International Version |
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
Репортажная съемка в цифре Современные цифровые камеры
При переходе на цифровую технологию съемки фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для профессии фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями Фотография как профессия всегда выделялась особо: сочетание тонкого знания техники фотографического процесса и художественного вкуса определяло фотопрофессионалов как своеобразную элиту, придавая самой профессии оттенок богемности. Один из самых «живых» и актуальных жанров фотографии - репортажная съемка. Художественную ценность репортажных фоторабот переоценить сложно - они как ни какой другой вид искусства наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Репортажное фото - один из самых сложных и емких видов искусства, являющий собой воплощение таланта художника и виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно - фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки. Иными словами, профессионала нельзя загонять в рамки возможностей техники - они должны быть настолько широкими, чтобы фотограф их не чувствовал. Требования
Попробуем точно определить, что должен уметь фотоаппарат репортера. Безусловно, имеет смысл рассматривать предельные возможности техники: в стандартных условиях получить удачный снимок можно даже одноразовой «мыльницей». Требования эти будут совершенно одинаковы как для традиционной пленочной камеры, так и для цифровой. Более того: высокая стоимость последней определяет и завышенные ожидания пользователей: переплатив, человек надеется получить дополнительные возможности, ранее недоступные.
Очевидно, что основным требованием к репортажному фотоаппарату будет возможность делать снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре «засвеченных» объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) создают условия, которые для профессионального аппарата должны являться штатными, то есть он должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать снимки при подобном освещении, используя пленочный фотоаппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным аппаратам. В частности, современные галогенсеребряные пленки обладают широчайшим диапазоном чувствительности, позволяя использовать для построения изображения 5-7% попадающего на них светового потока. Кроме этого, пленка отличается ровной чувствительностью по всему спектру - этого добиваются, применяя многослойные эмульсии с корректирующими слоями. Точно так же, используя дополнительные эмульсионные слои, можно поднять чувствительность к определенным областям спектра или искусственно повысить насыщенность цветов и контрастность эмульсии, как это делают с любительскими фотоматериалами. Если говорить о цифровых камерах, то основное их отличие - фоточувствительный материал, в роли которого выступает матрица приборов с зарядовой связью (ПЗС-матрица). Ограничения, свойственные цифровой фототехнике, напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы. Изначально цифровая технология имела ряд ограничений, определявших возможности конечного продукта. Основные из них - разрешение матрицы, чувствительность и ее равномерность по всему спектру, инертность и уровень помех, иначе называемых цветовым шумом. С решением этих проблем можно без оговорок заявить о цифровой фототехнике как о замене галогенсеребряной и, наконец, начать отсчет новой эры в фотографии. Естественно, краеугольным остается вопрос цены на цифровую фототехнику, однако в статье мы постараемся ответить и на него. Результат съемки на улице быстро движущегося объекта (короткая выдержка) Теория
Итак, разрешение. Известно, что со стандартной 35-миллиметровой пленки можно получить сканированное изображение приемлемого качества с разрешением 2000 dpi. При использовании профессиональной пленки это значение можно увеличить максимум до 4000 dpi - при более высоком разрешении сканирования будет заметна зернистость эмульсии. Размер отсканированного слайда в пикселах составит при этом около 4000і5800 точек, то есть максимальный размер получаемого изображения будет примерно равен 13і18 дюймов при разрешении 300 dpi. Отметим, что мы рассмотрели пленку с минимальным зерном - то есть определенно с низкой чувствительностью, дорогую и пригодную для съемки далеко не в любых условиях. В общем случае считается нормой получение со слайда скана, пригодного для полиграфического воспроизведения размером 10і15 см. Разрешение современных ПЗС-матриц, применяемых в профессиональных камерах, сегодня ограничено - 6 млн точек. Соответственно, при печати с разрешением 300 dpi полученного такой камерой снимка его размер составит приблизительно 10і7,5 дюйма, что вполне достаточно для любого печатного издания.
