|
Дмитрий Лаврик,
управляющий директор,
типография «Альфа-Дизайн»
(Москва) |
Ассортимент
продукции в переплетах, которые можно отнести
к дорогим, у нас достаточно широк: книги,
годовые отчеты, каталоги и, конечно, всевозможные
ежедневники, планнинги, записные книжки.
Мы выделяем несколько подвидов дорогого
переплета в зависимости от сложности производства,
качества и, соответственно, цены.
У изделий эконом-класса (рис. 1) переплетный
материал на бумажной основе. Он может
быть целлофанированным или обтянутым покровными
материалами (тоже на бумажной основе).
Изготавливаются такие переплетные крышки
на автоматизированном оборудовании, что
вполне естественно: это массовая недорогая
продукция. Корешок приклеивается к блоку
после шитья. Ежедневник, изготовленный
таким образом, вряд ли прослужит владельцу
целый год: если им действительно будут
активно пользоваться, уже через несколько
месяцев он потеряет внешнюю привлекательность
и достать его, скажем, во время переговоров
будет не совсем удобно. Такого рода изделия
относятся, скорее, к промопродукции и
не предназначены для ежедневного использования.
Мы стараемся объяснять клиентам, что если
заказанный ежедневник, книга и т.д. должны
служить долго и не терять представительности,
то изготовлены они должны быть максимально
качественно, а значит, их уровень - это
бизнес- и премиум-классы (необходимо заметить,
что классификации переплетов можно посвятить
целое исследование, а предложенное нами
разделение просто дает общее представление
об ассортименте продукции, выпускаемой
«Альфа-Дизайн»).
Для переплетов бизнес-класса иногда служит
шелк с запечатанным на нем изображением
(или логотипом компании). Но мы чаще делаем
такой переплет из полиуретанов, имитирующих
кожу (рис. 2), и различных дизайнерских
материалов. Производство может быть автоматизированно,
чтобы уменьшить себестоимость, но мы все
же рекомендуем пойти на определенные траты:
такую работу лучше выполнять пооперационно
- результат того стоит. Блок изделия бизнес-класса
должен быть прошит на марлю - это классика,
обеспечивающая не только достойное качество,
но и хорошую износостойкость. Для продукции
класса премиум мы используем либо кожу,
либо дорогой полиуретан, как, например,
на рис. 4в. Такой переплет сохранит внешнюю
привлекательность намного дольше: ежедневником
действительно можно будет пользоваться
каждый день в течение целого года, высококачественные
материалы (в том числе и с внутренней
стороны переплетной крышки) обладают достаточной
износостойкостью. Естественно, сборка
целиком пооперационная - о производстве
«в линию» изделий такого уровня не может
быть и речи. Блок для изделий класса премиум
в обязательном порядке пришивается на
марлю, а переплетная крышка дополнительно
закрепляется по краям, причем это настоящая
прошивка, а не имитация - все делается
на совесть. Большинство ежедневников изготавливаются
с «мягкими» переплетными крышками: для
этого мы используем поролон, который может
быть дополнительно защищен специальной
фетровой бумагой - такая переплетная крышка
называется полумягкой.
|
|
|
А |
Б |
В |
Рис. 1. Ежедневники
эконом-класса: а) в переплете на бумажной
основе; б, в) в переплете
из шелка, запечатанного офсетным способом,
с серебрённым обрезом |
Продукцией класса премиум можно было
бы завершить эту условную классификацию.
Однако наша типография предлагает эксклюзивную
услугу: изготовление переплетов класса
люкс (рис. 5). Они целиком изготовлены
вручную из кожи, комбинации кож или других
материалов, можно также использовать металлическую
или, например, пробковую основу. Все детали
заранее обговариваются с клиентом. Как
уже говорилось, это авторская работа.
В нашей типографии есть специалист, который
занимается исключительно изготовлением
классических «французских» переплетов.
Форзацы выполнены таким образом, что,
открывая переплетную крышку, не приходится
прикладывать никаких усилий. Сам блок
полностью вшит в крышку, а рант дополнительно
укрепляет всю конструкцию (это вовсе не
простой декоративный элемент!). Тетради,
из которых состоит блок, шьются вручную.
Делается такой переплет долго, его производство
самое дорогое, и, естественно, предназначено
не для корпоративных ежедневников. Это
штучная эксклюзивная продукция. Основной
тираж ежедневников эконом- или бизнес-классов
выпускается в необходимом количестве,
а несколько экземпляров могут быть переплетены
по технике «французского» переплета -
это очень нравится нашим заказчикам.
|
|
Рис. 2. Ежедневники бизнес-класса.
