International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Дмитрий Ширенов, главный инженер компании «Профилайн» Покупаем Romayor: После двух лет работы в одном из московских гаражей он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать Тот самый Romayor… Поговорим еще раз о том, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Сейчас эта тема актуальна, как никогда. Ведь тысячу раз уже было говорено всеми менеджерами всех крупнейших компаний, что надо покупать самую дорогую печатную машину и печатать лучше всех за соответствующую цену. Так нет же, все продолжают покупать друг у друга «убитые» «Ромайоры» по низкой цене и соревноваться на них в качестве цветной печати, причем иногда добиваются выдающихся результатов. Попытаемся разобраться, как же это им удается. Что такое полноцвет? Итак, сначала берем газету бесплатных объявлений и находим: «Ромайор» — состояние идеальное, срок эксплуатации небольшой, все навороты, требует мелкого ремонта, цена 500 у. е.» Заменяем на нем ремни, валики, цепи, двигатель, компрессор, печатный цилиндр и станину, находим классного печатника и начинаем зарабатывать деньги. Предположим, что заказчиков у нас много, и можно позволить себе выбрать самые выгодные заказы. Так что же будем печатать? Проще всего — черно-белые бланки, но их сейчас на любом углу делают на ризографе по цене ниже стоимости бумаги — здесь не заработаешь. Очень лакомый кусок — рекламный буклет, например, «Нефтьикразолотоэкспортбанка», но этот заказчик очень специфический: ему неважно, какого качества и сколько будет стоить буклет, главное, чтобы был отпечатан на «Спидмастере». В итоге остается выбор между местной чулочной фабрикой (печать упаковки на картоне 0,5 мм, тиражи ввиду кризиса не больше 500 листов) и местным же пивзаводом (тиражи этикетки, несмотря на кризис, от 100 тыс.) На самом деле заманчиво и то, и другое: чулочной фабрике можно выставить любые цены, все равно заказ в 500 листов больше никто не возьмет, а пивная этикетка — гарантированная загрузка всего штата в три смены, хотя интерес копеечный. Но оба этих заказчика задают коварный вопрос: а вы полноцвет печатаете? И тут главное — не колебаться и, честно глядя в глаза, спокойно отвечать: конечно, печатаем. Не надо бояться человека с цветоделенными фотоформами! Ибо полноцветная печать есть то, что люди в данное время в данной местности считают полноцветной печатью. Некоторые, например, признают таковой любую печать, выполненную в четыре краски, и неважно, есть там растрирование или нет. Объективные критерии качества Однако общая тенденция такова, что заказчик пошел грамотный. Некоторые журналы, особенно «Курсив», в погоне за популярностью принялись рассказывать широкой публике кастовые секреты полиграфистов, и теперь все чаще от заказчиков можно услышать такие слова, как линиатура, растискивание, совмещение и т. д. И что же нам делать, если имеется один «Ромайор» (см. выше), а заказчик считает, что полноцветная печать должна быть с линиатурой не меньше 200 lpi? Для начала разберемся сами, что же это за параметры и насколько они связаны с качеством. Линиатура растра. Можно ли на «Ромайоре» печатать с линиатурой 250 лин/дюйм? Конечно, можно. Линиатура — количество рядов растровых точек, умещающееся на одном дюйме. Зависит оно не от печатной машины, а от фотонаборного аппарата (ФНА) (в СССР было принято указывать линиатуру в линиях на сантиметр, а не на дюйм; коэффициент перевода 2,54, то есть 250 lpi — это 100 лин/см). Итак, если нам принесли пленки, выведенные на 250 lpi, спокойно их берем и печатаем. Если у заказчика остались сомнения, что это именно 250 lpi, надо взять измеритель линиатуры и померить растр на оттиске. Измеритель линиатуры — это клин из радиально расходящихся линий, выполненный на прозрачной пленке (рис. 1). Необходимо наложить его на оттиск там, где есть более-менее однородный светлый участок изображения. При этом в результате наложения этих клиновидных полосок и растровой сетки будет заметна муаровая структура в виде гипербол. Надо повращать измеритель относительно оттиска так, чтобы условная перекладина креста, образуемого гиперболами, была ориентирована поперек клина. Эта перекладина как раз и укажет на цифру, соответствующую линиатуре оттиска. Такие измерительные линейки на каждой полиграфической выставке бесплатно раздает фирма «Делай вывод». Рис. 1. Измеритель линиатуры Вот мы и напечатали картинку с рекордной линиатурой. Только вид ее пугает: цвета совершенно дикие, все какое-то грязное, темное, в тенях деталей вообще не видно. В чем же дело? Ведь должно бы быть, наоборот, лучше? На самом деле высокая линиатура вовсе не означает высокого качества. Увеличивают ее с единственной целью — сделать незаметной растровую структуру изображения. Но, уменьшая размер «розетки», мы взамен получаем проблемы с точностью передачи полутонов. Чтобы разобраться с этим, поговорим о другом, еще более таинственном термине — «растискивание». Растискивание. По определению, растискивание — увеличение относительной оптической плотности растрового участка на оттиске по сравнению с плотностью этого же участка на офсетной форме. За 100% принимается плотность плашки. Например, на форме имеется участок с 50-процентным растром, а на оттиске в этом же месте денситометр показывает DOT AREA = 68%. Значит, растискивание составляет 68–50 = 18%. Сначала обсудим, как