Авторская справка
Максимальное увеличение снимка
Вопрос: какой максимальный размер полиграфического оттиска можно получить, используя снимок современной профессиональной цифровой камерой - задают достаточно часто. Основной причиной тому являются некоторые сомнения в возможностях цифровой съемки, основанные на тех стереотипах, что сложились на заре развития цифровой технологии фотосъемки, когда разрешение используемых в камерах матриц было крайне низким. Рассмотрим, на какой размер можно «вытянуть» снимок, сделанный современной цифровой камерой с матрицей 6 мегапикселей.
Изображение с нормальным для полиграфии разрешением - 300 dpi. В данном случае используется в качестве образца
В статье мы приводили расчеты для камеры Nikon D1Х. Напомним, что при максимальном размере снимка 3008і1960 пикселей размер напечатанной картинки при разрешении 300 dpi составит приблизительно 25і17 см (это примерно 24і18 см - стандартный «фотографический» размер). При этом, разрешения 300 dpi вполне достаточно для печати с качеством, близким к элитному, с линиатурой растра до 175 lpi.
Если несколько поступиться качеством, и использовать при печати разрешение 225 dpi (современные растровые процессоры позволяют осуществлять вывод при таком разрешении без заметной потери качества), то размер напечатанной картинки составит 34і22 см, что близко к «фотографическому» стандарту - 36і24 см (а это уже больше, чем стандартная журнальная полоса).
Исходное разрешение было искусственно снижено до 225 dpi
Сильно занижено по полиграфическим стандартам разрешением - 180 dpi. Здесь оно почти сравнялось с полиграфической линиатурой растра
Если еще немного снизить разрешение (до 180 dpi), то формат изображения уже окажется около 42і30, что соответствует журнальному развороту. Cнимки большего формата в большинстве журналов просто не используются. Насколько заметно изменяется качество снимков, можно увидеть на рисунках.
Необходимо заметить, что при использовании 35-миллиметровой аналоговой фототехники (а именно она, как правило, используется в репортажной съемке) проблема увеличения изображения также стоит очень остро. Сравнительно легко 35-миллиметровая пленка сканируется на формат в полполосы, для получения качественного изображения на формат полосы уже требуется хорошая сканирующая техника. Мастерство оператора, получить это изображение на разворот- почти искусство.
Если же требуется дальнейшее увеличение, то его можно получить, используя алгоритмы интерполяции или фрактальных преобразований. Программная обработка растрового изображения подобными алгоритмами ведет к некоторой потере качества, причем, степень увеличения сильно зависит от каждого конкретного изображения.
Интерполяция позволяет увеличить количество пикселей, достраивая дополнительные точки на основе имеющихся. Такой способ оправдывает себя при обработке изображений, содержащих большое количество залитых одним цветом или градиентными переходами участков. В среднем можно без критичной потери качества увеличить картинку процентов на 50, что в нашем случае даст при печати с разрешением 225 dpi размер 51і33 см - то есть уже близко к формату A2. Если выводить такое изображение на струйном плоттере, используя профессиональный растровый процессор и современные технологии печати (переменный размер точки и т. д.), результат может быть достаточно высокого качества.
Для увеличения (150%) этого изображения применен алгоритм интерполяции
Для увеличения (200%) этого изображения так же применен алгоритм интерполяции
Фрактальные преобразования оправданно применять при наличии на изображении большого количества геометрических объектов. Суть метода - в алгоритме, описывающем изображения посредством математических формул, меняя переменные в которых, изображение можно существенно (иногда в разы) увеличить практически без потерь качества, работая с ними почти как с векторной графикой. Однако, погрешности фрактального метода и их неспособность адекватно работать с полутоновыми переходами также накладывают свои ограничения. Следует отметить, что фрактальные методы в полиграфии применяются весьма редко, в отличие от интерполяции.
Большое значение имеет также и качество исходного файла. При отсутствии цветового шума можно рассчитывать на хороший результат, однако в обратном случае программная обработка картинки сделает незаметные изначально дефекты явными.
|