|
Лидия
Дмитриевна Погребенко,
генральный директор,
типография
«Триада Лтд» (Москва) |
Мне
приходилось видеть много годовых отчетов
зарубежных банков: по оформлению они, конечно,
различаются, но есть одна общая черта -
содержание важнее формы. В отчетах российских
компаний зачастую все наоборот, хотя надо
признать, что ситуация год от года меняется.
Все-таки годовой отчет как полиграфический
продукт появился в России относительно недавно,
где-то в 1994 г., когда возникли первые
акционерные общества открытого типа.
Что касается разработки макета, мы предпочитаем
работать с рекламными агентствами. Я за
разумное разделение труда: типография
не имеет права браться за подготовку годового
отчета. Эта работа должна быть «коллективно-креативной».
Подготовка макета должна занимать намного
больше времни, чем собственно печать.
А типография - это прежде всего производство.
Да и общаться с заказчиком лучше через
агентство: все-таки не все клиенты разбираются
в тонкостях производства. Но здесь надо
понимать, что профессиональная работа
агентства стоит дорого. Если делать подешевле
и побыстрее, хорошо не получится. Абсолютно
нормально, что разработка дизайна обходится
дороже, чем производство (конечно, при
небольших тиражах). Но надо понимать,
что дорого - не значит «богато». Все должно
быть стильно и со вкусом, без оформительских
и технологических излишеств.
Идеальный вариант - когда агентство,
которое выполняет заказ, разбирается в
технологиях производства. Иногда бывает,
что дизайн интересный, но не учтены технологические
особенности и возможные ограничения. Позиция
«Дизайнер работу выполнил, а дальше –
проблемы типографии» неправильная. Для
достижения максимально качественного результата
очень важно взаимодействие, сотрудничество,
особенно когда речь идет о такой ответственной
работе, как годовой отчет. Видимо, это
начинают понимать: все-таки в последнее
время уровень дизайнерской подготовки
годовых отчетов заметно вырос. «Доморощенной»
продукции становится меньше.
Тиражи годовых отчетов зависят от заказчика,
но в основном это около 1 тыс. экз. Как
правило, на русском, меньше - на английском
(для зарубежных акционеров). Когда это
возможно, мы печатаем со сменной текстовой
формой - немного экономим деньги заказчику.
Однако надо понимать, что годовой отчет
по сложности полиграфического исполнения
отличается от простой акцидентной продукции.
Здесь другие требования к качеству. Мы
сразу даем надбавку 20% к стоимости.
Самое важное при изготовлении подобной
продукции - правильно выполнить цветоделение
и отпечатать пробный экемпляр в материале
(так называемый опытный образец), особенно
если дизайн сложный и подразумевает печать
на разных видах бумаг.
Вообще, годовой отчет - некий элемент
культуры. Здесь должны сочетаться две
функции: информационная и эстетическая.
Плюс обязательно надо учитывать психологию
восприятия большого количества информации.
Мне кажется, сейчас существуют два варианта
отчетов: либо очень дорого, либо бросово.
Все-таки наш рынок не еще устоялся. Не
сформировалось четкого понимания того,
что же такое годовой отчет: престижный
буклет или рабочий материал? На самом
деле издания, предназначенные для узкого
круга лиц и выполняющие строго определенные
задачи, не должны стоить дорого. Не должно
быть негласной конкуренции: «У нас дизайн
лучше, чем у банка N». Отчет должен быть,
прежде всего, деловым документом.
|