Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №1 (1), апрель 1996


Григорий Сапунков, эксперт отдела технологий компании СофтЮнион

Сухие пленки: сбылась мечта идиота?

«Для волшебства требуется сухой волос, только самый сухой волос!»

Л.Лагин. «Старик Хоттабыч»

За последний год на рынке появилось три высококачественных продукта, представляющих новую нетрадиционную технологию: Dry Film—или, если не полениться заглянуть в тонкий «Англо-русский словарь»,—«сухих» пленок. Продукты эти принадлежат трем уважаемым фирмам, которые показали нам, какими они видят себе эти самые сухие пленки. И оказалось, что каждая из них представляет это по-разному. Общим во всех случаях является одно: сухие пленки—это технология, использующая специальную пленку, иногда очень хитрую специальную пленку, не требующую после своего экспонирования обработки в растворах, реактивах и химикатах. Удобна ли такая новая технология? Безусловно да – ведь при ее применении не надо мыть проявочную машину. Надо ли кому-то рассказывать, как это облегчает жизнь персоналу и стабилизирует режимы печати? Кроме того, технология, позволяющая получать пленки без использования химических веществ, является не только более удобной и быстрой, но и экологически чистой, что в наше время очень актуально, по крайней мере на Западе.

Эти аспекты новой чудесной технологии должны показаться очень привлекательными для многих полиграфистов. Менее привлекательным окажется тот факт, что все рассматривающиеся продукты требуют специализированных устройств вывода или в лучшем случае доукомплектования существующих фотонаборных устройств специализированными модулями, а также другой факт: по мнению западных экспертов, в скором будущем эта технология, как и традиционная технология с использованием фотопленок, уступит место другой, не столь новой, но куда более передовой—технологии прямого изготовления форм (computer-to-plate, она же CTP). Это, конечно, не значит, что сухие пленки является вообще технологией бесперспективной, однако сомнительно, чтобы она успела получить широкое распространение. Тем не менее достижения, полученные в ходе развития сухих пленок, могут быть успешно применены для проектировании CTP-устройств следующего поколения.

История

Первый коммерческий продукт, использующий технологию такого типа, был представлен на рынке всего несколько лет назад фирмой CalComp. Продукт этот выпускается по сей день и называется Ecofilm. Пленочный материал для него производится фирмой Labelon. В основе Ecofilm заложен принцип, подобный применявшемуся в ранних факсмашинах: при термической обработке особое покрытие, нанесенное на пленку, становится темным. Само собой разумеется, для экспонирования пленки требуется специальный фотонаборный аппарат. К сожалению, эта система может применяться для получения пленок только невысокого разрешения.

Современные системы

Если Ecofilm от CalComp был рассчитан на выполнение полиграфических работ низкого уровня, то современные материалы, о которых ниже пойдет речь, предназначены для работ среднего и даже высокого класса. Кто же изготовитель новых волшебных товаров? Три компании с достаточно знакомыми даже не полиграфисту именами: Kodak, Polaroid и Xerox.

Как было уже отмечено, каждая компания воплотила в жизнь принцип сухих пленок по-своему. В каждом случае в основу разработок были положены предыдущие достижения компаний в различных, иногда не совсем полиграфических, областях.

Внимательно рассмотрим каждый из трех продуктов по отдельности.

Kodak

В основе сухих пленок от Kodak’а лежит наиболее простой принцип. На основу пленки нанесен слой красителя специального состава. Для работы с этой пленкой используется не менее специальное экспонирующее устройство с лазерным лучом высокой мощности. Во время экспонирования луч лазера испаряет краситель с поверхности пленки. В негативном режиме очищаются участки, занимаемые изображением, соответственно, в позитивном—участки без изображения (см. рис.1). На участках, не обрабатываемых лазерным лучом, оптическая плотность остается высокой. После того, как экспонирование изображения закончено, никакой дальнейшей обработки уже не требуется—пленка готова для производства форм. Впервые такая технология была применена той же фирмой Kodak в системе цифровой цветопробы Kodak Approval.

Рис.1 Схемы процессов экспонирования сухих пленок: Kodak

Изображение, полученное описанным выше образом, очень четкое и имеет резкую границу. Специальный фотонаборный автомат, предназначенный для экспонирования этой пленки, разработан Kodak совместно с фирмой Dainippon Screen. Устройство носит название TE-R1070 и имеет специально сконструированное Kodak экспонирующее лазерное устройство.

Polaroid

Появление материала от фирмы Polaroid вызвал удивление и интерес среди полиграфической общественности, поскольку компания никогда ранее не работала на рынке производителей фотопленки для полиграфии. Новый продукт носит название Dry Tech Imagesetting Film, а разработан он на основе системы Helios той же фирмы Polaroid, применяющейся в медицине для изготовления цифровых рентгенограмм.