Переплет выполнен из полиуретана;
один из способов персонализации -
блинтовое тиснение |
Рис. 3. Ежедневники со сменными
блоками. Они скреплены специальной
спиралью, что обеспечивает прочность |
Можно, конечно, наладить автоматизированную
линию и выпускать изделия в переплетах,
имитирующих «французский», но чтобы достичь
по-настоящему высокого качества, необходимо
следовать классическим традициям.
Что касается отделки переплета, то при
автоматизированном производстве это, в
первую очередь, ламинирование (ламинат
может быть простым или с фактурой), блинтовое
тиснение и тиснение фольгой. Несколько
более сложный вариант отделки (мы используем
его для бизнес-класса) - декорирование
с помощью вклейки (рис. 6). Переплет класса
премиум может быть снабжен шильдом из
металла или полимеров. В качестве дополнительного
декоративного элемента выполняется золочение
обреза или, как менее традиционный вариант
- серебрение (рис. 1б). Как правило, для
этого используется фольга, но для изделий
класса люкс классика - это сусальное золото
(кстати, менее яркое, чем фольга). «Люксовые»
обрезы могут быть также окрашены, на них
выполняют чеканку или наносят рисунки.
|
|
|
А |
Б |
В |
Рис. 4. Продукция класса
премиум: а, б) переплеты целиком выполнены
из кожи; в) переплет из полиуретана
высокого
качества, со сложной обработкой (это
один из самых дорогих полиуретановых
переплетов: он может стоить дороже
кожаного) |
Логотип компании на кожаный переплет
мы наносим, выполняя блинтовое тиснение
горячим штампом. Кожа реагирует на нагревание,
слегка меняя цвет. Надо сказать, что современные
полиуретаны дают тот же эффект (рис. 7).
|
|
|
А |
Б |
В |
Рис. 5. Французский
переплет: а) ежедневник помещается
в специальный чехол; б) рант обеспечивает
прочность изделия; в) особая техника
изготовления переплета позволяет открывать
блок без усилий |
Есть различия и в конструкции переплетов
разных классов. Эконом-класс - это стандартные
решения. Различные модификации возможны
при создании изделий классом выше. Так,
например, для их скрепления могут использоваться
спирали особого стандарта: они изготовлены
из специального жесткого полимера, более
толстого, чем обычно, кольца расположены
чаще. Благодаря этому страницы в блоке
скреплены надежно, нет излишней «подвижности».
Ну а достоинства скрепления на спираль
очевидны: блок легче раскрывается и лежит
в раскрытом виде, корешковое поле ровное,
без «бугра» - выгодное отличие от шитого
блока.
|
|
|
А |
Б |
В |
Рис. 6. Вклейка - один
из способов декорирования и персонализации
переплета.
Вклейка может содержать изображение,
логотип, информацию о компании |
Помимо этого, спираль дает интересную
возможность, о которой немногие знают.
На третье или четвертое снизу кольца тампоном
наносится логотип компании - получается
сквозная персонализация, причем вполне
доступная (печатать логотип на каждой
странице блока было бы намного дороже).
Помимо стандартного варианта, когда блок
склеивается с переплетной крышкой, мы
делаем переплеты-портфолио со сменными
блоками (рис. 3). Это очень выгодно: переплет
прослужит не один год. Крышки часто снабжаются
клапанами, застежками и т.д. Блок может
закрываться на кнопку или на магнит. Поскольку
за несколько месяцев службы страницы могут
слегка «распухнуть», блок станет толще.
Но ведь можно сделать не одну, а две кнопки,
одну поближе к краю, чтобы и после длительного
использования ежедневник легко закрывался
(рис. 4б).
|
|
Рис.
7. Блинтовое тиснение на ежедневниках
«Межрегионгарант» и «Татнефть».
В первом случае используется высококачественный
полиуретан, во втором - кожа. Под
воздействием температуры оба материала
темнеют |
Конечно, о различных тонкостях производства
дорогих переплетов говорить можно очень
долго: у каждого клиента свои идеи и требования,
и благодаря этому опыт у нас накопился
большой. Работать с подобными заказами
всегда интересно, ведь дорогой переплет
- это красиво, необычно, нестандартно.
Настоящее искусство.
|