ПРАКТИКА
БЛОКИ И СЕКЦИИ, ИЛИ ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИЗДАНИЕ

В полиграфии существует множество тонкостей, которые помогают издателям сократить затраты на производство. Можно предложить самые разные, достаточно интересные и нестандартные решения. О некоторых полезных хитростях - наша статья.

Любое издательство стремится сократить расходы на производство своей продукции, например, журналов. Для этого можно либо выбирать типографии, которые выполняют заказ за меньшую плату, либо спланировать издание, оптимизировав производство, и таким образом уменьшить себестоимость. Несмотря на то, что мы уже посвятили этой теме немало статей, сказать еще можно о многом. В данном случае речь пойдет о том, как можно сэкономить, комбинируя в одном издании полноцветную и черно-белую (или двуцветную) печать. Насколько это допустимо, нужно решать каждый раз при подготовке очередного издания. Мы расскажем об этом способе по возможности подробнее, чтобы легче было принять верное решение о целесообразности его использования.

Для начала ознакомимся с простыми расчетами. Допустим, из них следует, что печатать какую-то часть издания в черно-белом или двуцветном исполнении экономически выгодно. Теперь нужно определить, какие именно полосы будут полноцветными, а какие - черно-белыми или двуцветными, и правильно их расположить. Это очень важно. Неудачные решения, которые нам приходилось встречать, вовсе не помогают сэкономить. Например, в корпоративном буклете одного предприятия, который предполагалось печатать в две краски (так дешевле и одновременно более стильно), были запланированы две цветные иллюстрации. Одна из них - портрет руководителя, а другая - логотип компании, который в двуцветном исполнении смотрелся недостаточно эффектно. А расставлены полосы с этими иллюстрациями в издании были так, что при спуске они оказались на разных сторонах листа (издание целиком умещалось на одном печатном листе). Поэтому печатать пришлось на четырехкрасочной машине, да еще и в два прогона, поскольку дополнительный «фирменный» цвет триадными красками передавался плохо, и пришлось дополнительно использовать Pantone. Вот так цветная фотография может усложнить производство и увеличить его стоимость.

Образцы полноцветных журналов, в производстве которых
применена технология разделения страниц на блоки

Так что же делать? Ответ прост - планировать! Например, в нашем случае можно было бы сделать следующее:

  • Избавиться от цветных иллюстраций. Черно-белая или двуцветная фотография порой эффектнее, чем цветная. Логотип, скорее всего, можно было переработать, и он смотрелся бы не хуже полноцветного, даже будучи напечатанным в одну краску. По крайней мере, большинство профессиональных дизайнеров, создавая логотип, разрабатывают несколько его вариантов, как в полноцветном, так и в черно-белом (или двуцветном) исполнении.

  • Доработать «фирменный» цвет таким образом, чтобы он без проблем воспроизводился триадой, - в большинстве случаев это возможно.

  • Спланировать издание так, чтобы цветные полосы (то есть информацию, которая обязательно должна быть представлена в цвете) можно было собрать в одну секцию и отпечатать ее отдельно (подробнее о секциях ниже). В нашем случае это бы не очень помогло, потому что издание целиком укладывалось в печатный лист, но если число полос больше или издание печатается на малоформатной машине, такой прием имеет смысл.

  • Напечатать две цветные полосы на отдельной вкладке. Но этот вариант подходит, только если издание скрепляется бесшвейным способом, иначе приходится печатать не страничную вкладку, а как минимум разворот. Это уже более сложная задача.

Мы расскажем, как можно разделить издание на составные части в зависимости от цветности полос, и попытаемся разобраться в технологических особенностях, которые при этом возникнут.

Планирование издания и возможные перспективы

Как уже стало понятно, производство правильно спланированного издания может оказаться значительно дешевле. При этом внешний вид продукции не пострадает, напротив, его даже можно улучшить.

Что можно выносить на черно-белые полосы? Ответить на этот вопрос может только редактор, работающий над конкретным изданием, знакомый с его содержанием: он решает, какие полосы можно сделать черно-белыми, а какие должны быть полноцветными. Но общие рекомендации мы дать можем. Легче всего с книгами и подобными им изданиями. Достаточно часто большинство полос в них содержат только черно-белый текст, какие-либо схемы, графики или таблицы, а цветные полутоновые иллюстрации встречаются всего несколько раз. Печатать все издание в четыре краски будет неразумно. Гораздо проще вынести иллюстрации на отдельную цветную вкладку, которая потом будет вшита в издание. Конечно, это не всегда удобно для читателя, но существует группа книг, в которых это допускается: учебники, справочники, недорогие издания произведений художественной литературы и т. д.

