|
Б.А. Сорокин,
Современная флексография — универсальный способ печати с широкими возможностями Изготовление многих видов продукции связано с процессом печатания — многократным получением идентичных оттисков посредством переноса краски с печатной формы на запечатываемый материал. Печатная форма — носитель изображения — представляет собой твердую поверхность, плоскую или цилиндрическую, несущую печатающие (изображение) и пробельные (остальные светлые) элементы. В процессе печатания на печатающие элементы наносят краску, которая переходит на запечатываемый материал. В зависимости от пространственного расположения и физико-химических свойств печатающих и пробельных элементов различают три основных способа печати: высокую, плоскую (офсетную) и глубокую. Их общая особенность заключается в том, что перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал осуществляется при давлении на него с одной стороны печатной формы, а с другой — опорной поверхности.
Отличительной особенностью флексографского способа является то, что он изначально разрабатывался для печати на упаковочных материалах. Большей частью во флексографских печатных машинах запечатываемое полотно проводится по схеме «с рулона на рулон». Сегодня область применения флексографской печати значительно расширяется и уже не ограничивается только упаковкой. Современная флексография — это универсальный способ печати с широкими возможностями воспроизведения изображения на различных материалах. Флексография является разновидностью высокой печати, предусматривающей использование упруго-эластичных печатных форм и низковязких красок. Печатные формы изготавливаются обычно из упругих эластомеров. Возвышенные элементы формы воспринимают печатную краску, а пробельные элементы, углубленные посредством гравирования, вулканизации, травления, растворения или вымывания, остаются свободными от нее. Во флексографии используются быстросохнущие жидкие краски; впрочем; усиливается тенденция к применению пастообразных красок. Некоторые виды красок разбавляются растворителями, некоторые — водой. В качестве формных материалов используют различные натуральные и синтетические резиновые смеси, подлежащие вулканизации, а также фотополимеры. Печатные формы крепятся на формном цилиндре посредством приклеивания. Печатные машины бывают трех типов: планетарного, секционного (линейного) и агрегатного (ярусного) построения. Планетарные машины имеют один общий печатный цилиндр на два-семь печатных аппаратов. В машинах секционного построения отдельные печатные секции размещаются в ряд одна за другой. В машинах агрегатного построения отдельные печатные секции группируются в две конструкции башенного (ярусного) типа, от одного до четырех печатных аппаратов на каждой стороне вертикальной станины. Типовая флексографская печатная секция имеет два красочных валика и два цилиндра. Резиновый валик, вращающийся в красочном резервуаре, передает краску на стальной или керамический накатной красочный валик, наносящий краску на печатную форму и печатный цилиндр. Благодаря применению эластичных печатных форм давление во флексографии значительно ниже, чем в традиционных способах печати. В процессе печатания регулируемый по толщине красочный слой наносится на печатную форму, как правило, с помощью специального валика, называемого растровым или анилоксовым. Поверхность этого валика несет на себе мельчайшие ячейки в виде углублений различной формы и профиля сечения. Использование эластичной формы позволяет ей не только передавать краску на запечатываемый материал, но и одновременно выполнять функцию упругого декеля*. Это свойство печатных форм позволяет исключить процесс приправки** и обеспечивает высокую тиражестойкость (до нескольких млн оттисков). В процессе печатания форма подвергается воздействию связующего красок, полярных и неполярных растворителей, озона и других факторов. Эти обстоятельства выдвигают соответствующие требования к свойствам печатных форм и условиям проведения конкретного печатного процесса.
Результат флексографской печати, определяемый в конечном счете качеством полученного печатного изображения, складывается из многих составляющих, начиная от оригинала*** и заканчивая отделкой продукции. Применяемые для воспроизведения оригиналы, процессы, с одной стороны, должны отвечать требованиям и специфике флексографской печати, а с другой — необходимо по возможности применять такие процессы, которые позволяют с наибольшей точностью воспроизвести этот оригинал. Дизайнеры и художники, создавая оригинал для флексографской печати, должны работать в контакте с технологами-производственниками. Так, очевидно, нецелесообразно включать в оригинал элементы, находящиеся на грани или за пределами технологических возможностей применяемых процессов, материалов и оборудования. На стадии создания оригинала необходимо соблюдать предупредительные меры, исключающие последующие отклонения в воспроизведении оригинала. Невозможно добиться высокого качества продукции, если оригинал не отвечает требованиям и возможностям технологического процесса. Первым этапом воспроизведения оригинала является изготовление фотоформы, в качестве которой применяется негатив. На этой стадии необходимо правильно выбрать линиатуру растра и учесть последующие размерные искажения при изготовлении формы и монтаже их на формном цилиндре печатной машины. Применяемые в настоящее время различные технологии изготовления печатных форм имеют, соответственно, и различные технико-экономические показатели, и различные изобразительные возможности. Здесь необходимо правильно выбрать из имеющегося арсенала формный материал, обратив в первую очередь внимание на его твердость и толщину. Печатные краски и запечатываемые материалы оказывают решающее влияние на свойства оттиска; от правильного (с учетом назначения) их выбора и подготовки в значительной степени зависит качество печати. И, наконец, печатная машина и ее подготовка. Наиболее часто встречающиеся на практике ошибки являются отступлением от следующего положения. Линейные скорости анилоксного валика, поверхности формы с учетом минимально необходимой деформации сжатия, запечатываемого материала и печатного цилиндра должны быть строго равны. Из этих составляющих переменной величиной является диаметр формного цилиндра, а точнее, толщина печатной формы, закрепляемой на поверхности формного цилиндра. При малейшем отклонении диаметра цилиндра от расчетного (диаметра делительной окружности шестерни привода) наблюдается проскальзывание в зоне контакта формы с запечатываемым материалом. Это является причиной нечеткой (со смазыванием) печати.
* Декель – прокладка под формой, обеспечивающая компенсацию ее неравномерности по толщине. ** Приправка – прием коррекции давления на определенные участки формы за счет местного утолщения декеля. *** Исходный рисунок или изображение. (Прим. ред.) |
|
|||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
||||||||||||||