Go to
International Version

РЕКЛАМА
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2001
Издательство «Курсив»

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
ПРОДУПАК
ТУР  АГЕНСТВО - WBT
«Курсив» №6 (32), декабрь 2001


Операция «Растеризация». Страница 2

И, наконец, третья, основная задача, стоящая перед растровым процессором, — преобразование информации, поступившей в RIP в формате PostScript, в команды, которые сможет выполнить фотонаборное устройство. Причем, если раньше эта задача была относительно проста и сводилась к программно-аппаратной реализации преобразования поступивших данных одного формата в заранее известную последовательность управляющих команд для одного единственного фотонабора, то сейчас дело обстоит несколько сложнее. Для того, чтобы иметь успех в современной конкурентной борьбе, RIP должен поддерживать возможность работы с разными типами фотонаборных автоматов. Чем больше будет моделей фотонаборных автоматов, с которыми сможет работать данный растровый процессор или его модификация, тем больше вероятность его широкого распространения среди пользователей, и, соответственно, тем больший коммерческий успех ждет производителей данного продукта. На успех того или иного RIP’а влияет также и то, насколько оптимальной окажется интерпретация исходного PostScript и преобразование его в последовательность команд, посылаемых на фотонабор. Обработка PS-файла, вообще говоря, задача нетривиальная, и то, как интерпретировать любой произвольно взятый кусок PS-кода максимально корректно и в минимальные сроки, является постоянной головной болью разработчиков алгоритмов растеризации. Проблем здесь несколько. Первая и самая главная — качество отработки языка PostScript. Он очень сложен, одно и то же действие можно осуществлять массой разных способов. Кроме того, многие программы, в которых ведется допечатная подготовка, не всегда создают PS-код в строгом соответствии с требованиями стандарта. А производителям растровых процессоров волей или неволей приходится обеспечивать совместимость с максимально большим количеством приложений, из которых возможен беспроблемный вывод. Надо сказать, что эта задача постепенно решается. Если лет пять назад проблемы с выводом из разных программ были вполне очевидными, то сейчас они встречаются не так часто.

Процесс обработки информации растровым процессором можно условно разделить на три этапа. Этап первый — получение оптимизированного и несколько упрощенного PostScript-кода из исходного файла. Операция эта в современных растровых процессорах чем-то похожа на процедуры, происходящие в Acrobat Distiller при создании PDF. Эта стандартная процедура во всех растровых процессорах решена практически одинаково, но результаты ее работы у разных растровых процессоров различны.

Этап второй — собственно растрирование, то есть формирование битового массива на основании информации, полученной из PS-кода и параметров экспонирования. Этот этап можно разбить еще на несколько: формирование общего битового массива, разбиение его по цветам (Color Separation) и генерация по каждому из этих цветов растровых структур, из которых во время печати тиража будет формироваться полноцветное изображение. Данный этап представляет разработчикам растровых процессоров обширное поле для реализации своих идей и замыслов — в растеризаторах существует множество разнообразных хитростей при преобразовании, скажем, последовательности PS-инструкций в участок битового массива или при формировании растровой структуры изображения: достаточно вспомнить возможность некоторых RIP’ов формировать так называемый «стохастический растр», который не всякое печатное устройство сможет воспроизвести.

Третий этап — преобразование сгенерированных битовых карт в набор команд исполнительному устройству (фотонабору). Эту операцию тоже можно отнести к стандартной, и реализация ее зависит от того, с каким фотонабором или фотонаборами предстоит работать растровому процессору. Как правило, разработчики стараются обеспечить совместимость своего растеризатора с как можно большим числом модификаций фотонаборных автоматов. Реализуется это или универсализацией программного кода, или, как в случае с Xitron RIP, применением универсальной интерфейсной платы растрового процессора, на которую, в зависимости от типа используемого фотонабора (рулонного или барабанного), устанавливается производителем та или иная микросхема с записанным на ней соответствующим программным кодом.

Рис. 2. Образец первого программного RIP’а. Однако от аппаратного он еще не очень отличался

Аппаратный RIP уже история?