[ СПравка ]

СРАВНИМ ЦЕНЫ

Для того чтобы определить, насколько целесообразно делать часть издания двуцветной или черно-белой, произведем некоторые расчеты. Оперировать будем некими условными значениями. Разумеется, у каждой типографии цифры свои, но, скорее всего, есть какая-то общая тенденция (но только в том случае, если типография в состоянии выполнить все необходимые операции, - подробнее об этом в следующей справке).

Прежде чем называть какие-либо цифры, напомним, что требования к качеству разных изданий тоже разные, и поэтому экономическая эффективность от разделения на секции не для всех работ одинакова. Например, если высококачественную цветную печать заменить на двуцветную или черно-белую, обеспечивающую то же качество, то затраты сократятся ненамного, а вот если можно произвести замену на более простую черно-белую печать, то экономия вполне реальна.

Итак, будем считать, что расценки в среднем таковы: стоимость приладки на четырехкрасочной машине половинного формата - примерно 150 долл., стоимость одного листопрогона - 1,5 цента. Если в типографии есть двукрасочный перфектор того же формата (машина, в которой лист запечатывается как с одной стороны в две краски, так и с обеих сторон - по одной краске), можно печатать по схеме 2+0 или 1+1. Пусть стоимость приладки на такой машине - 80 долл., а листопрогона - один цент. Исходя из этих данных, можно посчитать затраты на производство журнала объемом 96 полос и тиражом 5 тыс. экз. (стоимость брошюровочно-переплетных и отделочных процессов считать не будем, так как они одинаковы в любом случае: и если все полосы полноцветные, и если часть из них черно-белые).

  • Первый вариант: весь журнал цветной. Для печати понадобится 24 приладки и 120 тыс. листопрогонов. Стоимость работ составит 3600 + 1800 = 5400 долл.

  • Второй вариант: 24 полосы из 96 решено сделать двукрасочными. Тогда нам придется печатать 72 полноцветные полосы (18 цветных приладок) и 24 двуцветные (шесть двуцветных приладок). Понадобится 90 тыс. цветных листопрогонов и 30 тыс. двуцветных. В результате затраты составят 2700 + 1350 + 480 + 300 = 4830 долл.

  • Третий вариант: 24 полосы из 96 черно-белые. В этом случае будут печататься 72 полноцветные и 24 черно-белые полосы. Затраты на печать полноцветных полос мы уже подсчитали (2700 + 1350 = 4050 долл.), а для черно-белых потребуется 240 долл. на приладку и 150 долл. на листопрогоны: понадобится только три приладки и 15 тыс. листопрогонов, поскольку на перфекторе мы запечатываем сразу две стороны листа в одну краску, получая за один прогон восемь полос издания. Общая стоимость - 4440 долл.

Таким образом, заменив 24 полосы издания на черно-белые, мы сократили расходы примерно на 1000 долл. - около 19%. На наш взгляд, это неплохая экономия. Правда, мы исходили из того, что в типографии есть и четырехкрасочная машина, и двукрасочный перфектор. В других случаях экономия может быть не столь существенной - многое зависит от возможностей типографии.

Журнал, отпечатанный по схеме 4+2: рекламные материалы и информационные блоки, которые не обязательно делать полноцветными, отпечатаны на тонированной бумаге (она добавляет еще один цвет)
Текстовая часть материала выделена в секцию (4+2),
однако статья внешне не теряет целостности

Схема 1. Расположение полос в полноцветном издании с черно-белой секцией в конце блока

Схема 2. Расположение полос в полноцветном издании с черно-белой секцией в середине блока

Схема 3. Расположение полос в издании, где листы с одной стороны запечатаны в четыре краски, а с другой — в две

Схема 4. Расположение полос в издании с цветной обложкой и листами,
запечатанными с одной стороны в четыре краски, а с другой - в одну или две

[ СПравка ]

ВЫБОР ТИПОГРАФИИ

Для того чтобы добиться экономической эффективности производства, необходимо хорошо представлять себе возможности типографии. Например, если она имеет всего одну четырехкрасочную печатную машину, то бессмысленно печатать часть полос в черно-белом исполнении. Для печати все равно используется та же машина, с той же стоимостью приладки и листопрогонов. Можно, конечно, добиться скидки на черно-белую печать, поскольку приладка для нее намного проще, но разница будет незначительной.