растискивание влияет на вид оттиска. Очевидно, что в светах из-за этого картинка становится более насыщенной и темной, а в тенях (где плотность на форме составляет 80–90%) растр вообще сливается в сплошную плашку, и детали становятся неразличимыми. Еще сильнее растискивание влияет на цветопередачу, особенно в тех случаях, когда результирующий цвет образуется наложением двух или трех базовых триадных цветов, каждый из которых имеет небольшое процентное содержание. Результаты всем знакомы: лилово-красные лица, фиолетовое летнее небо, тухло-зеленая вода в море и т. д. Сделать растискивание в процессе печати нулевым невозможно в принципе. Чтобы получить нормальную цветопередачу, на этапе подготовки пленок вводят соответствующую поправку, то есть, например, там, где должно быть 50% растра, на пленке делают 32%. В процессе печати добавляется 18-процентное растискивание, и на оттиске имеем желаемые 50%. Понятно, что такая коррекция будет работать только в том случае, если растискивание всегда будет постоянным. А теперь посмотрим, от чего зависит растискивание (рис. 2). Рис. 2. Проявление эффекта растискивания в процессе печати Во-первых, растискивание имеет две составляющие: естественная, то есть неизбежно присущая офсетной печати, и побочная, возникающая из-за нарушений технологии и регулировок машины. Вторую составляющую, в принципе, можно устранить. Естественное растискивание в самом грубом приближении можно представить как расплющивание капли краски под действием давления в зоне печати. Собственно, от этого и происходит название явления. На самом деле процесс значительно сложнее.
Это те явления, которые, в общем-то, мало зависят от печатной машины. Главное, что нужно иметь в виду — невозможно раз и навсегда определить величину коррекции растискивания. Она зависит от свойств краски, бумаги и офсетного полотна. И даже одна и та же краска будет растекаться по-разному при разной температуре. Кроме этих естественных причин, к увеличению растискивания приводят разные дефекты машины и нарушения технологии (рис. 3). Рис. 3. Основные дефекты печати, вызванные неправильной регулировкой печатной машины Наиболее близко к растискиванию по природе смазывание. Оно возникает, когда офсетное полотно проскальзывает относительно бумаги в зоне печати или относительно печатной формы в зоне контакта с формой. Причин здесь столько, что их хватит на отдельную статью. Вот лишь некоторые из них: некачественная офсетная резина, неправильно натянутая резина, неверная толщина декеля, биение цилиндров, дефект шестерен привода цилиндров, дефект подшипников цилиндров, нарушение регулировки клапанов печатного цилиндра, неправильная установка формы (с «пузырем»), коробленая бумага, образование «волны» листа на подаче, чрезмерная липкость краски и т. д. Двоение при рассматривании в лупу похоже на смазывание. Разница заметна в микроскоп с 50-кратным увеличением. Наиболее часто оно встречается на двухкрасочных машинах, потому что на них всегда есть перенос изображения первой секции на резину второй секции через бумагу. Но двоение можно наблюдать и на однокрасочной машине, если, например, слабо натянута резина. Вообще, о причинах распределения эффектов двоения и смазывания на листе можно сделать следующее предположение: если это происходит в основном в хвосте — проверить резину, если на одном из углов в голове — закрепление формы, по углам в хвосте — проверить клапана и бумагу, «гребенкой» по всему листу — шестерни привода и подшипники. Но вопрос это очень тонкий, и я призываю никогда не делать поспешных выводов. Кроме таких «механических» причин, растровая точка может увеличиваться из-за нарушения технологии. Если вода и краска на форме не образуют четкой границы, края точки становятся рваными, между печатными элементами появляется вуаль, а соседние точки вообще могут соединяться «тянучками». При этом растровая заливка приобретает грязный, зернистый вид. Причина может быть в плохих формах, неправильном экспонировании, проявлении или хранении форм, неправильном составе увлажнения, плохой краске. А краска может быть плохой не только по своей природе, но и из-за слишком долгого хранения, неправильной температуры, слишком большого количества добавленных присадок и т. д. Механические и технологические причины увеличения растискивания можно и нужно устранять. Для этого надо сначала поставить верный диагноз, а затем квалифицированно выполнить ремонт и перейти на правильную технологию. Но вернемся к разговору о линиатуре. Если растровая точка увеличивается на 1 мкм, ее относительное увеличение будет тем больше, чем меньше размер самой точки. Значит, при прочих равных условиях более высокая линиатура будет сопровождаться большим растискиванием, а из-за этого будут искажения в полутонах, потери деталей в тенях, грязь и потеря резкости. Для простых малоформатных машин оптимальной будет линиатура 150 lpi. Можно поэкспериментировать с 175 lpi, если заказчик на этом очень настаивает, но, скорее всего, если ему показать два варианта, он сам выберет меньшую линиатуру. Растискивание при этом достаточно стабильно, и его можно скомпенсировать на допечатном этапе. Для этого в программе верстки надо задать всего один параметр — величину растискивания на 50% растре (иногда — на 40%). Как правило, для 150 lpi можно без лишних экспериментов ввести 22%, и получится вполне приемлемое первое приближение.
|