на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №8
ноябрь, 2007

Статьи из журнала Формат №8-2007

ПОДАРИТЬ ПРАЗДНИК ПРОСТО: СТАВКА НА УПАКОВКУ

«Важный элемент качественной продукции»

«Новая техника - к Новому году»

«Новогодние подарки в дизайнерских нарядах»

Еще раз о полошении на оттиске: как с ним бороться?

Цветопроба и печать

«Лакирование за одну смену - реальность!»

По последнему слову техники

авторам реклама перепечатка english version
Практика
Еще раз о полошении на оттиске: как с ним бороться?

Юрий Захаржевский,
группа компаний
«Печатный дом Граффити»
(Москва)
Полошение - дефект оттиска, заключающийся в образовании заметных полос в направлении движения бумаги в печатной машине. Оно может возникнуть из-за деформации ракеля, плохой регулировки печатного или красочного аппаратов, износа или повреждения красочных валиков, цилиндров или зубчатых передач печатной машины.

Наиболее заметны полосы на «тяжелых» плашках и сетках. Причем даже не при стопроцентной плашке, а при 75–80% растра. В этом случае малейшие колебания давления на красочных валиках или цилиндрах машины вызывают изменение растискивания, и пробельные элементы между растровыми точками то «раскрываются», то исчезают вовсе, и мы видим, что цвет неоднороден.

Если полошение очень уж сильно досаждает, можно подготовить макет таким образом, чтобы полосы были предусмотрены в самом сюжете изображения, и чтобы они совпадали с теми, которые возникают на оттиске из-за несовершенства технологии. Тогда точно никто ничего не заметит. Но это уже «высший пилотаж».

Как уже было рассказано в предыдущей статье, некоторые цвета на офсетной печатной машине очень трудно напечатать без полошения. А некоторые - легко. Объясняется это особенностями человеческого зрения. На самом деле, полосы есть всегда. Но, к примеру, на оранжевой или, тем более, желтой поверхности они заметны гораздо меньше, чем на темно-зеленой или темно-синей. Так что побольше ярких красок!

Рис. 1. Полосатый фон маскирует проблемы печатной машины

Надо сказать, что проблема полошения актуальна не только для офсета. Заметны полосы и на многих оттисках, отпечатанных на струйных устройствах. У электрографических принтеров и ЦПМ имеются проблемы при печати равномерных плашек: появляется зернистость и прочие дефекты. Так что не надо думать, что с наступлением эпохи ЦПМ мучения дизайнеров мгновенно прекратятся (хотя, следует признать, они примут несколько другой характер). Дело заключается не только в несовершенстве печатных агрегатов, но и в особенностях человеческого зрения. Если изображение имеет большую контрастность, искажения мы воспринимаем не так явно и расцениваем как незначительные. Если же контрастность слабая, то чувствительность глаз повышается, и мы расцениваем эти искажения уже как очень сильные. Попросту говоря, чем равномернее фон на сюжете, тем лучше зритель замечает отклонения в цвете. А видимые отклонения в цвете - это и есть то, что мы называем пятнами, полосами и прочими дефектами печати.

Рис. 2. На примере этих трех оттисков производитель пластин
демонстрирует аналогичность форм, с которых они напечатаны

Таким образом, очевидно, что сюжет очень сильно влияет на восприятие оттиска и даже на решение клиента о его качестве.

Плашки и ровные растровые сетки создают и проблему другого рода: на такой поверхности прекрасно заметны марашки, возникающие обычно из-за бумажной пыли. Разумеется, бумаги разных видов дают разное количество пыли. К сожалению, снижение стоимости материала обычно сопровождается увеличением количества пыли. И, опять же, при разработке дизайна надо соотносить выделенные средства с творческим размахом.

Рис. 3. Использованиие особого картона для защиты продукции от подделок
Наконец, растровые сетки создают еще одну проблему: если в типографии на допечатном участке используется не CtP, а копировальная рама, копировщику стоит немалых трудов изготовить форму, потому что любая пылинка может ее испортить. Именно так и возникает значительная часть брака при традиционном процессе изготовления форм.

Бывают проблемы и на участке послепечатной обработки. Типичный пример - надлом бумаги при фальцовке. На плотных бумагах предварительно делается биговка, но и это не всегда помогает. Дефект становится заметен в том случае, когда в месте сгиба фон листа темный. И вот появляется белый излом, заказчик отказывается принять тираж, а печатники старательно подбирают бумагу для перепечатки. И это повторяется снова и снова. Казалось бы, разве мало других графических решений? Но нет, именно «тяжелые» темные плашки - любимый сюжет многих дизайнеров. А ведь этот прием уже давно утратил свою новизну. Волей-неволей начинаешь подозревать: может, все же существует заговор дизайнеров против полиграфистов?

Поставщики дизайнерских бумаг и картонов неоднократно повторяли, что при работе со многими их сортами не стоит злоупотреблять печатью. Эти материалы сами по себе хороши. Использование их фактуры и есть задача дизайнера. Если уж необходимо нанести какое-то изображение, стоит помнить, что без белой подложки печать по цветному фону может дать самые неожиданные результаты.

Специализированные виды бумаг и картонов могут не только украшать, но и защищать продукцию. Наглядный пример - коробки для картриджей струйного принтера Epson 9600 (рис. 3). Если раньше на белом картоне печатали в шесть цветов (CMYK + серебро + синий пантон), то теперь на специальном картоне (рис. 4) - одноцветная печать, а на этикетке - двуцветная. Зато степень защиты повысилась: напечатать в шесть цветов могут многие, а вот достать этот картон не так-то просто, и проследить, в случае надобности, пути его распространения компетентным органам будет легко. Вместо голограмм, которые сейчас применяют очень многие, использовали наклейку, меняющую цвет в зависимости от угла зрения (рис. 4).

Рис. 4. В зависимости от угла зрения наклейка меняет цвет

Конечно, специальный картон стоит дороже обычного мелованного. Картон - дороже. А тираж? Сколько листов ушло на приладку, чтобы «выкатать» цвет на всех шести секциях, а также получить красивый серый цвет на изображении картриджа? И сколько листов ушло в брак из-за разнотона по этому серому цвету, составленному из нескольких сепараций? Наверняка немало. А теперь поглядите на плашку синего пантона на старой упаковке (рис. 5). К истиранию она, как видите, неустойчива. Можно, конечно, покрыть ее лаком... И еще больше увеличить стоимость продукта. Получается, применение дизайнерских материалов, при умелом подходе, может дать значительный эффект без сильного удорожания изделий.

Рис. 5. Плашка синего пантона неустойчива к механическим повреждениям

Если материалы из элитных дизайнерских коллекций стоят дорого, то тонированные в массе бумаги и картоны сравнительно доступны, а стабильность их цвета по сравнению с запечатанным фоном гораздо больше.

Подведем итог: учет реальных проблем полиграфического производства вовсе не предполагает однотипного и «скучного» оформления. Главное - желание с этими проблемами бороться.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»