Другое дело, если в типографии установлена четырехкрасочная машина с переворотом. Тогда, правда, придется перемывать секции на другие краски, но если черно-белых полос будет много, это оправдано. При этом типографию нужно выбирать крупную, имеющую разные печатные машины, как многокрасочные, так и одно- или двукрасочные. В таком случае - теоретически - можно уменьшить не только стоимость производства, но и сроки изготовления, поскольку тираж можно печатать на двух машинах.

В полноцветном журнале две секции 4+1, отпечатанные на белой и желтой бумаге. Тонированная бумага добавляет еще один цвет без затрат на вторую краску Сегодня очень часто выпускают периодические издания с подобными сложными обложками. Клапаны увеличивают рекламную площадь в издании

В крупных рулонных типографиях возможностей для комбинирования еще больше. Там, как правило, установлено несколько разных печатных машин, причем как газетных (без газовой сушки), так и журнальных (с газовой сушкой). Правда, таких типографий в нашей стране не очень много - прямо скажем, мало, - но их количество постепенно растет. Комбинируя между собой отдельные тетради на мелованной бумаге, отпечатанные на журнальной машине, с тетрадями, отпечатанными в одну-две краски на газетной машине на офсетной бумаге, можно значительно сократить себестоимость издания. Более того, можно даже комбинировать цветные тетради, отпечатанные на газетных и журнальных машинах, - это тоже помогает сэкономить. Офсетная бумага дешевле мелованной, а на газетных машинах печатать дешевле, чем на журнальных.

За рубежом комбинирование тетрадей - распространенный прием, у нас же так пока практически никто не работает. По-видимому, все еще впереди.

[ СПравка ]

ИЗ ИСТОРИИ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Идея разделять издание на секции, каждая из которых печатается по отдельной технологии, пришла из глубины веков. Еще первым печатникам приходилось работать над тем, чтобы расположить страницы книги в наиболее выгодной последовательности. Вопрос, правда, был не столько экономическим, сколько техническим и технологическим. Печатать было сложно. Даже цветные книги печатали на простейших машинах, последовательно накладывая краски одну за другой. Сократить число таких операций было очень важно: это облегчало и ускоряло работу.

И даже появление более совершенных печатных машин проблему не решило: ведь существовали еще и допечатные процессы. Практически все они до недавнего времени выполнялись вручную (один ручной набор чего стоил!), и возможность избавиться даже от одной лишней полосы была большой победой.

Конечно, сейчас уже не так важно, цветная у вас полоса или черно-белая: в любой программе верстки все они изначально цветные, а процесс цветоделения благодаря компьютерным технологиям намного упростился. Поэтому существовавшая школа или, если хотите, культура проектирования издания уже практически полностью исчезла. Спасти ее еще можно, но стимулы теперь будут экономические. Нужно только понять, что производство правильно спроектированного издания действительно дешевле.

Возможно удешевить производство даже тех изданий, страницы которых в основном полноцветные. Часть информации все-таки может быть вынесена на черно-белые полосы: комментарии, выходные сведения, индексы, справочная информация и т. д. Если полос с такого рода материалами будет достаточно, можно собрать из них отдельную тетрадь.

С цветными журналами ситуация сложнее. Там не так много информации, которую можно было бы вынести на черно-белые полосы. Обычно это строчная реклама, сборники рекламных блоков (классифайд), которые принимаются от рекламодателя только в черно-белом виде, новостные заметки. Это могут быть какие-либо текстовые материалы, например, литературные произведения. Может возникнуть вопрос: зачем вообще связываться с черно-белыми полосами, если можно весь журнал отпечатать в цвете? Конечно, можно. Но иногда объем журнала приходится специально увеличивать, если в номере большое количество рекламных материалов. Они не должны составлять более 40% от объема всего издания, поэтому в журнале должно быть определенное количество редакционных материалов, не менее 60% общего объема. А добавлять черно-белые полосы дешевле, чем полноцветные.

В этом каталоге блок состоит из листов разного формата и имеет сложную обложку с вырубкой. Внутренние страницы также интересны вырубкой, разными видами бумаг и даже запечатанной пленкой, а также листами нестандартного формата с параллельными фальцами

Секции издания

Секциями принято называть части одного издания, которые будут изготавливаться по разным технологиям.