Принцип, на основе которого функционирует Dry Tech (см. рис. 2), более замысловатый, чем у материала фирмы Kodak. Между двумя листами—носителем и основой—нанесен тончайший (толщиной менее одного микрона) непрозрачный слой угольных частичек. Под действием лазерного луча повышенной мощности частицы переходят с листа носителя на лист-основу. Затем два листа необходимо просто механически разделить—процедура почти такая же, как у фотоснимков из фотоаппаратов Polaroid.

Рис.2 Схемы процессов экспонирования сухих пленок: Polaroid

Как и в случае с материалом Kodak, для экспонирования Dry Tech необходимо иметь специальное фотонаборное устройство, обладающее более мощным, чем у обычных моделей, лазером. В целях разработки такого устройства Polaroid объединил свои усилия с ведущим производителем фотонаборной техники—фирмой Linotype-Hell. Устройство получило имя DrySetter. В качестве базовой модели для него был выбран хорошо себя зарекомендовавший фотонаборный автомат Hercules.

Изображение, полученное на пленке Dry Tech, отличается очень высоким разрешением и самым четким контуром растровой точки: в этом Dry Tech значительно превосходит любые другие материалы, производящиеся современной промышленностью. Другим важным и приятным фактом является то, что пленки Dry Tech соизмеримы по своим оптическим параметрам параметрам с традиционными серебросодержащими фотопленками и могут быть использованы в любой комбинации с ними на одном монтажном листе.

Xerox

Продукт, производимый Xerox, называется Verde. Как и два предыдущих изготовителя (Kodak и Polaroid), Xerox использовал технологический принцип, в применении которого был особенно умудрен. Поэтому не удивительно, что это—принцип Карлсона, тот самый, на котором основан механизм электростатического копирования, использующийся во всех копировальных аппаратах («ксероксах») и лазерных принтерах. Такой механизм, быть может, и является наиболее традиционным, но только не для применения в сфере полиграфических фотоматериалов.

Функционально пленка Verde устроена еще хитрее, чем материал Polaroid. Вместо того, чтобы использовать мощное специальное выводное устройство для выжигания изображения на пленке лазерным лучом, Xerox использует традиционные ФНА (фотонаборные автоматы) для экспонирования специально подготовленного светочувствительного материала.

Пленка Verde состоит из трех слоев: майларовой основы, проводящего промежуточного слоя и слоя термопластика (см. рис. 3). В термопластике содержатся микрочастицы селена. Именно селен является тем волшебным ингредиентом, благодаря которому работает материал. Пленка не светочувствительна до тех пор, пока ее не зарядят в специально предназначенном для этого коротроне (или короне—имеется в виду часть копировального аппарата, где происходит коронный заряд). Частицы селена будут удерживать статический заряд до тех пор, пока пленка не будет обработана лазером фотонаборного автомата. После экспозиции пленка «проявляется» нагреванием приблизительно до 100°C. Во время нагрева термопластик размягчается, и засвеченные лазером селеновые частички смещаются в нем по направлению к проводящему слою. Перемещаясь через нагретый термопластик, частички селена становятся случайно ориентированными. Это увеличивает рассеивающий и поглощающий фактор селена, и как следствие, увеличивает оптическую плотность пленки. Селен в областях пленки, не обработанных лазерным лучом фотонаборного устройства, никуда не смещается и, следовательно, эти области остаются относительно прозрачными после нагрева.

Рис.3 Схемы процессов экспонирования сухих пленок: Xerox

Основной недостаток пленки Verde заключается в том, что области пленки с низкой оптической плотностью кажутся тем не менее достаточно темными по сравнению с аналогичными областями на обычной фотопленке, то есть пленка Verde внешне не похожа на фотопленку. Разность в плотностях между участками с изображением и без составляет чуть более 2.0D (у обычной пленки: 3.0–4.0D), что достаточно для изготовления форм для некоторых видов печатных работ. (Следует, правда отметить, что далеко не все типографии соглашаются работать с такой плотностью фотоформы, поскольку это обычно требует переналадки формного процесса).

В то же время основным достоинством Verde перед конкурентами является возможность ее использования в обычных ФНА, прикупив отдельно коротрон и устройство тепловой проявки. Это существенно дешевле покупки специального выводного устройства.

Существует несколько видов пленки Verde, предназначенной для устройств с разными видами излучения:

  • VSX Verde Scanner Film—пленка, чувствительная к сине-зеленому свету
  • VIX Verde Imagesetter Film—пленка, с инфракрасной чувствительностью
  • VHX Verde Imagesetter Film—пленка, чувствительная к HeNe-лазеру
  • VDX Verde Duplicating и Film VCX Verde Contacting Film—пленки, предназначенные для прямого экспонирования на копировальных рамах.

Сухие пленки: сбылась мечта идиота? Cтраница 1