В
ПОИСКАХ ИМИДЖА
Применение исследовательских методик для
качественного маркетинга
Выигрышное оформление
упаковки не всегда зависит от таланта
дизайнера. И как правило, удачному
дизайну предшествует непростая исследовательская
работа. В качестве иллюстраций и примеров
рассмотрены работы дизайнерских компаний
Alt Vision Design и AMG с их любезного
разрешения. |
Николас
Коро,
со-директор Capital Research Group (NEIMS)
|
Ментальная составляющая
упаковки - наиглавнейшая |
Упаковка
товара для его производителя - понятие
прозаическое: перечень видов и форм, оборудование,
материалы. Но у потребителя внешний вид
продукта рождает некие ощущения, образы,
ассоциации, а иной раз заставляет сердце
биться чаще и вызывает непреодолимое желание
тут же вскрыть упаковку и попробовать
то, что внутри.
Характерная статистика
Маркетинговые
исследования и качественного, и количественного
характера в последние годы показывают
рост значения внешнего облика продукта
для покупателя, к какой бы социальной
страте* он не относился. К примеру, при
выборе кондитерской продукции именно оформление
товара является одним из самых значимых
(3-е место) критериев покупки.
* Страта - обособленная группа потребителей,
объединенных по доходу, социальному положению
и, как следствие, по потребительским привычкам
и стереотипам
Роли, которую дизайн упаковки играет
в момент выбора колбасных изделий, потребители
последние два года отводят, как минимум,
5-е место. Любители крепких напитков (водки,
коньяка, джина, брэнди, виски) ставят
оформление этикетки и упаковки на стабильное
4-е место. Более важен внешний вид для
вин и пива.
О том, что эти данные не пустой звук,
говорят и подсчеты продаж предприятий.
Например, в первые же месяцы после редизайна
упаковки куриных тушек, заказанным лишь
одним из пяти российских дистрибуторов
(компанией «Мираторг») мирового брэнда
Sadia, объем их продаж вырос с 2 тыс.
т до 10 тыс. т. Косметическая компания
Emansi за неполный год увеличила объемы
продаж на 100% после редизайна мужской
ассортиментной линейки. Показатели внушительные,
и к числу подобных удачных экспериментов,
продемонстрировавших новый подход к стилю
и внешнему виду упаковки, можно причислить
и «реанимацию» водки «Гжелка» в потребительском
восприятии, и новый взлет шоколада Alpen
gold (компании Kraft), и усиление позиций
молочной продукции Danone.
Однако все эти имена с чередой менее
известных, но занявших прочные позиции
региональных брэндов, создавались не волюнтаристским
выбором руководства компаний, а на основании
потребительских предпочтений, которые
причем обнаружились не post factum, а
предварительно, то есть пока еще не вложены
деньги в тиражирование некоего замечательного
дизайна, но имеющего все шансы впоследствии
оказаться ошибочным, неадресным, не воспринимаемым
целевой аудиторией. Поэтому на страницах
журнала «Пакет» мы предлагаем своеобразный
рецепт принятия решения о новом дизайне
упаковки, предполагающий выверенную очередность
действий, которая даст возможность минимизировать
ошибки.
Первые шаги
Своеобразная
шпаргалка (рис. ниже) топ-менеджера компании
позволит продумать и принять верное решение
о виде и типе нового дизайна этикетки
либо упаковки с помощью тех, кто «голосует
кошельком», пополняя счета компаний-производителей.
Разумеется, данная работа требует знания
исследовательских методик, которых мы
вкратце коснемся. Ведь руководителю вовсе
не обязательно уметь самому проводить
какие-либо исследования из сферы практического
маркетинга, но знание валидности применения
того или иного метода убережет от лишних
трат.
Наиболее
часто используемые методы качественного
маркетинга в применении к «шагу №3» нашей
схемы это:
- фокусные
групповые интервью - вид качественных
маркетинговых исследований, подразумевающий
интервьюирование узкой группы респондентов
(7–12 человек) по определенной теме;
- глубинные
интервью - индивидуальные опросы
представителей целевой группы по специально
подготовленному опросному листу по определенной
проблеме;
- персонифицированные
погружения - форма индивидуального
качественного тестирования социально-определившихся
персоналий, позволяющего определить
мотивационные аспекты неосознанного
выбора определенного продукта;
- коммерческая
цветокоррекция - качественное
исследование, направленное на вскрытие
просчетов и коррекцию цветовосприятия
потребителями рекламных, антуражных,
упаковочных и иных материалов и носителей
информации о товаре в зависимости от
принадлежности человека к социальной
страте и региону проживания.