Как я уже говорил ранее, первые растровые процессоры представляли собой некие устройства, функционально выполненные в виде электронной платы, установленной внутри фотонабора, либо в виде отдельного выносного блока, соединенного с фотонабором интерфейсным кабелем. Однако подобные решения построения RIP’ов были не очень выгодны ни с экономической, ни с технологической точки зрения. Действительно, в случае, если растровый процессор выполнен в виде электронной платы в составе фотонаборного автомата, ни о какой модернизации устройства не может быть и речи — обновление возможно только посредством замены всего фотонаборного автомата. Если же RIP является самостоятельным внешним устройством, вопрос о модернизации стоит менее остро, но несмотря на то, что стоимость внешнего RIP’а меньше стоимости самого фотонабора, она весьма ощутима. Раньше выход из строя растрового процессора можно было рассматривать как трагедию местного масштаба — раздобыть комплектующие для ремонта устройства где-нибудь, кроме как у производителя, было просто невозможно. Изначально ни у производителей растровых процессоров, ни у пользователей этих устройств не было особенного выбора — мощности вычислительной техники оставляли желать лучшего.

Однако с появлением более производительных процессоров ситуация несколько изменилась — на рынке появились растровые процессоры, построенные на базе персональных компьютеров. Причем, в роли последних выступали как простейшие (конечно, относительно) персональные IBM PC, совместимые рабочие станции или Macintosh, так и компьютеры, которые персональными можно назвать с натяжкой, — DEC Alpha, SUN или Silicon Graphics. Растровый процессор на базе персонального компьютера имеет, как правило, в своем составе программный блок, устройство аппаратной защиты от несанкционированного использования программного кода и аппаратную часть, выполненную чаще всего в виде платы расширения, устанавливаемой в стандартный слот компьютера. Такому RIP’у более не нужно самостоятельно пересчитывать и хранить в памяти большое количество информации — эти функции выполняет за него компьютер. Соответственно, упростилась конструкция растрового процессора, уменьшилась его стоимость и что, самое главное, стоимость его ремонта в случае выхода из строя: теперь для починки в большинстве случаев достаточно просто заменить интерфейсную плату или переустановить программное обеспечение на другой (исправный) компьютер. Для модернизации RIP’а на базе персонального компьютера достаточно, как правило, установить новое программное обеспечение — процедура распространенная и не очень сложная. Вопрос с увеличением производительности растрового процессора также может быть решен относительно просто — установкой его на рабочую станцию повышенной производительности с более быстрым процессором или большим объемом оперативной памяти и жесткого диска. Удобство в модернизации, ремонте и сопровождении RIP на базе персонального компьютера привело к тому, что в настоящее время почти все широко распространенные растровые процессоры выполнены по этой схеме. Исключение составляют некоторые модели, предназначенные для работы в сложных многопользовательских издательских системах, где вычислительных мощностей персональных компьютеров пока недостаточно.

Рис. 3. Harlequin

Дополнительные задачи RIP

Перед оператором фотонаборного автомата стоит множество задач, решить которые поначалу не предоставлялось никакой возможности. Так, наличие сгенерированного PS-файла далеко не всегда означает то, что заказчик получит корректно выведенные фотоформы. Очень часто при создании PostScript могут быть некорректно отработаны шрифты — вместо нормального текста на фотопленке появляется бессмысленная россыпь псевдографики. Не все растровые процессоры понимают некоторые, вроде бы стандартные PS-инструкции, не все программы верстки всегда генерируют корректный PS-код, и тогда растровый процессор может вывести на пленку вместо очаровательной иллюстрации «Черный квадрат» Малевича. Далеко не всегда работы, предназначенные к выводу на фотопленку, соответствуют формату материала, используемого фотонабором. Очень часто случается так, что для оптимального использования фотоматериала было бы неплохо скомпоновать несколько работ для их совместного вывода либо сделать спуск уже PostScript-полос. Перечень таких задач очень велик, и назвать их все, пожалуй, будет невозможно. Часть проблем можно решить с применением специального программного обеспечения, например, просмотреть сгенерированный PS-файл при помощи программ от Adobe — Acrobat Distiller и Adobe Acrobat. Однако не всегда применение сторонних программ удобно оператору фотонабора, и вполне естественно, что со временем производители растровых процессоров стали задумываться о возможности переложить решение хотя бы части задач на программное обеспечение RIP’ов.

