядя на все тех же иностранцев, мы постепенно начинаем понимать - без четко узнаваемого фирменного стиля - никуда. Все равно кто-то будет первым, и тогда всем остальным придется тяжело.
Олень на упаковке также отрисован вручную
Коробки тортов «Серебряного бора» до начала нашего сотрудничества выглядели как и все остальные. Перед нами ставилась задача отстроить продукцию заказчика от конкурентов, попытаться создать узнаваемую «фирменную» линию. Следует сказать, что с одной стороны, с заказчиком нам повезло. Руководство комбината дорожит имиджем предприятия, проявляет постоянную заботу о клиентах и потребителях своей продукции, что впрямую отражается на прогрессивном отношении к рекламным идеям. С другой стороны, есть вечная неприятность, типичная для любого производителя - отсутствие свободных денег в достаточном количестве для существенного инвестирования в рекламную поддержку. Понимая, что последнее обстоятельство никак не должно повлиять на качество выполняемых нами работ, мы вместе с руководством рекламной службы комбината разработали поэтапный план смены существующих дизайнов упаковок и POS-материалов (рекламы для торговых точек), что в итоге должно было привести к полной смене «лица» всей продукции в соответствии с маркетинговыми рекомендациями по целевой аудитории.
Сотрудники агенства «Зона-4» в рабочей обстановке
|
(В начало)
|
(На страницу 2)
|
|