ТЕОРИЯ
«ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ»: ПОДРЕЗАЕМ КРЫЛЬЯ ДИЗАЙНЕРАМ

На протяжении всей истории «Формата» мы не оставляем тему отношений между заказчиком и типографией. Действительно, при создании дизайн-макета и непосредственно подготовке его к печати легко допустить ошибки, которые сильно затруднят работу. Как выяснилось, производственникам еще есть что сказать об этой проблеме...

Юрий Захаржевский,
группа компаний
«Печатный дом Граффити»
(Москва)
Всем прекрасно известно, насколько ревниво относятся дизайнеры к своим работам и как противостоят попыткам вмешаться. И, надо признать, у них имеются для этого все основания.

И смешно, и досадно бывает порой наблюдать, как клиент, заплативший за «дизайн», пытается при этом давать дизайнерам бесчисленные указания по поводу того, что и как именно делать. А потом удивляется: ну и ерунда же получается! Это все равно что нанять шофера, а потом сесть рядом с ним и то и дело хвататься за руль. Решив дать читателям (а значит, заказчикам) некоторые советы, я исходил из того, что интересы дизайнера и типографии должны совпадать (в том числе и когда он работает в рекламном агентстве): результатом работы в любом случае должен быть тираж, а не комплект макулатуры и рекламаций). Конечно, если дизайнер хочет свести счеты с производственным отделом, то все надо делать наоборот. Но, надеюсь, в вашей компании царит здоровая атмосфера!

Конечно, печатникам приходится нелегко: нужно держать в памяти особенности печати на разных бумагах и на разных машинах, и получается, видимо, не у всех. Но не думайте, что все проблемы возникают только из-за лени производственников. Требования типографии - не просто придирки, порожденные ленью и нелюбопытством технологов. Почитайте советы от поставщиков расходных материалов. Уж какая там свобода творчества! К примеру, если вы верстаете журнал, в котором есть насыщенные иллюстрации, то их следует располагать на разных сторонах листа так, чтобы они как бы совмещались. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения перетискивания или «пробивания» краски через бумагу, а также когда иллюстрация просвечивает через тонкие листы, эти дефекты были менее заметны. Поставщики не случайно дают такие советы: когда из-за проблем в печати клиенты обвиняют типографии, последние, в свою очередь, предъявляют претензии поставщикам. Это сильно ограничивает полет фантазии, но зато есть повод напомнить заказчику или руководству, что оттиск на дешевой бумаге все равно не будет выглядеть хорошо.

Несколько советов заказчикам

  • Об экономии на материалах. В этом вопросе надо быть последовательным: иногда берут дешевый картон и стараются его декорировать: печатают серебром, выполняют УФ-лакирование и т.п. Результат выглядит ужасно. Если уж решили экономить - экономьте до конца! Всегда можно обыграть особенности материала в дизайне: создать стилизацию под старину, например. А если недостатка средств нет, то вспомните о шелкографии и прочих технологиях, которые дают более эффектные оттиски, чем офсетная печать.

  • Но при изготовлении упаковки помните, что качественный картон производит на покупателя большее впечатление, чем самая замечательная печать. Дешевый по виду или слишком тонкий картон «убьет» любой дизайн.

  • На гладкой бумаге градации и контраст передаются лучше, а суммарный краскоперенос может быть больше. Отсюда вывод: печать на матовой бумаге - это, конечно, стильно, но не для каждого изделия. И не для всякой типографии. При печати металлизированными красками по матовой бумаге и многим сортам картона может осыпаться пигмент. Лакирование офсетным лаком при этом дает слабый защитный эффект. А ВД- и УФ-лаки гораздо дороже. Итог печати серебром на матовой бумаге часто выглядит непрезентабельно. С тем же успехом можно использовать серый пантон. Также гораздо лучшими печатными свойствами (и, если уж на то пошло, большей оригинальностью) отличаются пантоны, в составе которых содержится только какая-то часть металлизированной краски (в пантонном веере их можно найти под №№8003-8321). Правда, полностью все эти образцы можно увидеть только в специальном веере с металлизированными красками.

