ТЕОРИЯ
МАКЕТ ПО ПРАВИЛАМ... И БЕЗ

Как часто типография возвращала вам макет будущей печатной работы, на который дизайнер потратил столько времени и сил? Но, возможно, на это были весомые причины? Слово технологам.

Виктор Юрьевич
Миронов,
начальник отдела допечатной подготовки,
«Триада ЛТД»
(Москва)
Журнал «Формат» неоднократно публиковал материалы о том, как правильно подготовить макет для печати, чтобы минимизировать возможные проблемы в процессе производства. Наша типография (да и вообще любая типография, более или менее серьезно относящаяся к своей работе) всегда стремится заранее поставить клиента в известность о том, какие требования предъявляются к макету, каких типичных ошибок необходимо избегать. Но, несмотря на все предпринимаемые в этом направлении шаги, приходится признать, что количество поступающих в типографию работ со всевозможными ошибками, недоработками, погрешностями достаточно велико. Доля подобных работ в общем объеме заказов, поступающих к нам, составляет в среднем одну треть. Много это или мало? Не так много, чтобы вся наша работа превратилась в сплошное исправление ошибок дизайнеров, но больше, чем могло бы быть. Ведь очень часто к серьезным, даже фатальным - для тиража - последствиям ведет, казалось бы, незначительная ошибка, допущенная по невнимательности. Нельзя сказать, что клиенты типографий совершенно не имеют представления о полиграфии, о производственном этапе работы. Конечно, есть среди заказчиков люди, очень далекие от полиграфической премудрости, но немало и тех, кто имеет достаточное представление о том, что происходит в типографии. Правда, эти знания зачастую поверхностны и разрозненны, а значит, не дают целостной картины. Да это и не нужно клиенту: вполне достаточно следовать советам типографии в том, что касается требований к макету. Собственно, здесь и заключается проблема. Почему, несмотря на то, что исполнитель всегда готов предоставить заказчику список рекомендаций, в макетах по-прежнему столько досадных ошибок? Возможно, эти списки читают невнимательно, или не понимают до конца смысл того или иного требования, или просто относятся к ним несерьезно? Сложно сказать, о чем думает заказчик. Поневоле рождается предположение, что рекомендациям типографий просто не придают должного значения - до тех пор, пока ошибки в макете не проявляются на печати самым неблагоприятным образом. Впрочем, это только в худшем случае. Если типография не проверила полученный макет (а так вполне может случиться), заказчик получит, по сути, бракованное изделие, в котором либо «зарежутся» картинки и текст, либо изображения из-за низкого разрешения получатся нечеткими, либо цвета не будут соответствовать тому, что задумал дизайнер. Если ошибки удалось выявить до печати, их, конечно, можно исправить, либо, в крайнем случае, клиенту придется переделывать макет. Как бы то ни было, это сразу увеличивает срок исполнения заказа: об ошибке нужно сообщить клиенту, затем ее будут исправлять, снова передавать макет в типографию... А ведь часто даже один потерянный день для заказчика критичен.

Но кроме потери времени допущенные при допечатной подготовке ошибки часто ведут к тому, что клиенту приходится идти на дополнительные расходы. Если заказчик просит типографию самостоятельно устранить ошибки, он должен оплатить эти услуги. Могу сказать, что исправить - и даже переделать - можно практически любой заказ. Но вот во что это обойдется - другой вопрос. И все-таки иногда клиенту приходится идти на это, когда временной фактор решающий, а у него нет уверенности, что удастся сделать необходимые исправления самому.

Надо надеяться, все вышесказанное в достаточной степени убедит заказчиков в том, что грамотная подготовка макета к печати с учетом требований и рекомендаций специалистов типографии - это не лишняя головная боль, а необходимое условие эффективной работы. Если пренебрегать допечатной подготовкой, вы почти наверняка столкнетесь с неприятностями позже, когда заказ уже сдан в типографию и, казалось бы, вам остается только ждать окончания печатных и отделочных работ. На самом деле как раз в этот момент могут появиться проблемы, поэтому хотелось бы подчеркнуть важность именно подготовительного этапа. Если заказчики достаточно хорошо понимают причины возникновения проблем, они целенаправленно стараются создавать макеты таким образом, чтобы облегчить жизнь и себе, и исполнителям.

Первый совет, который необходимо дать дизайнеру или верстальщику, словом, тому, кто непосредственно отвечает за создание макета: попросите у типографии-исполнителя список требований к подаче материала. Не поленитесь прочитать его до конца и при необходимости обратитесь за разъяснениями: все вопросы нужно решить до того, как приступать к работе - иначе, вполне вероятно, макет придется переделывать в авральном режиме.

