|
Флексографская печать — относительно новый вид полиграфической технологии. После первых ограниченных шагов вместе с открытием и изучением ее возможностей, расширением области применения началось совершенствование. Потребовались и были созданы жесткие высокоточные печатные машины, специальные материалы и современная технология. Качество современной флексографской печати рассеяло прежние сомнения у пользователей. Применение фотополимерных форм, использование электронного цветоделения и растрирования, растрированных (анилоксовых) валиков, совершенствование конструкции печатных машин и красок позволили флексографии с точки зрения качества выпускаемой продукции, начиная с 70-х гг., достаточно успешно конкурировать с глубокой и офсетной печатью. С другой стороны, меньшая себестоимость по сравнению, например, с офсетной печатью, простота обслуживания флексографских печатных машин, более низкий процент отходов за счет упрощения конструкции красочного аппарата с анилоксовым валиком повышают экономичность способа. Достоинством является также возрастающее применение красок на водной основе, что особенно важно с точки зрения охраны окружающей среды. Указанные свойства стимулируют проникновение флексографии в те области, где до сих пор безраздельно господствовали офсетная, глубокая и высокая печать. Флексографская печать позволяет воспроизводить (с фотополимерных форм) многокрасочные полутоновые изображения с линиатурой растра до 60 лин/см. По этой причине она все шире применяется при печати каталогов, журналов, книг, газетных приложений. В настоящее время до 90% книг карманного формата в США (75% общего объема книжной продукции) изготовляют флексографским способом на печатно-отделочных линиях. В газетном производстве флексография уже стала серьезным конкурентом высокой и офсетной печати. Некоторые эксперты считают, что при обновлении парка печатных машин в Западной Европе и США флексография может полностью вытеснить оба вида из сектора крупных ежедневных газет.
Сегодня, по оценкам специалистов, в России существует 400—500 предприятий, которые используют флексографскую печать. Этот способ печати практически не применяется на полиграфических предприятиях, выпускающих издательскую продукцию. Он сконцентрирован, в основном, на предприятиях по производству тары, упаковки, обоев и т. п., а также на производственных участках, выпускающих упаковку и этикетки для основной продукции. Доля флексографии в общем объеме выпускаемой в России печатной продукции не превышает 2%. Рис. 1. Удельный вес импортного и отечественного флексографского оборудования Каков же парк оборудования для флексографской печати? Прежде всего, это импортная техника, что отражает график на рис. 1. Значителен удельный вес машин, выпущенных в 1980–90 гг. (рис. 2), а среднее годовое обновление техники не превышает 5–6%. Видимо, с некоторыми финансовыми проблемами связано то, что в 1996 г. закуплено весьма незначительное количество оборудования. Рис. 2. Структура парка флексографского оборудования российских предприятий В количественных показателях парк оборудования 83% российских предприятий включает до пяти машин, 12% — до 10 машин и только 5% предприятий располагают парком из более чем 10 машин. В среднем на одном предприятии имеется не более 2–3 единиц флексографского оборудования. Такие предприятия, как Московский картонажно-полиграфический комбинат, имеющий более 10 машин, являются скорее исключением, чем правилом. Основными материалами для флексографской печати являются синтетические пленки и бумага. Пропорции на российском рынке несколько иные, чем на мировом. Более 40% всех материалов составляет полиэтилен, 12% — полипропилен, столько же — оберточная бумага, 8% — гофрокартон, столько же — обычный картон, 5% составляют материалы для самоклеящихся этикеток. Остальная часть — прочие материалы, в том числе популярные на Западе ламинаты В сфере материалов для изготовления фотоформ для флексографии отечественные пленки занимают лидирующие позиции. Пленки Тасма занимают 35% рынка, затем следует Дюпон — 29%, Агфа — 15%, Кодак — 11%. Остальные 10% — пленки других производителей. В области материалов для допечатных процессов, включая формные материалы, лидером на российском рынке является фирма Дюпон: ее фотополимеры охватывают около 60% рынка. Затем следует BASF — 20%. Почти столько же составляет использование резиновых печатных форм и только около 5% — Флексофот. Рис. 3. Структура использования флексографских красок на российском рынке Таковы основные показатели российского рынка флексографской печати. Сегодня есть все основания рассчитывать, что этот рынок ждет гигантский рост. Это связано не только с расширением выпуска упаковки, но и увеличением доли флексографии в общем объеме печатной продукции в России — при спаде выпуска офсетным, высоким и глубоким способами. |
|
||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||