«Пакет» №2(7), апрель 2001
(На страницу 1)
|
|
|
Кстати, давайте вместе разберемся, какова же целевая аудитория вафельных тортов?
Старая упаковка «Живописных» напоминала коробку акварели
- Первая категория покупателей - люди с невысоким достатком (в основном, пенсионеры). Вафельный торт, в отличие от дорогих кремовых, вполне доступен по цене. Его и покупают «с пенсии», к приезду детей и внуков, к приходу гостей. Старики - народ консервативный, что-то новое может им не приглянуться, а вафельный торт был, есть и будет всегда.
- Вторая, довольно многочисленная, группа покупателей - это мы с вами, вечно спешащие, все делающие на бегу. Планируя вечером поход в гости, мы вряд-ли найдем время заглянуть в специализированный магазин и выбрать подходящий и по вкусу, и по цене торт. А вот вафельный тортик в симпатичной коробочке - что-то вроде «дежурной» шоколадки, только побольше. Ничего особенного, недорогой пустячок. А самое главное, он есть «на каждом углу», в каждой комерческой палатке, в каждом магазине, поскольку хранится долго и к условиям «жизни» не капризен. Продавцы с удовольствием берут такие товары на реализацию, и не проигрывают. Правда, в последнее время взыскательный покупатель стал обращать внимание на оформление коробки. Кондитерские комбинаты уже прочувствовали, как это влияет на спрос.
Новая упаковка - некий компромисс. Живопись присутствует, но выглядит более аппетитно
Рецептура многих отечественных кондитерских изделий до сих пор подчиняется жестким стандартам и никак не зависит от предприятия-производителя |
Как вы уже догадались, коробки вафельных тортов «Серебряного бора» требовали доработки. То, что торты и чашечки всем порядком поднадоели, было ясно давно. Комбинат решил пойти другим путем и создать довольно стогую, без излишеств, упаковку. Общий стиль изделий решили подчеркнуть шрифтом, графикой и логотипом. Но дизайн, почти как возведение дома, требует соблюдения четких правил. Иначе здание (в нашем случае общее впечатление от вида коробок) развалится на отдельные детали. Например, псевдоготические шрифты, использованные в названиях изделий, были слишком «тяжелыми» и требовали замены. Агентство «Зона-4» предложило свои варианты шрифтов, аналогов которых в кириллице не существовало. Все буквы прорисовывались заново вручную.
Старая упаковка «Комсомольских» - типичный пример советского дизайна
После долгих размышлений решили, что фотографии кусочков торта на коробке - вещь абсолютно неизбежная. Покупатель должен видеть продукт, а окошко в коробке делать, во-первых, дорого, а во-вторых не целесообразно из эстетических соображений. Вафельный торт - продукция долгого хранения, активно распространяется по регионам и т. п. Сами понимаете, что в процессе перевозки окошко может испачкаться шоколадом, кремом или ореховой крошкой и создать впечатление неопрятности изделия. Аккуратный кусочек на коробке при перевозках не страдает, если, конечно, соблюдать условия хранения.
Вторым этапом было приведение к единому шрифту. Он был заменен на более плавный, закругленный и спокойный, не раздражающий своей прямолинейностью, но и заставляющий разобрать витиеватый «почерк». Это внесло в композицию некий элемент игры.
В стиле «Неуловимых мстителей»
Основную концепцию серии тортов можно охарактеризовать одним словом «ностальгия». Как часто мы все говорим: «а помнишь, какие раньше были вкусные шоколадки/баранки/тортики». Дизайн коробок тортов сделан немного «под старину», но без эксплуатации порядком поднадоевшей народной и былинно-сказочной темы. Скорее, он довольно современен, но создает ощущение «добротности», «надежности». Такое впечатление достигается за счет того, как были продуманы отдельные детали и композиция в целом. Глазастая белка, например, была прорисована акварелью вручную. Оформление кофейно-молочного торта было стилизовано под старую Англию. В коллаже использован старинный рисунок дилижанса, на котором мечтательная девушка из провинции направляется в Лондон.