Мы начинаем рассматривать эти шаги с
третьей позиции потому, что именно на
данном этапе необходимо вмешательство
профессионалов, чтобы определить наиболее
оптимальные направления, которые будут
заданы специалистам от креатива и дизайна.
Первые шаги по схеме - «принятие решения
о создании торговой марки» и «определение
характерных особенностей» - как правило,
осуществляются специалистами самого предприятия-производителя
(поставщика) товара и/или топ-менеджерами
данной компании, что вполне естественно.
Исповедимые пути
Далее
мы рассмотрим лишь маркетинговую составляющую
многоступенчатого процесса разработки
брэнда, опуская подробный обзор дизайнерских,
копирайтерских, полиграфических и технологических
шагов, указанных в нашей «шпаргалке» -
это тема для отдельного обзора, посвященного
технологиям креатива.
Итак,
интервью.
Они дают возможность определить реперные
точки потребительских ожиданий касательно
образа нового продукта с учетом ошибок
аналогового продукта конкурентов и собственных
предпочтений, основанных на личном опыте.
Персонифицированные
погружения позволяют выявить подспудные,
неосознанные уровни восприятия как еще
не существующего продукта, так и негативно-позитивный
эмоциональный спектр представлений о каком-либо
другом, уже имеющемся товаре. Как правило,
полученные данные касаются в основном
внешнего облика товара: его оформления,
формы, веса и особенностей упаковки, включая
ее материал. Коммерческая
цветокоррекция предоставляет возможность
использовать такое свойство цвета, как
физиологичность, то есть особенности цветовосприятия
мозгом человека.
Наиболее типичным в плане применения
перечисленных методик может стать уже
упоминавшийся брэнд Sadia. До вмешательства
стилистика торговой марки была решена
в черно-красной гамме, что, согласно исследованиям,
не соотносится потребителями с семейными
ценностями и непосредственно курицей как
продуктом. Кроме того, люди, выбирающие
как позитив «черно-красное» сочетание,
совершенно отличаются по психологическому
портрету от целевой аудитории - женщин-домохозяек
среднего возраста, основных потребительниц
замороженных кур. В процессе работы по
редизайну логотипа и упаковки продукта
(репакингу) был вычислен процент соотношения
цветов наиболее позитивно воспринимаемых
целевой аудиторией, а также некоторые
негативно воспринимаемые семантические
(звукообразующие) и семиотические (знакообразующие)
аспекты старой торговой марки. Все это
легло в основу творческого брифа (задания)
для дизайнеров и позволило направить их
работу в нужное русло, экономя время и,
разумеется, деньги.
В результате цветокоррекции был добавлен
оранжевый кант, ограничивший белое пространство
фона, что нивелировало агрессивное «черно-красное»
сочетание цветов неизменного логотипа.
Говоря о коррективах в звукообразовании
брэнда Sadia, прежде всего нужно отметить,
что во всем мире ударение в этом слове
ставятся на букву «и». Но для «русского
уха» слово «садИя» звучит агрессивно и
жестко. Перенеся ударение на букву «а»,
мы смягчили звучание, а видоизменив русскую
букву «С», привели графику слова «сАдия»
в «куполообразное» состояние, то есть
«обрусили» название, приблизив его восприятие
к слову «садко». Была усилена графически
и система нужного нам ударения - над буквой
«а» появилось сердечко.
Как его вы назовете...
Не
менее важен и «шаг №7» ввиду естественной
значимости названия товара для потребительского
восприятия и с точки зрения привлекательности,
и с точки зрения адекватности восприятия,
а также, конечно, с позиции того, насколько
название будет верно соотноситься с определенной
товарной группой (включая цену, значимость,
статус продукта) и т. д. Как правило,
здесь приемлемы как нейминг-линк тест
(naming link test), так и иные методики
индивидуальных и групповых опросов.
Нейминг-линк
тест - методика, основанная на
использовании закрытых бланковых анкет.