Но это возможно только в том случае, если заранее известно, где будет печататься заказ, например, если ваша компания постоянно сотрудничает с типографией. Так бывает не всегда: очень часто сначала готовится макет, а уже потом принт-менеджер или другое ответственное лицо ищет исполнителя. Поэтому, если нет списка требований и ограничений, предоставленного конкретной типографией, нужно работать по некоторым общим правилам - это позволит избежать очевидных ошибок. Ниже приведен перечень основных критериев, которым должен соответствовать файл (или файлы).

  • Платформа PC/Mac. Скорее всего, у клиента и так установлена одна из этих систем, но включить этот пункт в общий список все же надо. Ведь если макет готовился в какой-нибудь «экзотической» системе, в типографии его просто не смогут открыть.

  • Файл макета. Он должен быть в виде верстки QuarkXpress, файла PS или PDF. Эти файлы примут в любой типографии. Вполне допустимо также отдавать файлы Adobe InDesign и Illustrator. Их примут очень многие типографии, но все-таки не абсолютное большинство - это уже нужно будет уточнять. Работы, выполненные в Corel и Page Maker, будут принимать редко и неохотно (так не лучше ли совсем от них отказаться?).
    О версиях программ будет особый разговор - с этим тоже могут быть трудности.

  • Вылеты под обрез. Их обязательно нужно предусматривать; обычно это 5 мм. Дело в том, что при резке листов нельзя точно сказать, что нож пройдет на задуманном вами расстоянии от текста или изображения. К сожалению, приходится учитывать возможную погрешность резака.

    Если в издании запланированы иллюстрации с вылетом под обрез, то есть как бы выходящие за пределы страницы, необходимо учесть, что погрешность может быть не только в сторону уменьшения, и «продлить» изображение на те же 5 мм справа, слева, сверху или снизу - в зависимости от того, где оно будет находиться.

  • Шрифты, использованные в верстке, должны быть приложены к файлу. В QuarkXpress есть специальная команда - Collect for output, которая соберет в папку сам файл верстки, использованные шрифты и иллюстрации.

  • Грамотно подготовленные изображения. Делайте их в формате EPS (Illustrator версии 8) или tiff с разрешением 300 dpi при масштабе 1:1. Допустимое разрешение в разных типографиях может быть разным (на этот параметр влияет, в том числе, и вид продукции, которую вы хотите напечатать: для иллюстраций газетного качества высокое разрешение не столь важно). Но все же лучше сделать по стандарту. И, конечно, важно не забыть перевести изображение в цветовую модель CMYK.

    Как ни странно, именно с иллюстрациями очень часто и появляются проблемы. Скорее всего, при большом объеме работы, когда, например, в буклете или каталоге очень много картинок, произвести над каждой из них такие простые действия, как перевод в CMYK и установка разрешения 300 dpi, просто забывают. А последствия могут быть серьезные - об этом ниже.

  • Не следует применять сложные эффекты. Конечно, новые версии программ позволяют добиться интересных результатов прямо в верстке, но одно дело - экран монитора, и совсем другое - отпечатанный в машине лист. Изображения на них «живут» по разным законам. Поэтому тени, фоны, эффекты прозрачности должны быть получены в программе обработки изображений - в том же Photoshop, а в верстке работайте с уже готовыми «безобидными» tiff, которые не преподнесут никаких сюрпризов.

  • «Правильный» PDF. Если вы отдаете в типографию файл PDF, его нужно создавать не экспортом из программы верстки, а из файла PS с помощью специального приложения - Adobe Distiller.

Формат PDF способен решить множество разных проблем (в частности, файл Quark может в типографии не открыться, могут не работать приложенные шрифты). Но это не универсальное средство. По-прежнему нельзя забывать о грамотной подготовке иллюстраций, разложении цветов по CMYK, обрезных метках.

Теперь нужно немного подробнее остановиться на некоторых пунктах и привести примеры, которые наглядно продемонстрируют, к чему может привести пренебрежение данными требованиями.

Пример использования системного шрифта (ttf, поставляемый вместе с ОС), в данном случае arial. Системные шрифты нельзя использовать - на рисунке видно, к чему это ведет Пример работы треппинга в Quark. Буквы в первой строке выглядят толще, чем другие. Практически каждая работа, выполненная в Quark, имеет такую проблему

Для начала - о программном обеспечении, которое установлено на компьютерах заказчика и в типографии. Хорошо, если файл будет открываться в той же программе, в которой он готовился, но для этого нужно, чтобы одна и та же программа, более того, одна и та же версия использовалась и у клиента, и в типографии. Однако часто дизайнеры стремятся экспериментировать с новейшими версиями, использовать как можно больше возможностей, недоступных в старых вариантах программы. Но если вы закупили самую последнюю версию, например, Quark, где гарантия, что типография сделала то же самое? И даже если и так, новые версии еще не испытаны как следует, могут возникать ошибки, обусловленные не человеческим фактором, а сбоями в самой программе. Можно, конечно, сделать макет «по последнему слову техники», а потом пересохранить его в старшую версию, но тогда не забудьте сравнить распечатки. Дело в том, что в старых версиях не работают некоторые эффекты, может «поехать» текст... Лучше проверить. Кроме того, из-за использования эффектов может не записываться файл PostScript.

