International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Кругом вода ... Не сядьте в лужу! Увлажнение в офсете
Какие секреты таит в себе увлажняющий раствор? Можно ли подобрать такой вариант увлажнения, который не повлечет за собой неожиданных проблем с печатью? Как сориентироваться в многообразии расходных материалов для полиграфии? Ни для кого не секрет, что принцип плоской печати основан на неких физико-химических процессах, обеспечивающих выборочное смачивание печатающих и пробельных элементов формы двумя субстанциями, которые и являются главными в этом способе печати. Речь идет о печатной краске и увлажняющем растворе. О преимуществах и недостатках печатных красок готов спорить практически любой участник создания печатной продукции: от помощника печатника до инженера производственного отдела типографии. Иное дело - увлажняющий раствор. Увлажнение - самый непредсказуемый процесс из тех, что происходят в недрах печатной машины. Увлажняющий раствор - самый таинственный материал из участвующих в создании оттиска. Термин «баланс вода-краска» - самый запутанный и многоликий. На этот самый баланс в случае возникновения проблем не устают ссылаться все: от печатника до теоретика. Можно поменять бумагу, краску, форму, печатника, но вот баланс... Попытаться можно, но гарантированно предугадать результат не получится ни при каких условиях. Редко встретишь технолога, который в состоянии объяснить печатнику, что делать в случае, если краска «вдруг» перестала закрепляться. Не существует общепринятых алгоритмов выбора увлажняющего раствора для конкретного оборудования и адекватного реагирования на проблемы, связанные с увлажнением. Многие, преимущественно менеджеры и технологи торговых компаний, наверняка станут возражать. Умеем, знаем, есть опыт использования, хоть сейчас порекомендуем и наладим. Однако дело, как правило, ограничивается зачитыванием рекомендаций конкретной фирмы, производящей конкретный концентрат увлажняющего раствора. А сколько именно этого самого концентрата из канистры нужно добавить в воду, какая вода необходима для работы, какая должна быть кислотность при определенной концентрации, какая электропроводность? А если еще в присутствии жаждущих получить «настоящий товар» замерить все это, используя большое количество приборов, то потом можно, не сомневаясь, предлагать именно то, что нужно. Как правило, «то, что нужно» бывает в одном-двух вариантах, один из которых подойдет «несомненно». Если вдруг что-то не получается - можно сослаться на откровенно «плохую» воду и отсутствие дозатора. Общепризнанная терапия - промывка системы увлажнения - дело полезное, но не решающее всех проблем. Настоящая статья - еще одна попытка автора (отнюдь не в пику уважаемым коллегам) дать краткий обзор рынка увлажняющих растворов, рекомендации в выборе конкретного продукта; привести примеры проблемных ситуаций и выхода из них, основанные на собственном опыте. Что на рынке? В большинстве больших типографий и по сей день технологические лаборатории изготавливают увлажняющие растворы для нужд собственных предприятий. Однако почти все они были разработаны либо собственными специалистами, либо с привлечением сил ВНИИ Полиграфии в 70-80-е гг. и ориентированы на применение в системах увлажнения печатного оборудования старого поколения, в основном, восточногерманского («Планета», «Циркон», «Рондосет»), чехословацкого («Ромайор», «Доминант») или изготовленного по лицензии в Рыбинске («ПОЛ», «ПОК», «ПОГ»). К тому же эти продукты использовались в подавляющем большинстве своем при работе с биметаллическими офсетными пластинами. Современным условиям - повышению скорости печати, модернизации систем увлажнения, полному переходу на монометалл в формном производстве - вышеупомянутые растворы уже не удовлетворяют. К тому, что собой представляли и представляют эти продукты, мы вернемся ниже. Ввиду приостановления полиграфической научно-исследователькой деятельности в России в прежнем ее понимании сложилась благоприятная обстановка для прихода на российский рынок импортных продуктов. Практически все ведущие мировые изготовители увлажняющих растворов уже в той или иной форме присутствуют на нашем рынке. Следует упомянуть компании, специализирующиеся на выпуске химикатов для полиграфии, такие, как VARN, DS, HDP, а также крупнейших производителей печатных красок Sun Chemical (Hartmann), Huber, Akzo Nobel Inks, выпускающих полный спектр увлажняющих растворов для различных типов офсетного печатного оборудования. Каких-либо рекомендаций относительно выбора поставщика в этой статье дано не будет ввиду ее нерекламного характера. Критерии оценки - беспроблемность, универсальность (разные типы оборудования и запечатываемых материалов), цена (3-5 долл. за 1 л концентрата стандартного типа). При выборе увлажняющего раствора по ценовому признаку следует обращать внимание на его рекомендуемую и реальную концентрацию при составлении готового раствора. Уже сейчас на рынке есть продукты, позволяющие работать при реальной концентрации 1-1,5 % в пику стандартным 2-4 % (на рынке можно встретить и более дорогие химикаты, предназначенные специально для работы, например, с металлизированными красками или для использования в нестандартных ситемах увлажнения - в каждом конкретном случае решение по использованию нестандартных концентратов, лежит на технологе печатного участка). Какие они бывают? Предваряя попытку классифицировать увлажняющие растворы, хотелось бы остановиться на терминах «увлажняющий раствор», «концентрат» и «добавка». Увлажнющий раствор - собственно раствор в готовой для работы форме; исключая простейшие модификации печатного оборудования (подача уже составленного раствора из бутыли), раствор в готовом виде после дозирования и введения дополнительных компонентов находится в центральном баке и системе циркуляции. Концентрат увлажняющего раствора - основа (маточный раствор), которая после введения в определенной пропорции в воду становится увлажняющим раствором. Добавка в увлажнение - вспомогательное вещество, придающее увлажняющему раствору дополнительные свойства; вводится, как правило, на последнем этапе, то есть после введения концентрата. Замена термина «концентрат» на «добавка» часто приводит к путанице. Саму воду называть и считать увлажняющим раствором можно лишь в некоторых случаях. Читателю предлагается следующая классификация увлажняющих растворов по их назначению, которое чаще связано с типом печатного оборудования или построения системы увлажнения.
Нет необходимости выделять в отдельную группу увлажняющие концентраты для печати красками УФ-отверждения. Казалось бы, совершенно уникальный состав УФ-красок подразумевает наличие особенностей в механизме образование эмульсии краска-увлажняюший раствор и механизме закрепления краски. Тем не менее, изготовители красок рекомендуют для использования с ними свои стандартные концентраты, а те изготовители полиграфических химикатов, которые декларируют наличие специальных составов для работы с УФ-красками, либо лукавят (так как общедоступной информации по ним автором найдено не было), либо эти специальные продукты рекомендованы для использования и с традиционными офсетными красками. Электронный измеритель жесткости воды Из новшеств, в последнее время появившихся на рынке увлажняющих растворов, особо стоит отметить новые концентраты, разработанные специально для спиртовых систем и содержащие в себе буфер, спирт, а также добавки, позволяющие снизить процент использования спирта. Имея плотность, очень близкую к плотности изопропилового спирта, эти концентраты заливаются в дозаторы для спирта и добавляются в увлажнение малыми концентрациями (3-5%). Эффективность использования увлажняющего раствора с введением такого концентрата аналогична эффективности стандартного раствора с добавкой 10-12% спирта. Особенно удобно применение концентратов all-in-one в системах, где отсутствуют дозаторы для маточного раствора, поскольку концентрат добавляется вместо спиртом.
|