Изначально цифровая технология имела ряд ограничений: разрешение матрицы, чувствительность и ее равномерность по всему спектру, инертность и уровень помех. С решением этих проблем можно без оговорок заявить о цифровой фототехнике как о замене аналоговой Что касается чувствительности, то тут обе технологии идут голова к голове, причем, учитывая молодость «цифры», можно предположить, что победа в результате останется за ней. Максимальная чувствительность пленок, пригодных для профессионального использования, составляет порядка 800 единиц ISO. Речь идет о репортажном фото: безусловно, для узких задач есть пленки с чувствительностью около 3000 ISO. Аналогичную чувствительность предлагают современные ПЗС-матрицы - для изменения заряда ячейки, который можно отследить и замерить, и, следовательно, использовать полученную информацию для построения изображения, достаточно двух фотонов. Естественно, как и в химической технологии, «разгон» чувствительности матриц даром не проходит: появляется сильный шум, вызванный электрическими и тепловыми полями при большом усилении сигнала с элемента матрицы ПЗС. На снимке такой шум выглядит как неоднородные цвета в местах перехода полутонов, разного рода цветные точки, то есть на изображении появляется информация, которой в кадре не было. Аналогичная проблема имела место и при попытке повысить разрешение матрицы путем уменьшения размеров одного элемента: производителям фототехники приходилось выбирать золотую середину, предлагая или правильный цвет, или предельное разрешение. Эту проблему решило время. Совершенствование технологии позволило удешевить производство сенсоров большей площади, что привело к созданию новых матриц с большим числом элементов (увеличение разрешения) и с увеличенными размерами самого элемента (снижение шума). Одной из первых профессиональных камер с новыми матрицами стал аппарат Nikon D1, с появлением которого и начались разговоры о конкуренции цифровых аппаратов с пленочными. Камера позволяла получить настолько чистое изображение, что о цветовом шуме пользователи этого аппарата могли уже не задумываться: качество снимка сравнялось с отсканированным на барабанном сканере слайдом. Величина одной светочувствительной ячейки составила в этой камере около 10 мкм, при существовавших нормах 3-5 мкм. При этом, однако, разрешение камеры революционным назвать было нельзя - ПЗС у D1 имела 2,7 млн активных пикселей, что, впрочем, было достаточным для печати в многокрасочном издании фотографий размером чуть менее 13і18 см. Естественно, цифровой снимок можно до известной степени «вытянуть», интерполировав его до размера, процентов на 30 большего исходного. Однако в качестве при этом он отнюдь не выигрывает, и делают это, скорее, от безысходности. Спектральная чувствительность ПЗС-сенсоров также не идеальна. Грубо говоря, свет с большей длиной волны вызывает в общем случае больший заряд ячеек, то есть в общем случае цифровые камеры имеют относительно большую чувствительность в красном спектре. Для выравнивания чувствительности применяются различные технологические решения - некоторые производители используют несколько матриц, устанавливая дополнительные сенсоры на какой-то цвет, некоторые стремятся отсечь часть спектра фильтрами и, наконец, чтобы добиться правдоподобности воспроизведения цвета, широко применяются компьютерные технологии, аппаратно обрабатывая цифровую информацию еще до компьютера по собственным алгоритмам. Инертность, свойственная цифровым камерам, приводила к невозможности съемки на малых выдержках движущихся объектов. Отчасти это было вызвано невысокой чувствительностью ПЗС-элементов, но корнем проблемы была невозможность быстрого считывания информации с матрицы и ее записи на цифровой носитель. Повысив чувствительность и используя новые алгоритмы опроса ячеек ПЗС-элемента в совокупности с быстрым и емким буфером, эту проблему удалось решить. Теперь цифровые камеры могут снимать серии снимков до 40 кадров со скоростью 5 кадров в секунду, и все чаще в ряде моделей появляются функции записи видеороликов. Пейзажная съемка До сих пор речь шла, в основном, о технологиях: мы рассмотрели теоретические предпосылки замены репортажного пленочного аппарата цифровым. Однако насколько теория соответствует реальному положению дел, мы попробуем показать, опираясь на последние модели профессиональных цифровых аппаратов от одного из лидеров отрасли - компании Nikon Svenska AB.
|