Она включает три последовательных этапа,
направленных на выявление уровня восприятия
респондентами каждого из предоставленных
названий продукта, но предназначена и
разработана в первую очередь для фантазийных
или «иностраннозвучащих» названий. Перед
началом проведения нейминг-линк теста
те названия, которые будут тестироваться
в результате исследования, отбираются
методом «мозгового штурма» и сопутствующих
традиционных методик. Отобранные названия
проходят дополнительную «фильтрацию» их
относительного соответствия заданным целям
и задачам исследования. Далее эти названия
попадают в общий список, по которому они
и будут тестироваться путем нейминг-линк
теста.
Особую важность в нейминге приобретает
и экспертный опрос. Это форма индивидуального
интервьюирования профессионала в определенной
отрасли рынка, который, как правило, является
топ-менеджером конкурирующей компании
или ритейл-представителем. Он актуален,
когда речь идет о таких целевых установках
владельцев марки, как выход и завоевание
иностранных рынков. Ведь порой весьма
благозвучные названия выглядят оскорбительно,
пугающе или безнравственно, а порой и
просто смешно для других языковых групп
потребителей (вспомните пример с «Паджеро»
в Испании, или российской маркой «Жигули»,
название которой для большинства европейских
языков созвучно с «жиголо»).
С размахом
Десятый
и тринадцатый «шаги» значимы для выбора
наиболее соответствующего дизайна и формы
упаковки. Для этой работы подойдут и фокус-группы,
и их концентрированный вариант - экспресс-тестинг
и масштабные холл-тесты. Холл-тесты
- это исследования тестового характера
с большим массивом респондентов в местах
продаж у тестовых стендов или в отдельных
помещениях, имитирующих магазинный прилавок,
где интервьюируются респонденты случайной
уличной выборки.
Экспресс-тестинг
- групповая форма исследования для неограниченного
числа респондентов, подбор которых осуществляется
по принципу фокусных групповых интервью
(для малых групп) или холл-тестов (для
больших групп). Такая форма исследования
весьма вариативна, так как легко адаптируется
к конкретным целям и задачам исследования,
а также может включать в себя устные собеседования
и интервьюирование (при малых формах)
или исключительно письменную работу при
использовании бланковых методик (при больших
группах респондентов, вплоть до работы
модератора с целым залом при помощи ассистентов).
Чаще всего данная методика используется,
когда речь идет о названиях фантазийных,
вымышленных, а также составленных путем
структурированного сочетания букв. Но
методика актуальна и для достаточно типичных
названий, употребляемых в обиходе.
На вкус и цвет...
Методов
предостаточно, все они проверены временем,
и что наиболее важно - проверены деньгами...
Нет, не теми, которые вы потратите на
оплату работы профессиональных исследователей,
а теми, которые вы сохранили и преумножили,
обезопасив себя от принятия такого, на
первый взгляд, простого и единственно
«верного» решения - выбора на свой вкус.
Ведь очень возможно, что вы сами давно
уже относитесь к другой социальной страте
со всеми вытекающими последствиями.
Мы не ставим под сомнение наличие хорошего
вкуса у российских руководителей (примеров,
доказывающих это, в нашей практике предостаточно),
а своим последним утверждением просто
напоминаем, что продукт, упакованный в
просто «красивую» упаковку, скорее всего
обречен. У рынка, в отличие от вернисажа,
свои правила.
комментарий
редакции
Все-таки
дизайн - это наука
Как
следует из статьи, упаковка товара
- это всего лишь малая часть всего
набора маркетинговых инструментов
по обеспечению «продажности» товара.
И естественно, одним дизайном упаковки
вопрос продвижения товара на рынок
не решается.
А это значит, что необходимо решать
вопрос о дизайне упаковки в комплексе
основных маркетинговых усилий. Тогда
получается, что дизайн упаковки
- это специальные виды знаний и
отдельная наука, очень тесно связанная
с другими науками о продвижении
товара. Поэтому должны существовать
и специализированные компании, занимающиеся
в том числе и дизайном упаковки
как составной частью маркетинга
товара. И следовательно, разработка
«внешности» продукта из эстетической
сферы переходит в научную. И с этим
не раз приходилось сталкиваться:
упаковка, оформленная с «художественных»
позиций, «не работает», а другая,
существтенно более «приземленная»
позволяет решить поставленные задачи.
А значит, по объявлению в интернете
типа «... разработаю логотип, бланк,
рекламную листовку, упаковку и т.д...
недорого», по крайней мере за упаковкой,
лучше не обращаться.
|
|