International Version |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
Практика
Начав задавать тон на рынке цифровой фотографии с выпуском модели D1, Nikon убил двух зайцев разом. Первым зайцем стало «полиграфическое» качество снимка, пригодное для печати даже в глянцевых изданиях, минуя различные «но», как-то: усиленная обработка снимка алгоритмами интерполяции и маскирования. Вторым зайцем стала цена - она составила 6 тыс. долл., сделав аппарат выгодным при больших объемах фотоработы, что, кстати, свойственно именно репортажным фотографам. Часто с «отстрелянных» 2-3 пленок выбирается 1-2 кадра, но проявлять и печатать приходится, как правило, все. При том, что профессиональные процессы обработки в среднем на 50-100% дороже любительских, цифровой аппарат никаких дополнительных вложений не требует и окупается менее, чем за год.
Задав ценовые ниши, Nikon так же успешно их пересмотрел, анонсировав новые камеры из линейки D1: D1Х и D1H. Первая модель построена на новой 6-мегапиксельной ПЗС-матрице, вторая - на базе 2,7-мегапиксельной, и является дешевым вариантом «иксовой», предлагая, впрочем, некоторые дополнительные возможности. Обе новые модели, как и первая камера этой серии, выполнены на базе зеркальной камеры Nikon F5. В общем случае это позволяет фотографу безболезненно перейти на «цифру» благодаря схожему управлению, и, что самое главное, позволяет использовать весь набор расширений, выпускаемый компанией для 35-миллиметровых камер. Таким образом, о возможностях фотосъемки, предоставляемых этими камерами, можно говорить, не делая скидок на ограниченность оптики или ее «слабость» для специфических видов съемок, например, для портретной или панорамной. «Цифровое приближение». Разрешения полученного изображения вполне достаточно для его полиграфического воспроизведения с увеличением в 400% Аналогично камеры позволяют использовать весь набор осветительного оборудования, в том числе и вспышек, выпускаемых для пленочных аппаратов. Кадр, получаемой старшей моделью D1X, равен 3008і1960 пикселей, то есть при стандартном полиграфическом разрешении 300 dpi размер честной, не интерполированной картинки составит 10і6,5 дюймов, то есть 254і166 мм. О выигрыше пленки в этом случае можно говорить как о номинальном - снимки, получаемые на цифровом аппарате, способны удовлетворить потребности даже глянцевого издания, не говоря о газетах. Диапазон чувствительности для старшей модели составляет 125-800 единиц ISO, что дает возможность снимать в условиях недостаточной освещенности и с короткими значениями выдержки, актуальными при съемках движущихся объектов. Более того, необходимо отметить, что переключение чувствительности матрицы можно производить в любой момент - в традиционном аппарате для этого необходимо перезарядить пленку, на что могут уйти те драгоценные секунды, за которые можно сделать уникальный снимок. Высокая чувствительность камеры позволяет использовать и длиннофокусную оптику с невысокой светосилой. Это расширяет возможности аппарата, порой избавляя от необходимости таскать с собой на важные мероприятия несколько аппаратов, заряженных пленкой разной чувствительности. У младшей модели D1H диапазон чувствительности эквивалентен 200-1600 ISO: благодаря меньшему разрешению при равной площади ПЗС-элемента размер одной ячейки увеличен, из-за этого шире диапазон незашумленного сигнала. Это позволяет рекомендовать аппарат как универсальный для репортажных работ в сложных и часто изменяемых условиях освещенности. Кроме того, относительно небольшое количество элементов позволяет их опрашивать с высокой скоростью, делая возможной съемку в режиме стробоскопа (5 кадров в секунду) сериями до 40 кадров. Спортивная фотография, съемка быстро движущихся объектов, отслеживание фаз движения каких-либо объектов для этого аппарата - вполне штатный, паспортно задокументированный режим. Кроме того, цена этой модели будет беспрецедентно низкой - около 3500 долл. Пример съемки нескольких кадров подряд с малыми временными интервалами. Скорость машины - 60 км/ч Работает! Тестировать аппарат, фактически повторяющий возможностями привычный и знакомый всем F5, честно говоря, было несколько скучновато. Я был знаком с характеристиками одной из первых попавших в Москву камер D1Х еще по публикациям в Интернете, и не верить им у меня оснований не было. Отсняв несколько кадров в разных условиях, забываешь, что работаешь с цифровым аппаратом, и помнишь только о том, что желательно не уронить 6 тыс. долл. на асфальт, - цена все же из головы не выходит. Эргономика управления полностью повторяет аналоговый прототип; так же реализованы и режимы замеров экспозиции (TTL по ПЗС-матрице, средневзвешенный или точечный). Фокусировка производится по одной из пяти зон, возможен режим автофокуса с приоритетом ближайшего объекта и полностью ручная фокусировка. Вообще, будучи достаточно «интеллектуальным», D1Х не отнимает у фотографа права думать и принимать решения - свойство истинно профессиональных камер.
Какие же дополнительные удобства получает фотограф, переходя на цифровую технологию съемки? В первую очередь, это оперативность обработки материала. При издательском цикле, равном одному дню, часовая задержка на проявку и печать материала и дополнительное время на сканирование слайда, плюс дорога до фотостудии и обратно, могут быть решающими. Глупо терять два-три часа на подготовку одного снимка, если этого можно избежать, купив однажды цифровой аппарат. При частой съемке аппарат становится выгоден за счет экономии на расходных материалах - стоимость одного цифрового кадра практически нулевая. Однако, при необходимости «твердого» тиражирования снимков, этот фактор принимать за аксиому нельзя - стоимость полноцветной цифровой печати на сегодня выше, чем химический оттиск в минилаборатории. Цифровые материалы гораздо удобнее и дешевле хранить и структурировать: поиск нужного файла на жестком диске занимает менее минуты, в отличие от копания в пыли каталога. Да и тот факт, что цифровой кадр никогда не поцарапается и на него не наставят отпечатков жирными пальцами, весьма важен.
В завершение приведу пример из личной практики. Имея необходимость периодически делать снимки для журнальных публикаций и привыкнув много снимать «для себя», я всюду таскал с собой вполне меня устраивавший своими возможностями Nikon F5. Купив любительский, не сравнимый возможностями с F5 цифровик от того же Nikon - CoolPix 880, я планировал использовать его «для дома, для семьи», фиксируя этапы роста нового поколения. Однако, поехав отдыхать, я «забыл» F5 дома, задумавшись всего на секунду, - а вместо пленок взял дополнительную флэш-карточку, положив ее в бумажник. Цифровая эра наступила.
|