на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №2
март, 2007

Статьи из журнала Формат №2-2007

ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛОВ: ПЛАСТИК ВМЕСТО КАРТОНА?

БУМАЖНЫЙ ПАКЕТ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«Действенное средство маркетинга»

«Лучшее украшение - ленты»

«Сегодня ценится уникальность»

ОРГАНИЗУЕМ ВРЕМЯ

Превращения: черно-белое из цветного

авторам реклама перепечатка english version
ТЕОРИЯ
Превращения: черно-белое из цветногоПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

в последнее время появилось достаточно большое количество полиграфической продукции, содержащей черно-белые изображения, которые все чаще и чаще встречаются даже в дорогих представительских изданиях. Мы не будем сейчас выяснять причины такого подхода к оформлению; скорее всего, это связано с современными представлениями о моде, стиле, престиже и т. д. Например, такие иллюстрации используют для воссоздания стиля ретро.

Мы рассмотрим приемы, которые помогают получить черно-белое изображение. Раньше, когда все фотографии были черно-белыми, такой «проблемы» не возникало. Позже этот вопрос тоже решался сравнительно просто: чтобы включить иллюстрацию в состав издания, требовалось профессиональное сканирующее устройство, и его операторы владели необходимыми навыками. Но с течением времени получила распространение профессиональная и любительская цифровая фотография - получить цветное изображение стало очень просто, а вот сделать его черно-белым, как ни странно, сложнее, особенно когда готовится иллюстрация не для газеты, а для престижного календаря или проспекта.

Возможные пути решения

Современные программы позволяют легко перевести изображение из цветного в черно-белое. Даже если ограничиться программой Adobe Photoshop, действовать можно по-разному. Мы опишем некоторые, наиболее простые и эффектные приемы и укажем на их достоинства и недостатки.

Прежде всего можно изменить цветовую модель изображения: перевести его из RGB (или любого другого охвата) в Grayscale. Действие выполняется одной командой, и в большинстве случаев ничего другого не требуется (на приведенных примерах так получены иллюстрации под пунктом а). Но если необходимо действительно хорошее качество, то идти таким путем не следует. Вместо насыщенного цветного полу чится сравнительно малоконтрастное изображение, которое потом придется дополнительно обрабатывать, причем добиться желаемого результата удастся не всегда. А темные участки изображения вообще могут «выродиться» в черную плашку.

А
Б
В
А
Б
В
Получение черно-белого изображения: а) перевод в Grayscale;
б) работа с цветовым каналом в охвате RGB; в) работа с яркостным каналом в охвате Lab

Чтобы добиться желаемого результата, можно использовать один из каналов. Для большинства изображений лучше всего подойдет зеленый (Green - G). Изображение получится более контрастным и потребует меньше последующей обработки. Выделить один из каналов в файл довольно просто - для этого используется команда Split Channel. Но у такого приема есть существенный недостаток - зависимость от сюжета. Велика вероятность того, что попадется фотография, при работе с которой по этому способу результат будет неудовлетворительный.

Третий прием наиболее универсальный - он работает почти всегда, но требует большего количества действий. Изображение надо перевести из любой цветовой модели в Lab и затем взять яркостной канал. Это своего рода «телевизионный» подход: отдельно передаются черно-белый (правильнее - яркостной) сигнал и информация о цвете (цветовой сигнал). Именно поэтому цветной и черно-белый телевизоры адекватно показывают изображение. Впрочем, в телевещании от такой модели уходят: черно-белого телевидения уже нет. Однако нам данный способ подходит как нельзя лучше: цветовая модель Lab удобна для решения нашей задачи, и результат будет наилучшим.

Некоторые типичные ошибки

Пример ошибочной работы:
получение черно-белого изображения с помощью черного канала (K) в режиме CMYK
Порой приходится слышать о весьма уникальных методах получения черно-белых изображений из цветных - о некоторых из них даже рассказывают на курсах по Photoshop: предлагается использовать для получения черно-белого изображения отдельные каналы CMYK, причем рекомендуется черный канал. Ничего хорошего из этого не получится - см. пример на рисунке слева. В других случаях предлагается «смешивать» каналы. Но и этим заниматься не стоит. Элитного качества черно-белых изображений ни одним из таких приемов получить нельзя.

Технологические ограничения

Все, что мы рассказали о способах получения черно-белых изображений из цветных, может не дать ожидаемых результатов при печати высококачественной продукции. И дело здесь не в подготовке изображения, а в особенностях печатного процесса. Одной черной краской напечатать достаточно насыщенное, высококонтрастное изображение невозможно. Оптическая плотность, которую в этом случае удастся получить, вряд ли превысит 1.7–1.9 D. А для хорошего высококонтрастного изображения требуется, как минимум, 2.3–2.5 D, а лучше 2.7 D.

Только черная краска такой плотности не даст, поэтому качественные цветные иллюстрации печатают в несколько красок. О том, как это делается и как подготовить файлы изображений - в следующем номере «Формата».



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»