Журнал «Пакет»:

О журнале
«Пакет»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров

Поиск
на сайте


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов

 
РЕКЛАМА
Издательство
«Курсив»
«Флексо Плюс»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
 
«Пакет» №6(11), декабрь 2001


Ольга Гулинкина,
научный редактор
журнала «Пакет»

В каждой десятой упаковке...
Психология сюрпризов 
и маркетинг

Наши читатели уже знакомы с некоторыми способами увеличения объемов продаж. В этой статье речь пойдет еще об одном таком способе — привлечении внимания с помощью сюрпризов, подарков и сувениров. Производители всего мира накопили в этой области огромный опыт, Россия же делает лишь первые шаги

Сюрпризов, поджидающих нас в упаковках потребительских товаров, становится все больше и больше. Некоторые фирмы дарят покупателям календарь или брелок, как в упаковке чая «Ахмат», другие — устраивают розыгрыши, в которых кто-то даже иногда выигрывает довольно дорогие призы.

Зачем производители идут на дополнительные затраты, если товар и так покупают? Не следует забывать, что упаковка, а, следовательно, все дополнения и аксессуары к ней, играют важную роль в активации продаж. Конечно, затраты на призы и подарки строго рассчитаны и окупаются прибылью от реализации дополнительного объема товаров. Лишь иногда в целях поддержания имиджа компании могут пойти на разовые бесплатные акции. В остальных случаях потребитель имеет дело всего-навсего с различными методами стимулирования сбыта, что является в значительной степени игрой на человеческих слабостях.

Какие же виды сюрпризов используются на сегодняшний день производителями? Оказывается, они могут быть расположены как внутри упаковки, так и снаружи. Более того, они могут быть самой упаковкой, представленной в несколько ином виде, а также ее частью. Подарок, прикрепленный к упаковке снаружи бросается в глаза, находящийся внутри нее — пробуждает любопытство. Иногда в качестве «приманки» используется выгодное предложение, имеющее связь с товаром или его функциями. Рассмотрим самые известные упаковочные сюрпризы, являющиеся стратегическими инструментами продвижения товара.


Делая ставку на упаковку с сюрпризом, производитель «играет» на двух моментах: экономия или другие выгоды и психология любопытства


Предложения по экономии средств

Эта форма стимулирования продаж очень проста в реализации. Сюрприз здесь заключается в том, что потребителю предлагается упаковка большего объема по цене стандартной. Такой прием часто используется на рынке напитков, сладостей и моющих средств. Девиз: «+ Х% бесплатно» способствует росту потребления некоторых групп товаров, поскольку банка пива, флакон шампуня или батончик «Марс» потребляются независимо от увеличенного размера. Производитель при этом увеличивает объемы сбыта и экономит на упаковке. Чтобы обратить внимание потребителей на нововведение, используются броские информационные этикетки.

Своего рода оптовая скидка. Пиво стоит немного дешевле, чем в розницу

Экономить призывают также льготные купоны, которые уполномочивают их владельца получить какие-либо льготы при покупке этого же или другого товара. Купоны могут как находиться внутри упаковки, так и прикрепляться к ней. Хороший пример подала производителям корпорация «Филипп Моррис», которая в 1991 г. выпустила на рынок новый сорт сигарет и разослала потребителям оригинально упакованные блоки с купонами, дающими право на скидку при покупке блока «Мальборо Мидиум». Результат этой акции был впечатляющим. В объеме продаж табачных изделий США доля «Мальборо Мидиум» составила 1,5 процента.

 

Авторская справка

Психология любопытства

Лишь в одном случае из тысячи заинтригованный потребитель приобретает вместе с продуктом что-то действительно нужное и важное (домик в деревне, например), в остальных же он просто попадается, условно говоря, «на крючок» — движимый азартом и любопытством, приобретает именно тот продукт, с помощью которого можно что-либо выиграть.

Потребителям нравятся сюрпризы, пусть ими же самими и оплаченные, и не воспользоваться этим маркетинговым приемом — значит упустить шанс быть запомненным. В случае лотерей и всевозможных конкурсов для производителя самым главным является определить доминирующие эмоциональные потребности (некие нереализованные желания) целевой аудитории. Если потребитель мечтает именно о том, что предлагается победителю очередного конкурса — эмоциональный отклик обеспечен. Иногда он может быть чуть ли не единственным стимулом покупки.

Конечно, детей, скорее всего, заинтересует игрушка или поездка в Дисней Лэнд, молодежь — билеты на футбол, людям постарше вполне подойдет просто большая упаковка по старой цене (правда, некоторые из них обладают упорством, необходимым для того, чтобы выиграть автомобиль, квартиру, загородный участок). Грамотное позиционирование решает многое. Но все эти манипуляции сознанием потребителей направлены, скорее, на формирование предпочтений, чем на их удовлетворение. Чтобы заставить сделать покупку иногда, потребителю достаточно лишь напомнить о его желании. Главное, чтобы «приманка» была выбрана правильно.

Сюрпризы в упаковке играют значительную роль при импульсных покупках, когда у потребителя внезапно возникает желание приобрести товар. Это обстоятельство имеет огромное значение при продаже товаров в магазинах самообслуживания. Здесь работает принцип «меня обманывать не надо, я сам обманываться рад». Потребитель в массе своей любопытен, склонен к коллекционированию и экономен, кроме того, у него много нереализованных потребностей. Таковы основные психологические предпосылки, на основании которых производители выстраивают маркетинговую политику сюрпризов.


«Бесплатные» сувениры

Самым ярким представителем этой группы является известный всем «Киндер-Сюрприз» (авторская справка на с. 56). Правда в этом случае не очень понятно, что является продуктом, а что упаковкойѕ Известно, что коллекционирование фигурок-сувениров из шоколадных яиц — одно из самых распространенных хобби во многих странах мира. Конечно, прежде, чем положить сюрприз в шоколадное яйцо, производителю необходимо изучить пристрастия коллекционеров, доминирующие на рынках сбыта, иначе продажи упадут — просто шоколад покупателей интересует гораздо меньше.

Гигантская карамель «Чупа-Чупс». В упаковке — сборная модель батискафа

Пользуются сувенирами и при упаковке новых видеофильмов, информационных и аудио- дисков, а также кассет. Например, двойная подарочная упаковка видеокассет с документальным сериалом «Прогулка с динозаврами» содержит цветную трехмерную карту основных периодов появления и вымирания динозавров, а видеокассета Алсу «Рождение сверхновой» оформлена в виде книги, на страницах которой размещены фотографии. На дне коробки спрятан плакат-календарь. В подарочных упаковках диска энциклопедии «Секреты красоты» предусмотрены подарки от журнала Marie Claire и сюрприз от «Ив Роше».

Но не всегда производители, объявляя о сюрпризах в упаковках, кладут его в каждую из них. Обычно, чтобы вызвать у потребителя ощущение азарта, сюрприз или купон с условными баллами, который можно обменять на деньги или приз, вкладывается в одну из N упаковок. Например, каждая пачка сигарет фирмы «Рейнольдс» снабжалась купонами на покупку сувениров: изображение персонажей мультфильмов, пояс в виде мотоциклетной цепи с пряжкой и др. Сомнительную ценность конечно представляли эти призы, а продажи росли...

Игрушка-копилка с жвачкой внутри. Случай, когда упаковка живет гораздо дольше содержимого


(
В начало)

(
На страницу 2)
   
   
   
   
©1998-2000
Издательство «Курсив»
 
Kursiv banner