Изначально растровые процессоры не были отягощены дополнительными функциями, достаточно было того, что они справлялись со своими прямыми обязанностями преобразования PS-инструкций в управляющие команды фотонабора. Однако позже положение изменилось. Лидером можно назвать Harlequin RIP, в котором появилась функция предварительного просмотра отрастрированных изображений (подобная функция была и в растровом процессоре от компании Scitex, но они предназначались исключительно для своих выводных устройств). Обработанное изображение можно было просмотреть, проверить корректность воспроизведения заданных графических или текстовых объектов, проверить свойства изображения (его геометрические размеры), позиционирование на фотоматериале, проверить, корректно ли задан угол наклона растра для данного цвета. В более поздних версиях растрового процессора от Harlequin появилась возможность просмотра сразу четырех предварительно отрастрированных цветов, совмещая их в одном окне просмотра. В этом случае можно даже, не выводя пленок, отследить появление муара на будущем оттиске. Дополнительная функция, введенная разработчиками растрового процессора, позволила пользователям Harlequin RIP экономить большое количество фотоматериала, отслеживая различные ошибки в файле еще до вывода его на пленку. Отрастрированное изображение после вывода на фотоформу не удалялось с диска компьютера, а оставалось до конца текущего сеанса работы с RIP’ом на диске, что позволяло оператору при необходимости повторить вывод, не затрачивая времени на повторное растрирование файла. Нововведение понравилось пользователям, и другие разработчики не замедлили повторить успешный опыт — сегодня, пожалуй, нет ни одной программы-растеризатора, не предоставляющей оператору фотонабора возможностей, аналогичных тем, что появились в свое время у растеризатора от Harlequin. У растровых процессоров на текущий момент появилась масса других полезных функций, например, возможность сохранения единожды отрастрированного изображения в произвольном файле для долговременного его хранения на жестком диске или способность подстройки выводимых работ под конкретный полиграфический процесс (учет растискивания точки на фотоформе во время печати).

Авторская справка


RIP для флексо

Флексография — область полиграфии, в которой к растровым процессорам предъявляются дополнительные требования, зачастую сильно отличающиеся от требований к RIP’ам для офсетной печати.

Использование при печати более четырех красок приводит к необходимости формирования растровой розетки сложной формы. При этом растрирование производится с углами поворота растра, отличными от общепринятых углов, скажем, для офсетной печати.

Применение во флексографии сравнительно «мягких» печатных форм в сочетании с необходимостью закрепления формы на формном цилиндре с малым радиусом кривизны приводит к необходимости учета как изменения геометрической формы растровой точки на печатной форме, так и нелинейного изменения геометрических размеров всего изображения.

Для флексографии растровый процессор, помимо прочего, должен учитывать растискивание растровой точки, которое здесь неизмеримо выше, нежели при печати офсетной.

Для решения перечисленных выше задач производителями растеризаторов предлагаются либо дополнительные модули в составе готовых продуктов, либо растровые процессоры, изначально ориентированные на использование во флексографии.

Количество действий, выполняемых растровыми процессорами, неизмеримо выросло по сравнению с устройствами, с которых начиналась история RIP. От управления растрированием одиночного файла наиболее мощные растровые процессоры перешли к управлению потоками данных: сегодня с помощью растровых процессоров, таких, например, как Delta RIP от компании Heidelberg или системы AGFA Apogee Workflow возможно практически полностью автоматизировать процесс вывода, скажем, объемного полноцветного журнала. Причем современные растровые процессоры могут изменять и подставлять данные в уже сформированный массив буквально за несколько минут до вывода фотоформ, даже без участия оператора фотонабора. Персоналу, обслуживающему фотонаборный автомат, остается только следить за тем, чтобы параметры фотовыводного устройства не выходили за пределы нормы, средствами растрового процессора в случае необходимости калибровать ФНА, своевременно пополнять запасы фотопленки в подающих кассетах фотонабора, обновлять раствор в проявочной машине и осуществлять учет выпущенной продукции.

Строго говоря, программно-аппаратные комплексы последнего поколения не стоило бы уже называть просто растеризаторами, поскольку круг выполняемых ими задач гораздо шире простого преобразования PS-кода в битовый массив, однако сила привычки велика, и название «растровый процессор», несмотря ни на что, сохранилось. Тем не менее, выбирая новый растеризатор для своего «заслуженного» фотонаборного автомата или покупая фотонаборный автомат в комплексе с каким-либо RIP’ом, необходимо помнить, что сейчас растровый процессор — мощное средство по управлению потоками данных, обладающее большим числом дополнительных функций. И удобство работы с тем или иным растровым процессором будет определяться тем, насколько полно набор дополнительных возможностей закупаемого RIP’а будет соответствовать запросам конкретного полиграфического производства.

Операция «Растеризация». Страница 2