International Version |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марсель Шарифуллин Измеряйте!
О несовершенстве человеческих органов чувств говорили много и не только медики. Тем не менее мы продолжим эту тему применительно к области полиграфии. Поговорим о том, что надо измерять сотрудникам типографий в повседневной работе, зачем это нужно, какими контрольно-измерительными приборами приходится (и какими необходимо) пользоваться; как происходит процесс измерений и какие значения должны получаться. При этом постараемся удержаться от азбучных истин и излишней дотошности. Ясно, что пользоваться штангенциркулем в нашей «самой образованной» стране сможет практически любой (включая и тех, кто пока не знает, что это такое). О том, что рассматривать эту тему не бесполезно, можно судить по тому факту, что половина печатников, с которыми автору приходилось сталкиваться, никогда не держали в руке обычного денситометра, не говоря уже о более экзотическом измерителе электропроводности увлажняющего раствора или твердомере резины. Причем не всегда это объясняется нехваткой средств. Есть случаи, когда имеющиеся в типографии дорогостоящие приборы не использовались из-за незнания, неумения или сложившихся традиций. Конечно, мы понимаем, что сами по себе контрольно-измерительные инструменты еще ничего не значат. Используемый в качестве груза или прижима денситометр уступает в эффективности обычному куску металла. Важно, чтобы были соблюдены все требования: инструменты должны быть на своих местах, ими должны уметь пользоваться операторы и при этом правильно анализировать результаты измерений, чтобы делать правильные корректировки и так далее. Одним словом, все это можно назвать — отлаженная технология. Надо сказать, что при работе по современным технологиям измерительные приборы являются лишь вспомогательным средством, хотя и немаловажным. Практически, их главная задача — информировать человека о сути происходящих явлений, отслеживать и предупреждать появление брака или повреждение оборудования. Однако несмотря на самые сложные инструменты и повальную автоматизацию процессов, главным творцом печатной продукции все же остается человек. Именно он выбирает методы решения тех или иных задач, способы работы и соответственно — электронных и механических помощников, которые будут ему нужны. Если печатник привык работать, полагаясь лишь на свои руки и зрение, то пользы от дополнительного инструмента ему не будет никакой. С другой стороны, человек тем и отличается от представителей животного мира, что способен обучаться. Поэтому автор надеется, что представленная здесь информация может оказаться полезной для читателей. Прежде чем рассматривать контрольно-измерительные приборы и инструменты, мы условно разобьем их по областям применения. Отдельно выделим инструменты, предназначенные для контроля микроклимата в помещении типографии, проверки качества полуфабрикатов (печатных форм, бумаги, краски, увлажняющего раствора и т. п.), тестирования состояния печатной машины и проверки качества получаемой продукции. Микроклимат в помещении типографии Чтобы не повторять азбучные истины, не будем вдаваться в детальное изучение влияния климата на производственный процесс. Скажем лишь то, что во время раската краски по валикам, образования водно-красочного баланса на поверхности печатной формы и передачи краски и увлажняющего раствора через офсетное полотно на бумагу задействованы самые разные физико-химические процессы. Все они в той или иной степени зависят от состояния окружающего воздуха. Некоторые (например, вязкость краски или интенсивность испарения спирта из увлажняющего раствора) зависят от абсолютной величины температуры, другие (коробление и усадка бумаги) — от скорости ее изменения. Понятно, что для получения качественного и главное предсказуемого результата, все процессы должны быть управляемыми и, как минимум, известны печатнику. Комбинированный измеритель температуры и влажности Хотя понятие «микроклимат» включает десятки различных параметров, для печатного процесса достаточно знать и контролировать лишь влажность и температуру внутри и снаружи помещения. Очень удобным для этой цели может оказаться комбинированный электронный прибор, включающий в себя измеритель влажности и два термометра, один из которых снимает данные с внутреннего, а другой с вынесенного наружу (посредством электропровода) датчика. Если такого интегрированного прибора нет, его могут заменить обычные спиртовые термометры и погружной влагомер. Для калибровки этих измерителей влажности раз в месяц желательно еще иметь и аспирационный психрометр. Прибор для поддержания уровня влажности в помещении типографии Наиболее благоприятная для печати температура — 18–22 °С, относительная влажность — 40–60 %. Причем зачастую главную роль играет не сама величина этих параметров, а их стабильность. Так, если летом в жару печать началась при температуре 19 °С, а затем была открыта форточка и воздух прогрелся до 22 °С, то это принесет существенно больший вред, нежели постоянная работа при 25 °С жаре. Изменится вязкость краски (а значит и характеристики ее растекания на бумаге и, как следстви,е показатели растискивания); изменятся размеры бумаги (и если печать велась на одно-двухкрасочных машинах, то осуществить приводку при последующих прогонах будет сложно), изменятся характеристики увлажняющего раствора (испарится спирт и изменятся параметры водно-красочного баланса) и т. д. С этой точки зрения рекомендуется герметизировать производственный цех от улицы (говоря по-простому, заделать щели в окнах и дверях) и оборудовать его системами кондиционирования воздуха. Причем затраты даже на дорогостоящие импортные сплит-системы окупятся одним-двумя спасенными заказами. За границей, в южных странах, для поддержания постоянной влажности в помещениях типографии часто используют специальные промышленные увлажнители, которые постоянно испаряют большое количество влаги. У нас таких аппаратов в продаже нет, но при необходимости их можно заменить обычными чайниками. Не забывайте только контролировать получаемые показатели, иначе можно вместо желаемой стабилизации получить обратный эффект. Для того, чтобы исключить влияние перепада температур между улицей и помещением необходимо, чтобы закупленная бумага и химикаты проходили акклиматизацию в том помещении, где будет производится печать. В авторской справке приведена таблица времени акклиматизации бумаги, в которой указан рекомендуемый интервал времени, в течение которого бумага должна отлежаться, чтобы в процессе печати не происходила ее сильная усадка.
Для того, чтобы в процессе печати не возникали проблемы с изменениями размеров бумаги вследствие усадки из-за разницы температур при перевозке и в помещении, ее необходимо выдерживать в помещении с такими же климатическими условиями, как и в печатном цехе (или прямо в нем) Особенно это важно зимой. В таблице приведено необходимое время акклиматизации бумаги в зависимости от объема упаковки. Соответственно, следующий прибор для контроля микроклимата — часы. Шутка.
|