International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Продукт своего времени Hexachrome, будучи частью великой настольной полиграфической революции, полностью следует принципам «настольных» систем. Непосредственными исходными данными для получения состава цветов шестикрасочного синтеза являются не оригиналы как таковые, а файлы с промежуточными результатами сканирования этих оригиналов. Цветоделение является математической абстракцией и сводится к пересчету цветов из цветового пространства исходного файла (а это может быть RGB, Lab и даже CMYK) в цветовое пространство шестикрасочного синтеза; для обозначения этого процесса иногда вместо термина Color Separation используется более точно соответствующий сути Color Rendering. Это стандартная задача Color Managment, для решения которой необходимы всего три вещи:
С входным профилем проблем нет никаких — для его построения может применяться любая программа «профилирования»; средства для построения выходных профилей также известны — это ColorTune Pro и ColorBlind Professional (кстати, последний умеет строить профили и для других технологий HiFi Color). Впрочем, профили печатных процессов обычно предпочитают не строить, а брать готовые. Остался последний вопрос: кто может с шестицветными профилями работать. Apple утверждает, что это умеет ColorSync, так что все, казалось бы, хорошо — можно использовать. Однако результаты, приведенные на стороне 2 вкладки в «Курсив» № 1-2000, оставляют желать хотя бы немного лучшего, подтверждая подозрение, что прямой путь самый короткий только в геометрии. Иной подход применен в программе ICIS фирмы VISU Technologies, но продукты этой фирмы — тема отдельного разговора. Здесь отметим лишь, что работа ICIS строится не вокруг ICC-профилей, а основана на физике цвета. Такой подход требует больших затрат (в отличие от условно бесплатного HexImage, ICIS стоит немалых денег) и высокой квалификации оператора, но при наличии последней результат больше соответствует ожиданиям. Особенности цветоделения с помощью HexImage Рассмотрим основные особенности синтеза в различных цветовых областях. Сразу оговоримся, что особенности эти разбираются применительно к работе HexImage с использованием профиля с высоким уровнем GCR, позитивного формного процесса и мелованной бумаги; экстраполировать этот анализ на технологию Hexachrome в целом следует с известной осторожностью. Общие замечания. Невозможность установки точек «черного» и «белого» крайне отрицательно сказывается на результатах репродуцирования (рис. 2). Потеря почти 10% диапазона градаций в светах из-за очень низко установленной «белой» точки приводит к потере контрастности репродукции и загрязненности цветов, причем при выбранном инструментарии с этим принципиально нельзя ничего сделать. Коррекция «светов» в программе Photoshop — мера неэффективная и запоздалая, поскольку она отнюдь не адекватна установке точки «белого» при цветоделении. Оставляет желать лучшего и установка чистых цветов — недостаточный уровень основных цветов и повышенный уровень черного делают их грязными. Рис. 2. Потеря контрастности из-за неправильной установки «черной» и «белой» точки Другая неприятность заключается в том, что профиль, поставляемый с HexImage, построен для максимального краскопереноса 340%, что вызывает массу проблем при печати. Радует то, что эта проблема, в отличие от предыдущей, в принципе решаемая — при наличии программы ColorBlind Professional параметры профиля можно поправить, однако огорчает стоимость ее решения — эта программа стоит заметных денег. Область нейтральных цветов (рис. 3). Дополнительные краски не участвуют в синтезе в этой области, и потому ожидалось вполне традиционное поведение состава цветов (естественно, с поправкой на холодную триаду). Однако алгоритмы формирования контура неприятно удивили: хроматическая и ахроматическая компонента возрастают почти параллельно, что сильно затемняет полутона и ухудшает контрастность в тенях. Еще один дефект «штатного» профиля, который надо исправлять с помощью ColorBlind Professional! Рис. 3. Состав цветов в области нейтральных тонов Область традиционных первичных цветов (рис. 4). Поскольку на тестовом оригинале IT8 шкалы этих цветов по цветовому тону более или менее соответствуют красителям традиционной триады, то для синтеза этих цветов красками Hexachrome требуется коррекция цветового тона последних добавлением неосновных цветов. Такая коррекция волей-неволей приводит к потере насыщенности первичного цвета (хорошо известный эффект потери насыщенности оранжевого цвета). голубой пурпурный желтый Рис. 4. Состав цветов в областях традиционных первичных цветов Очень сильная коррекция по цветовому тону требуется для пурпурного цвета, что вполне соответствует ожиданиям. Коррекция по шкале желтого включает не только коррекцию цветового тона, но и уменьшение светлот путем добавления черной компоненты. Весьма неожиданно выглядит коррекция по шкале голубого: она осуществляется зеленым дополнительным цветом. Область традиционных бинарных цветов (рис. 5). Прежде всего бросается в глаза разница в использовании дополнительных цветов в красной и зеленой области. В красных тонах оранжевая краска используется как дополнительная, функции которой — увеличение насыщенности. То, что она присутствует даже в не самых насыщенных цветах, объясняется необходимостью компенсировать плохие репродукционные свойства холодной триады Hexachrome в красно-оранжевых тонах. Иное дело — зеленая краска: практически она является основной в синтезе зеленых тонов, а триадные голубой и желтый играют вспомогательную роль (коррекция цветового тона, повышение насыщенности на последних полях шкалы зеленого). красный синий зеленый Рис. 5. Состав цветов в областях традиционных бинаров Что же касается области синих тонов, то интересным можно считать заметный уровень загрязняющего желтого цвета (наряду с черным). Выше мы отмечали загрязненные чистые цвета, но эта загрязненность была обусловлена только высоким уровнем контура; в синей же области мы имеем явный загрязняющий цвет и, соответственно, хроматическую серую компоненту. Все это свидетельствует о применении различных алгоритмов GCR в областях разных бинарных цветов. Общее же впечатление от репродукций, полученных с помощью HexImage, немного неприятное. Складывается оно и из неизбежного при традиционном растрировании повышенного шума, и из неверно установленных светов, и из «недотянутых» насыщенных цветов, и из излишне высокого уровня черной компоненты в области насыщенных бинаров. Тем не менее невпечатляющие результаты, полученные при использовании бесплатного инструментария, еще не дают оснований подписывать приговор технологии Hexachrome в целом. В недалеком будущем мы попробуем повторить ту же вкладку, но с цветоделением, выполненным при помощи высококачественных (увы, дорогих) средств цветоделения, и тогда читатель сможет составить полное мнение о технологии. Мы на время прерываем нашу серию статей «HiFi Color изнутри»: помимо этой темы у нас скопились и другие, возможно, не столь увлекательные, но от этого не менее значимые. Мы продолжим серию через пару номеров. |