И наоборот, если ваш дизайнер по привычке работает со старой версией программы, то не факт, что в типографии она осталась, так что какие-то проблемы тоже не исключены.

Приходится признать, что, хотя в последние годы появилось много талантливых молодых дизайнеров, возросло и количество ошибок в макетах. Это объясняется тем, что довольно часто дизайнеры и верстальщики не являются профессионалами в полиграфии. Освоить программы важно, но это еще не все. Без понимания сути полиграфических процессов невозможно на 100% застраховаться от ошибок.

Результат использования эффектов прозрачности. Пятикрасочная работа (пятая краска - фон). Явно видны границы изображения. Шрифт получился утолщенный и «побитый» (на готовых пластинах это особенно заметно). Иногда черный цвет, попавший под прозрачный слой, раскладывается на четыре краски
«Классика жанра»: Overprint по тексту

У типографий может быть разный подход к заказчику: кто-то проверяет файлы, смотрит на распечатки и сообщает клиенту о подозрительных моментах, а кто-то печатает «как есть». А поскольку ошибка содержится в вашем файле, то никакой ответственности типография не несет.

А можно ли как-то заставить типографию отвечать за ваши ошибки? В разумных пределах - да. У нас, например, есть корректоры, которые проверяют распечатки макета. Если клиент заказывает эту услугу, от части проблем он может себя избавить, по крайней мере, «поехавший» текст заметят.

Еще один важный пункт: вы должны предоставить типографии распечатку вашего макета хорошего качества, желательно цветную. Не имея утвержденного вами варианта, специалисты типографии, работающие там корректоры не смогут сравнить с ним свои распечатки, не будет эталона, на который нужно ориентироваться. Если, например, клиент отдал не тот файл (старую версию), мы сразу это заметим. А не имея распечатки, это невозможно определить. Кому-то может показаться, что подобных ошибок никто не сделает - на самом деле все бывает. Поэтому распечатка должна быть обязательно. Зачем цветная? Это не просто лишние расходы. Допустим, у вас в макете задействованы синий и зеленый цвета, и на каком-то фрагменте один из цветов накладывается на другой. Если по какой-то причине «верхнему» цвету задан параметр Overprint, то при печати цвета смешаются и результирующий оттенок будет совсем другой. Но, не имея вашей цветной распечатки, корректор не может судить о том, правильные оттенки на его распечатке или нет. В результате тираж получится с браком - а вины типографии в этом не будет.

Другой пример. Допустим, дизайнер забыл перевести изображение из RGB в CMYK. Оно, конечно, напечатается, но как - можно только гадать. В частности, может стать черно-белым. Если вы сделали цветную распечатку, корректор увидит разницу, а если ваша распечатка черно-белая? В результате некоторые изображения в готовом издании будут не цветными, как планировалась, а черно-белыми. А поскольку они получились случайно, а не готовились особым образом, качество таких иллюстраций будет не самым лучшим.

Цветная распечатка показывает типографии, что вы хотите видеть по итогам работы. О всех несоответствиях в файле макета вам должны будут сообщить. Если распечатки нет или она ненадлежащего качества, некоторые ошибки вообще невозможно выявить. Вывод - не жалейте денег на цветную распечатку, она очень полезна.

Теперь о PDF. Его достоинства уже были отмечены, но есть и недостатки. Дело в том, что в файле PDF мы уже не сможем ничего исправить: изображения, не переведенные из RGB, так и останутся в этом цветовом охвате, и т. д. Поэтому необходимо еще раз повторить: если вы предоставили файл в формате PDF, это не значит, что печатный оттиск обязательно будет идеальным.

Кроме того, даже если у вас есть опыт размещения заказов в типографии, ситуации могут быть разные. От постоянного клиента, который регулярно отдает грамотно выполненные макеты, мы не ждем никаких подвохов - тем обиднее будет, когда выяснится, что он допустил ошибку. Поэтому мы все-таки не советуем отказываться от услуги проверки макета нашими специалистами. В этом случае клиент с полным основанием может предъявить претензии в случае каких-то несоответствий.

Какие можно сделать выводы из всех этих рассуждений? Готовить макет не так сложно. Знание программ плюс внимательность и аккуратность - и проблем будет гораздо меньше. И у вас, и у типографии.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»