International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Другие системы сухих пленок Среди прочих систем сухих пленок, нацеленных на полиграфическую продукцию среднего и низкого класса, заслуживают внимания уже описанный выше CalComp Ecofilm и система LaserMaster PressMate. LaserMaster PressMate, так же, как и Ecofilm, использует термический механизм экспонирования пленки. Как утверждает фирма LaserMaster, в результате вы получаете «фотоформу, эквивалентную 2400 dpi». Однако, несмотря на такие смелые высказывания, надо отдать компании должное: специально разработанный алгоритм стохастического растрирования Smoothtone позволяет получать пленки с растровой структурой, эквивалентной 133 линий/дюйм при обычной технологии растрирования. Система позволяет получать как позитивные, так и негативные пленки размером до 30565 сантиметров. Также заслуживают внимания миниатюрные габариты выводного устройства: занимаемая площадь 0.2 квадратных метра и высота менее 30 см. Такой фотонаборный автомат можно разместить даже на письменном столе. Будущее технологии сухих пленок Каким же может оказаться будущее новой технологии в условиях грядущего массового перехода к CTP? Как было отмечено выше, Dry Film не есть тупиковая ветвь развития полиграфической технологии. Достижения Dry Film не канут в лету и наиболее значительные из них будут применены в следующем поколении CTP-устройств. Дело в том, что в настоящее время большинство CTP-систем используют механизм лазерного экспонирования фотополимерных форм, требующий последующей обработки специальными химическими растворами. Однако, по оценкам западных специалистов, в будущем десятилетии особое развитие получит безрастворный (dry) метод обработки пластин. На текущий момент уже существуют два варианта таких систем. Первый вариант, изобретенный компанией Presstek, в настоящее время используется для получения форм на печатных машинах GTO-DI и Quickmaster DI фирмы Heidelberg. Материал, являющийся заготовкой для формы, имеет три слоя: майларовую основу, тонкий промежуточный слой алюминия и верхнее кремнийорганическое покрытие, образующее пробельные элементы. В экспонирующем модуле используется лазерный луч сверхвысокой интенсивности (по заявлению компании, температура лазера выше, чем на поверхности солнца). Лазер прожигает кремнийорганический слой, формируя печатные элементы. Далее краска с валиков наносится на форму и остается на ней только в областях, обработанных лазером. Устройство обладает высоким разрешением 2540 dpi. Второй вариант, разработанный Polaroid, представляет альтернативный подход. Он носит название «метод переноса лазерным удалением»—ничего не понятно, но здорово!—laser ablation transfer или LAT. Этот процесс использует короткие лазерные импульсы повышенной мощности, направленные на лист-донор, который состоит из трех слоев: прозрачной основы, легковозгоняемого подслоя и слоя «эмульсии». При экспонировании легковозгоняемый подслой превращает энергию лазера в управляемые микроскопические взрывы, которые переносят «эмульсию» прямо на лист-реципиент, в роли которого выступает офсетная пластина. Polaroid одновременно разрабатывает как CTP-устройство, так и систему цветопробы, функционирующие по этому принципу. В случае цветопробы на лист-реципиент будут переноситься слои красок, в точности соответствующих офсетным краскам, а в случае CTP-устройства на обычную алюминиевую основу офсетной формы будет переноситься водоотталкивающий слой, соответствующий печатным элементам. Перспективы Где и в каких областях сможет найти применение технология сухих пленок? Составить прогноз на длительный период в данном случае, наверное, нельзя. Безусловно, в течение некоторого времени сухие пленки могут быть полезны при офсетной печати. Однако с развитием CTP любая классическая технология, использующая пленку, исчезнет без следа из этого сектора полиграфического производства. С другой стороны, для применения в флексографии сухие пленки могут оказаться полезными в течение довольно длительного времени. В настоящее время флексографские формы могут быть получены только путем экспонирования через фотоформы на обычных пленках посредством ультрафиолетового источника высокой интенсивности. Еще ни один производитель не продемонстрировал убедительный метод экспонирования флексографских форм с помощью лазера. Таким образом, флексография может оказаться нишей, где технология сухих пленок имеет самые большие шансы. Угрожает ли скорый переход на сухие пленки отечественным полиграфистам? Для отечественной полиграфии новая беспроявочная технология есть не более чем диковинка, и вряд ли технология сухих пленок будет применяться в ближайшем будущем (хотя появление отдельных образцов исключить нельзя). Для этого есть по крайней мере пять весомых причин.
По материалам журнала «COLOR PUBLISHING»
Неискушенный читатель, прочитав подобные цитаты из заграничной прессы, может впасть в опасное заблуждение, что разного рода CTP да сухие пленки являются исключительно достоянием западной наукоемкой полиграфической отрасли, что совершенно не соответствует действительности. Не менее, а быть может и более интересная разработка была осуществлена в отечественном НПЦ «АЛЬФА». Прибор LaserGraver 2000, использующий метод лазерной гравировки, способен осуществлять экспонирование как печатных форм, так и пленок, снабженных специальным покрытием из нефоточувствительного бессеребряного полимера. Принцип работы – испарение красителя с пленки-основы под действием мощного YAG-Nd лазера. Это же, очевидно, является и недостатком: ресурс таких лазеров весьма ограничен. Характеристики прибора поражают воображение: Но это еще не все. Стоимость материала для LaserGraver 2000 намного ниже стоимости традиционной фотопленки. Наивысшее значение оптической плотности выше, чем 4D, что невозможно (!) промерить на обычном денситометре, а размытость контура растровой точки не превышает 5 мкм. Подобные факты способны любого заставить задуматься о судьбе родной полиграфической науки и о перспективах внедрения ее достижений в повседневную практику наших, а не «забугорных» типографий. Сегодня почему-то особенно неприятно сознавать, что и эта технология через несколько лет может вернуться к нам под другим еще более иностранным названием.
|