В нашем случае издание можно теоретически разделить на две или три секции: полноцветная, черно-белая и двуцветная. В принципе, их может быть и больше, например, добавится секция, в которой полосы печатаются пятью или более красками (используются цвета Pantone). Секцией может также считаться страница нестандартного формата, необычно раскрывающийся разворот и т. д. К секциям издания не относятся вкладки, вклейки и другие дополнительные элементы. Форзацы, переплетные крышки, обложки и т. п. также не считаются секциями.

Фактически секцией следует считать совокупность страниц книжного блока, которые будут печататься по одной технологии, отличающейся от технологии, по которой печатаются другие страницы блока.

[ СПравка ]

Как еще сэкономить

Спланировав издание так, что часть полос будет печататься в одну или две краски, можно сэкономить не только на печати, но и, например, за счет бумаги. Черно-белые тетради совсем не обязательно печатать на дорогой мелованной бумаге - вполне достаточно офсетной. Разница в цене может составить до 500 долл. за тонну. Чем больше тираж, тем значительнее экономия. Теоретически, каких-то серьезных проблем возникнуть у типографии не должно.

Сэкономить можно также на допечатных процессах - незначительно, но иметь в виду такую возможность следует, особенно если черно-белых тетрадей в вашем издании запланировано несколько. Наиболее существенной экономия будет при замене полноцветной печати (4+4) на печать 4+1. Дело в том, что если какая-то сторона листа запечатывается в одну краску, то для нее потребуется только одна печатная форма. Допустим, изготовление формы обходится в 10 долл. Тогда на одном печатном листе можно сэкономить 30 долл.

В справке приведен пример, когда выполняется 24 приладки. Если половина из них черно-белые, экономия на допечатных процессах составит 360 долл. (по 30 долл. на каждой из 12 черно-белых приладок), не говоря уже о существенно большей экономии на печати.

[ СПравка ]

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Для того чтобы ускорить и упростить подготовку изданий, которые будут собираться из разных блоков, целесообразно изготовить специальный несложный инструмент. В той или иной форме он используется во всех издательствах, выпускающих журналы. Это так называемые «кубики»: с их помощью планируют расположение статей и рекламных модулей. Достаточно добавить метки цветности каждой полосы, и становится видно, на какой полосе какую информацию можно размещать.

Разумеется, располагать метки цветных и черно-белых полос следует в строгом соответствии с технологией производства. В идеале готовую схему должен утвердить технический специалист. Более того, желательно, чтобы и типография ознакомилась с предполагаемым раскладом полос и одобрила его.

Мы приводим в пример четыре варианта «кубиков» - схемы четырех разных изданий.

  • Журнал с дополнительной черно-белой тетрадью, блок которого подобран «подъемкой» и скреплен бесшвейным способом. Для простоты тетради взяты восьмистраничные (схема 1).

  • Журнал с дополнительной черно-белой тетрадью, подобранный вкладкой и скрепленный проволочными скобами. Тетради также восьмистраничные. Обратите внимание, возможны два варианта: когда дополнительная тетрадь будет верхней или центральной (впрочем, если тетрадей много, то она может быть и любой внутренней). В разных случаях черно-белые полосы оказываются либо внутри, либо снаружи блока. На схеме они внутри (схема 2).

  • Книга или журнал, отпечатанные по схеме 4+2 (схема 3). Аналогично может применяться и схема 4+1. Так же, кстати, иногда печатают газеты, хотя в последнее время все секции новых газетных машин сконструированы способом «резина к резине», поэтому на них печать 4+1 или 4+2 может вызвать затруднения. Помимо этого, расположение цветных и черно-белых полос зависит от проводки бумажных лент через машину и их «сборки» на фальцаппарате, поэтому для газет порядок чередования цветных и черно-белых полос знает только типография. Причем в этом случае цветные и черно-белые полосы чередуются на первый взгляд случайным образом и, следовательно, при проектировании издания необходимо быть особенно внимательным.

  • Книга или журнал, собранные из двух видов тетрадей, отпечатанных по схеме 4+1 и 4+2. Получется сложная смесь цветных, двуцветных и черно-белых полос. На схема показана комплектовка блока вкладкой (схема 4).

Блоки издания

Понятие «секция» связано с технологией изготовления издания, а блок - это, скорее, понятие организационное или редакторское. Он близок к термину «рубрикация», но это не одно и то же. Например, классифайд редакционной рубрикой не считается, а блоком издания - вполне. То же самое можно сказать и о таких внетекстовых элементах, как выходные сведения, содержание, индексы и т. д. Издание фактически состоит из блоков редакционных рубрик и блоков дополнительных рубрик.

