International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Постоянным потребителем услуг цифровой печати в России можно назвать учебные заведения. Многие из них, особенно коммерческие учебные организации, по достоинству оценили новые возможности. Во-первых, цифровая печать предлагает новый стандарт качества. А качество учебных материалов ассоциируется с качеством предлагаемого образования. Во-вторых, цифровые технологии открывают совершенно новые перспективы для образовательного процесса. Например, для учебного центра переход на цифровые технологии выпуска учебно-методической литературы (рис. 4) может повысить эффективность образовательного процесса за счет возможности адаптации программ обучения под конкретные аудитории, оперативного внесения изменений в учебные пособия, размещения определенной рекламной нагрузки и т. д. Рис. 4. Учебно-методическая литература Реализация процесса «файл–готовая печатная продукция» позволяет исключить всевозможных посредников между автором и печатником. Как результат, снижается общая стоимость продукции (особенно в случае с малотиражными учебно-методическими материалами), существенно расширяются возможности публикации новых материалов и новых авторов. Сегодня цифровые технологии используется в сотнях учебных заведений США и Западной Европы не только для печати различных материалов, но и как средство организации электронной библиотеки. Полный перечень сегментов применения цифровой печати достаточно большой: издательская деятельность, крупные магазины, директ-маркетинговые агентства, корпоративные заказчики (нормативная, учебная и справочная литература). Таким образом, рынок цифровой печати, безусловно, является развивающимся. Сейчас цифровая печать находит применение даже там, где традиционно использовался лишь офсет. В качестве примера приведем один российский ежемесячный информационный журнал, издаваемый тиражом около 1000 экз. Издание относится к категории «дорогих», однако его цена оправдывается весьма высокой стоимостью публикуемой информации. Грамотное сочетание возможностей цифровой и традиционной печати позволило при минимальных затратах на производство выпускать журнал с «персонализированным» содержанием. Каждый подписчик получил возможность фактически заказывать тематику очередного номера и при этом быть уверенным, что его персональный экземпляр не затеряется внутри организации — имя получателя напечатано на обложке (рис. 5). Подобный подход позволил издателю не просто упрочить свои позиции среди конкурентных изданий, но и увеличить прибыльность журнала. Рис. 5. Персональный экземпляр журнала — имя получателя на обложке Рис. 6. Книги Таким образом, именно цифровая печать впервые предоставила возможность охвата широкого рынка малых недорогих заказов (до 100–200 долл.) Известно, что такие заказы редко являются прибыльными для традиционной полиграфии как в силу особенностей технологии, так и из-за значительных косвенных затрат на этапах приема, согласования и обработки каждого заказа. В цифровой же типографии сам технологический процесс позволяет увеличить количество исполняемых заказов и сократить затраты на их прием, предварительную обработку и проверку. Цифровая печать или традиционный офсет? Одной из основных претензий, предъявляемых многими профессиональными печатниками к цифровой печати, является ее качество, как правило, более низкое по сравнению с принятыми в офсетной печати стандартами. Однако в случае с коммерческими заказчиками качество продукции есть категория потребительская, а не технологическая, так как именно конечный пользователь решает, будет ли он платить и сколько будет платить за предлагаемую продукцию. Понятно, что качество как потребительская категория — показатель весьма субъективный. Современная же цифровая печать готова предложить заказчику высокое, а в некоторых случаях и более высокое качество, чем офсетная печать. Цифровые технологии обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с традиционной печатью: оперативностью, возможностью печатать там, тогда и столько — сколько, когда и где это необходимо, в том числе и единичные экземпляры. Однако эти преимущества в полной мере могут быть реализованы в том случае, если возможности технологии используются комплексно, то есть затрагивают многие процессы, даже напрямую не связанные с печатью. Именно в этом случае печатник получает возможность более тесного сотрудничества с заказчиком и, по сути, становится функциональным звеном в его бизнесе. Так что же лучше: цифровая печать или традиционный офсет? А если цифровая печать, то какая именно? Среди всего многообразия существующих технологий промышленной цифровой печати сегодня среди печатников, пожалуй, наиболее известны продукты компании Indigo и различные варианты печатных машин на базе систем фирмы Xeikon. По некоторым классификациям к цифровой печати относят также машины типа Heidelberg DI, которые способны изготавливать печатные формы с файлов непосредственно в машине. Однако современный уровень развития технологий ксерографии позволяет отнести к промышленным системам цифровой печати и целый ряд высокопроизводительных печатающих аппаратов (как черно-белых, так и полноцветных), использующих данный принцип печати. Мы советуем придерживаться определения цифровой печати как процесса получения конечной печатной продукции прямо из файла, минуя трудоемкие и неавтоматизированные операции. Часть цифровых печатных систем позволяет также наносить на каждый экземпляр в процессе печати тиража блоки переменной (текстовой или графической) информации. Для самого печатника выбор той или иной технологии для выполнения заказа должен быть основан на извлечении максимальной прибыли. Попытки оценить приемлемость или эффективность конкретной технологии для изготовления того или иного вида печатной продукции с точки зрения оценки себестоимости или прямых издержек, на наш взгляд, не вполне корректны. Конечно, такие расчеты дают представление о расходах самого печатника, будь то коммерческая типография или отдел оперативной полиграфии в структуре предприятия или организации. Однако стоит все-таки взглянуть с другой стороны — с точки зрения заказчика или потребителя. За что он платит деньги — за срочность, качество, количество красок или за прочность переплета? Насколько каждый из этих и многих других факторов увеличивает реальную ценность отпечатанного издания (документа)? Далеко не каждый заказчик может ответить на вопрос: какую выгоду (прибыль, экономию, уменьшение убытков) он хочет получить, заказывая ту или иную печатную продукцию. С учетом комплексного анализа реальных потребностей заказчика выбранная технология вовсе необязательно должна обеспечивать минимальную себестоимость конечной продукции. Скажем, дизайн новогодней открытки учитывает и выгодно подчеркивает особенности ксерографической технологии нанесения изображения и по согласованию с заказчиком предусматривает персонализацию каждого экземпляра. Весьма вероятно подобный подход позволит выше оценить общую стоимость заказа. Еще больше возможностей предоставляют так называемые комбинированные технологии, объединяющие в одной конечной продукции сильные стороны как цифровой, так и традиционной печати. Именно грамотное совместное использование цифровой и традиционной технологии позволяет максимально расширить спектр продукции и услуг, выйти на новые рынки и более тесно «привязать» к себе существующих заказчиков.
|