  • При печати на многих видах картона не следует делать ровные сетки, тем более большой площади: неравномерность будет очень заметна. Об этом нужно помнить и при печати на тонкой бумаге: текст или рисунок на ровной сетке просвечивают с обратной стороны и портят всю картину. В графических программах есть множество текстур (под брезент и пр.), которые позволяют делать неравномерность печати практически незаметной. Так и пользуйтесь ими! Надоели стандартные текстуры, хотите проявить оригинальность? Прекрасно - создайте свою.

  • Разрабатывая серию упаковки или этикеток для линейки каких-либо продуктов, не стоит использовать очень близкие оттенки: в силу того, что при печати тиража неизбежна разнооттеночность, может оказаться, что упаковка или этикетки одного вида будут отличаться друг от друга больше, чем от упаковки или этикеток другого продукта.

У разнотона при печати есть и оборотная сторона: чаще не разные цвета становятся похожими, а, наоборот, цвет «уходит» и в одном тираже получаются, порой, совершенно разные экземпляры. Особенно это заметно, когда дизайнеры, верстая журнал или каталог, выбирают некий общий цвет страниц или элементов оформления для определенной группы товаров или для разных тем. Прежде чем воспользоваться этим приемом, узнайте, насколько хорошо печатники могут «держать цвет». Конечно, лучше всего, когда печатная машина имеет автоматический денситометр с обратной связью: в этом случае разнооттеночность минимальна. К тому же наличие такого оборудования в типографии само по себе уже говорит о серьезном подходе исполнителя к работе.

Если очевидно, что этой проблемы не избежать, а общий цвет для разных страниц применить все же хочется, то используйте цвета из одного-двух компонентов триады: чем больше составляющих, тем труднее обеспечивать постоянство цвета. Серый, составленный из четырех цветов, - классическая проблема, которую дизайнеры создают для печатников. Казалось бы, все уже об этом знают, но... Но до сих пор такие проблемы не исчезли. Конечно, если нужно напечатать фон постоянного оттенка, можно использовать пантонные краски. Но учтите, работа с пантонами - это отдельная тема.

Кое-что о пантонах

Основное их преимущество перед триадными красками (из-за которого их и придумали) заключается в том, что в процессе печати тиража печатник может как угодно менять интенсивность краски, но не может исказить ее оттенок. Если, конечно, он не положил краску в грязную кипсейку и хорошо промыл валики...

Другое преимущество: если нужно напечатать коричневый или фиолетовый текст мелкого кегля или текст вывороткой по коричневому или фиолетовому фону, печать триадными красками неизбежно приведет к несовмещению. Его величина будет зависеть от машины, бумаги и навыков печатника, но в любом случае оно появится. Вот тут и пригодится пантон. Правда, можно еще поменять цвет на другой, при котором несовмещение не столь заметно.

Дизайнер обязательно должен иметь веер Pantone solid to process guide coated EURO. Благодаря этому вееру можно оценить, стоит ли данный цвет печатать пантонной краской или можно без особого ущерба для дизайнерской идеи заменить ее триадными. Еще лучше пользоваться новым вариантом этого веера под названием Pantone color bridge coated EURO. В нем даны значения не только в CMYK, но и в RGB и даже в HTML. Кроме того, некоторые значения CMYK изменены по сравнению со старым вариантом и, надо признать, новые значения позволяют имитировать пантонные цвета точнее старых.

Темно-зеленый и темно-коричневый - самые проблемные цвета с точки зрения печатника: любые дефекты машины (а машин без дефектов не бывает) будут вызывать полошение. В то же время, если эти цвета «расцмиковать», то получится много компонентов, и на мелких элементах рисунка возникнет серьезная проблема с совмещением.

С другой стороны, если пантон светлый и в нем много прозрачных белил (не поленитесь заглянуть в рецепт на другом веере - Pantone formula guides), это может привести к проблемам с увлажнением. Не каждая машина справится с этим. Поэтому для печати пантонами необходимо предусматривать достаточный запас времени. Возможно, придется даже менять типографию...