Если книга содержит в себе одно произведение, редакционный блок может быть один, в остальных случаях их, как правило, содержится в издании несколько.

Теперь поговорим о том, как же выполнить разделение.

Принципы разделения издания на секции

Чтобы удешевить производство, полосы издания нужно разделить на секции, часть из которых (по возможности большую) печатать по самой простой технологии. Легче всего делить издание на секции, используя понятие блока. Печатать по одной технологии целый блок проще, чем отдельные полосы. Существует три вида таких блоков.

  • Отдельная вкладка или вклейка. Их чаще всего используют в том случае, если цветных изображений в издании немного и их все можно собрать на одной или нескольких полосах (не более четырех). Тогда все издание можно спокойно печатать в черно-белом исполнении, а цветные иллюстрации собрать на одну вкладку. Правда, возникает вопрос, как именно ее прикреплять. Это зависит от вида скрепления издания: при планировании вкладки или вклейки его нужно учитывать. Если выбрано бесшвейное скрепление, то все просто: вкладку помещают в любом месте между тетрадями издания и прикрепляют к ним в момент проклейки корешка. Если издание предполагается шить нитками, то вкладку можно прикрепить к одной из тетрадей на форзацприклеечном автомате, после чего сшить блок, как обычно. Важно понимать, что в этом случае вкладка может крепиться только к внутренним тетрадям: к крайним приклеивается форзац. Если для скрепления будут применяться проволочные скобы, то ситуация станет еще сложнее. Во-первых, вкладка должна обязательно иметь четыре полосы и корешковый сгиб (иначе ее не удастся прикрепить к блоку). Во-вторых, следует иметь в виду, что первая и вторая страницы вкладки окажутся в начале блока, а третья и четвертая - в конце. Можно, правда, разместить вкладку в центре тетради, тогда страницы будут идти одна за другой.

  • Отдельная тетрадь. Основное отличие данного способа от предыдущего состоит в том, что отдельно печатается не небольшая вкладка, а тетрадь или даже несколько тетрадей. Это может быть как цветная тетрадь, отпечатанная отдельно для черно-белой книги, так и черно-белая - для цветного журнала. Уже отпечатанная тетрадь обрабатывается в дальнейшем вместе со всеми остальными, каких-либо сложностей при этом не возникает. При печати журналов ситуация также не очень сильно меняется, нужно только помнить, что если тетради блока вкладываются одна в другую, черно-белая тетрадь в издании разделится на две части.

  • Двусторонняя печать. Существуют такие машины, которые могут печатать сразу на обеих сторонах печатного листа. Причем красочные секции в них могут быть расположены таким образом, что на разные стороны листа будет наноситься разное количество красок. Такая возможность есть как у рулонных, так и у листовых машин. Например, пятикрасочная машина с переворотом листа обычно печатает либо 5+0, либо 4+1.* Используя такую машину, можно отпечатать журнал или книгу за один прогон. Важно лишь так спроектировать издание и расположить полосы в такой последовательности, чтобы все страницы, которые будут печататься в одну краску, оказывались на одной стороне листа, а те, которые должны быть полноцветными - на другой. Это позволит сократить стоимость печати на 35–40%, причем, при грамотном подходе, почти без ущерба для внешнего вида издания. Один из примеров удачной планировки издания - красивая кулинарная книга. Мы бы ни за что не догадались, что часть страниц отпечатана в одну краску, если бы секрет нам не раскрыли сами печатники. Некоторые журналы, отпечатанные частично в одну краску, смотрятся более стильно и профессионально, чем полноцветные цветные, особенно если бумага, макет и стиль оформления грамотно подобраны.

Ну а в заключение необходимо еще раз подчеркнуть: для того чтобы грамотно проектировать издание, добиваясь таким образом существенного сокращения затрат на производство, необходимо очень хорошо представлять себе возможности типографии, то есть исполнителя. И только после того как вы убедитесь, что типография может воплотить ваш замысел в жизнь, можно начинать работу над изданием. Поступать наоборот настоятельно не рекомендуем. Если сначала спроектировать издание, а уже потом думать, где его напечатать, то вместо того чтобы добиться ожидаемой экономии, вы, скорее всего, столкнетесь с дополнительными затратами.

*Правда, в последнее время популярными становятся машины для печати 3+2, то есть за два прогона 6+4!



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»