Комбинированная
печать: за и против
|
Н.
Шапинова,
главный редактор
журнала «Флексо Плюс»
|
В
последние годы словосочетание «комбинированная
печать» стало весьма популярным среди
производителей этикеток и упаковки - наряду
с терминами «бесшестеренные приводы»,
«сменные печатные секции», «гильзовые
печатные формы». Если всего пару лет назад
на пике отраслевой моды была собственно
флексография, в особенности «цифровая»,
то теперь у всех на устах именно комбинации
разных способов печати для разных видов
продукции.
Сочетать сочетаемое
Чем
же эти комбинации привлекают специалистов?
Ведь любой полиграфист знает, насколько
сложно сочетать различные способы печати
в условиях одного предприятия. Во-первых,
еще на стадии макета разные способы печати
требуют разного подхода: все уже знают,
что «под флексо» необходимо применять
особые приемы дизайна, допечатной подготовки
(треппинг, дисторсию, часто специальные
способы растрирования) и фотовывода. У
глубокой печати свои особенности, у трафаретной
- свои.
Во-вторых, нужны отдельные, чаще всего
не связанные между собой формные процессы:
если у вас есть флексография, высокая
печать или офсет, то на своем формном
участке вы не сможете изготовить форму
для трафаретной или глубокой печати. Точно
так же не сочетаются формные процессы
офсета и флексографии. Единственный вариант
условной сочетаемости - это флексография
и высокая печать с фотополимерных форм:
здесь можно использовать одни и те же
копировальные рамы и вымывные процессоры.
В-третьих, краски для разных видов печати
нужно по-разному смешивать и подбирать.
Потребуется иметь на складе запас для
всех используемых способов печати.
А «человеческий фактор»? Не секрет, что
многие флексографские предприятия, испытывающие
острый недостаток кадров, все же стараются
не брать на работу печатников-офсетчиков,
справедливо полагая, что переучивать труднее,
чем обучать с нуля.
Очевидно, что для комбинированной печати
нужны технологи и печатники высокого класса,
способные не только учитывать все особенности
и требования каждого из применяемых видов,
но и сочетать их наилучшим образом при
печати на одной машине и на одном оттиске.
Здесь видится столько проблем, сколько
существует способов печати. Как будут
ложиться на оттиск рядом или друг на друга
разные типы красок? Офсет, например, требует
увлажнения формы, а это значит, что часть
влаги перейдет на запечатываемый материал.
Как на увлажненный материал лягут водные
краски или «чернила» для струйной печати?
А как сочетать разные у разных способов
скорости печати? Цифровая печать, например,
пока не может угнаться ни за флексографией,
ни за офсетом.
И тем не менее, все эти сложности многие
наши коллеги успешно преодолевают. Есть
масса примеров (причем не только за рубежом,
но и в России) использования «мультипроцессных»
(от английского multi - много и (printing)
process - способ печати) печатных машин
в производстве этикеток, мелкой упаковки,
защищенной продукции (билетов, лотерейных
билетов, карт оплаты и т. д.) Чаще всего
это узкорулонные машины линейного секционного
построения со сменными печатными секциями.
Это наиболее удобный из существующих вариантов:
секцию одного из способов печати, например,
флексографскую, можно заменить на модуль
для другого способа, например, трафаретного.
Конструкторская мысль здесь ушла так далеко,
что замена секций или узлов занимает всего
несколько минут и не требует применения
сложных инструментов или регулировок.
Умные и хитрые
И
все же остается вопрос: зачем? Разве нельзя
напечатать красивую этикетку, упаковку
или карточку на флексографской машине
с цифровых форм УФ-красками? Конечно,
можно, и результат будет не хуже, чем
при печати высококачественным офсетом.
Чего же еще желать? Оказывается, много
чего. На Западе уже давно «болеют» производством
так называемых «умных» этикеток (smart
labels - этикеток с элементами радиочастотной
идентификации, с микрочипами, различными
«хитрыми» полосками и т. д.), или этикеток
и упаковки, увеличивающих ценность товара
за счет лучшего изобразительно эффекта
или включения особых элементов, например,
голограмм. А упаковку с защитой от подделки
сегодня многие производители считают совершенно
необходимой для своих товаров. И, конечно,
товаропроизводители готовы хорошо платить
за такую этикетку или упаковку! Лучше
упакуешь - дороже продашь: экономический
фактор, бесспорно, является решающим.
И способы получения «продающей» упаковки
будут стремительно развиваться. В первую
очередь - комбинированная печать, поскольку
«умные» и «хитрые» этикетки и упаковку
отпечатать одним способом проблематично.
Наиболее эффективным и экономичным оказывается
использование «мультипроцессных» узкорулонных
машин: на них можно получать эти сложные
в производстве продукты за один прогон,
при работе с рулона на рулон или с рулона
в листы.
Сегодня практически все ведущие производители
узкорулонных машин предлагают комбинированные
версии, включающие секции двух, трех и
даже четырех видов печати! Недавно сообщалось
об установке на одном из предприятий Испании
узкорулонной машины с секциями флексографской,
высокой, глубокой и трафаретной печати.
Как сообщает фирма Nilpeter, каждая третья
узкорулонная машина сегодня является комбинированной.
По данным журнала NarrowWebTech, из 111
моделей узкорулонных машин, выпускаемых
в мире, 79 являются комбинированными.
Основной дополнительный способ - конечсно
же, трафарет. Появляются такие машины
и на российских предприятиях: пока это
первые ласточки, но начало уже положено.
Предлагаем вниманию читателей подборку
материалов о комбинированной печати. Это
мнения технологов, поставщиков и производителей
оборудования. Надеемся, что их статьи
окажутся интересными и полезными, а тему
эту мы собираемся продолжать в следующих
номерах журнала.
|