Обычные денситометры не могут измерять пантоны, так как их фильтры рассчитаны на цвета CMYK. Но при изменении пантона денситометры некоторых моделей (например, GretagMacbeth DensiEye 700) все же выдают какое-то число, и по нему можно ориентироваться при печати.

Конечно, желательно использовать спектрофотометр. Но и это не решает всех проблем. А есть ли, собственно, в веерах пантонов нормы плотности или цветовые координаты? Даже для контроля производства атласов спектрофотометрические измерения компания Pantone начала внедрять совсем недавно. Нет, там указаны пропорции, в которых надо смешать основные краски для получения того или иного оттенка. Однако каким он получится? Таким же, как в веере?

Вовсе не обязательно, особенно если плотность краски или бумага отличаются от «эталона» в веере (наверняка так и будет). Как же типография должна определить, что получился именно нужный цвет? Сейчас существует специальная программа Best-Match - запатентованная функция спектрофотометров Gretag-Macbeth, которая позволяет печатнику определить, имеет ли краска необходимый оттенок, даже если ее плотность при печати была иной, чем в веере.

На практике, однако, все обычно сводится к визуальному сравнению оттиска и образца в веере. Но это крайне опасно: типография посчитает, что цвет получился правильно, а клиент будет несогласен. В таком случае конфликт неизбежен. Причины могут быть как субъективными, так и вполне объективными. Например, выбирая цвет, клиент может ориентироваться на один веер, а типография при работе - на другой.

А если рекламное агентство сдает в печать заказ своего собственного клиента, который тоже пользовался собственным веером?

И не забывайте, что с течением времени в атласах Pantone краски выцветают, а бумага желтеет. Изменения особенно заметны на светлых оттенках.

К сожалению, эта проблема неизбежна. Pantone рекомендует приобретать новые атласы ежегодно. Беда еще и в том, что веера, которым многие так доверяют, не так уж точны: один и тот же цвет может иметь разные оттенки даже в разных веерах одной и той же фирмы! Потому что напечатаны с разной плотностью. Кстати, к качеству печати самих вееров можно предъявить немало претензий. Достаточно взять лупу и рассмотреть плашки, особенно насыщенных и темных цветов.

Ко всему прочему, с тех пор, как система Pantone была разработана, появилось множество разных производителей этих красок, продукты которых несколько отличаются по оттенку.

Цвет же смесевого пантона зависит не только от исходных компонентов, но и от добросовестности колориста: «Вот, например, смесевые краски, которые мы обычно сами не смешиваем. Заказывали их у разных поставщиков, а в результате получали самые разные цвета» (Интервью: Л. Погребенко, «Триада ЛТД», генеральный директор, «Гарт» №8–2006. С. 6).

Часто бывает так, что из-за перечисленных выше причин старательно приготовленный по указанной на веере рецептуре пантон не годится, а смешанный опытным печатником «на глаз» попадает в цвет. Поэтому сначала подумайте: а чего вы, собственно, хотите? какой именно оттенок? на какой бумаге?

Если требуется идеально точная передача оттенка, постарайтесь присутствовать на приладке. Возможно, придется заменить пантон или даже остановить печать, пока не будет выяснен вопрос с цветом.

Вместо заключения.Физика или лирика?

Я думаю, вы и сами знаете немало примеров, когда сюжеты изображений вызывают проблемы как на печати, так и при послепечатной обработке. Конечно, можно не думать о трудностях производственников. Да, иногда они не очень-то стараются - всякое бывает. Но и дизайнеры порой не утруждают себя поиском технологичных решений. Поверьте, что темно-синяя плашка на весь лист - давно уже не вершина дизайнерского искусства.

Если вас интересует конечный результат работы, то старайтесь, по возможности, избегать сюжетов, которые тяжело печатаются. Желание непременно воспроизвести трудное для офсета изображение может привести к конфликту с типографией и вашим клиентом.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»