Выход в свет первого же авторского дизайна торта вызвал резкое увеличение спроса на эту линию со стороны оптовиков, что подтвердило правильность выбранного пути - отказаться от типичных, «проверенных» дизайнов данного вида недорогой продукции и найти свое неповторимое «лицо». Неяркие, спокойные цвета композиций были тем самым отличием, которое заставило продукцию «Серебряного бора» выделяться на магазинных полках.
Площадь этикетки позволяет разместить всю необходимую информацию
Интересно, что обычные пряники, на которые в московских булочных практически никто не обращает внимания, пользуются успехом за границей, у эмигрантов. Пряники «Комсомольские» - экспортная продукция комбината. Почему такое немодное в наше время название? Во-первых - это легкое «глумление» сродни продаже буденовок и красных вымпелов на Арбате, во-вторых, с патентованием названия проблем не возникло -
Покупатели не только не отождествляют товар с конкретным производителем, но и пока не имеют стимула это делать |
больше на него не «соблазнился» никто. Название как название, а вот с дизайном была более серьезная проблема. Первоначальный вариант упаковки имел типично советский дизайн, но скорее не комсомольский, а какой-то октябрятский. Предложили поменять. Руководство комбината согласилось. Результат - налицо. Все элементы фирменного стиля были приведены к жесткой сетке, логотипы - тщательно проработаны. Наши художники предложили для оформления новый рисунок - в стиле «Неуловимых мстителей».
Еще один пример - пряники «Живописные». Уж очень было похоже на коробку красок. Согласитесь, аппетита не пробуждает. Не удержались, заменили. «Серебряному бору» понравилось.
|
Комментарий редакции
Как снимают «вкусную» рекламу? |
В каждом магазине нас встречают эти вездесущие POS-материалы. Продукты питания - отдельная тема. Плакаты, рекламирующие их, должны быть «аппетитными».
Отношение к хлебу в России особенное. Это нужно учитывать при проведении рекламной кампании. Если рецептура хлебобулочных изделий - дело каждого отдельного кондитерского комбината, то «рецептуру рекламных материалов» можно доверить только профессиональным фотографам и художникам. Вот так выглядит этот процесс в работе: сотрудники «Зоны-4» выехали на комбинат «Серебряный бор» для съемок. Выбирали самые свежие и качественные изделия и «оправу» к ним (обычно это колосья, кувшин молока, живые цветы).
Перед сотрудниками рекламного агентства стояла задача создать три типа POS - для хлеба, тортов и вафель. Различие вносит даже само освещение.
- Для «вафельной» темы выбрали яркий свет, символизирующий деревенское утро. Яркие ягоды на обертке вафель гармонично сочетаются со свежей клубникой в тарелке. Плакат создает ощущение, что кондитерская продукция - очень свежая, и вобрала в себя всю прелесть утренней природы.
- Горячая выпечка ассоциируется с жарким летним днем. На заднем фоне полуденный зной и зреющие в поле колосья. Здесь мы видим более теплые цвета, благодаря которым хлеб на фотографии выглядит свежим и горячим.
- Реклама тортов - совсем другая. Полумрак изысканной гостинной, золото чайного сервиза и маленькое изящное украшение создают настроение романтичное и таинственное, обещают приятное свидание или полный покоем вечер за интересной книгой.
Продумывание подобных сценариев - вещь совершенно необходимая, поскольку только в этом случае простая фотография будет «жить», где бы она ни оказалась, постоянно напоминая покупателю об аппетитной продуцкции и ее производителе.
Хлеб должен быть теплым, даже на рекламном плакате, висящем на холодной стене. Это один из секретов привлекательного дизайна.
|
(На страницу 1)
|
(В начало)
|
|
|