|
Юрий Захаржевский,
группа компаний
«Печатный дом Граффити»
(Москва) |
Полошение
- дефект оттиска, заключающийся в образовании
заметных полос в направлении движения бумаги
в печатной машине. Оно может возникнуть
из-за деформации ракеля, плохой регулировки
печатного или красочного аппаратов, износа
или повреждения красочных валиков, цилиндров
или зубчатых передач печатной машины.
Наиболее заметны полосы на «тяжелых»
плашках и сетках. Причем даже не при стопроцентной
плашке, а при 75–80% растра. В этом случае
малейшие колебания давления на красочных
валиках или цилиндрах машины вызывают
изменение растискивания, и пробельные
элементы между растровыми точками то «раскрываются»,
то исчезают вовсе, и мы видим, что цвет
неоднороден.
Если полошение очень уж сильно досаждает,
можно подготовить макет таким образом,
чтобы полосы были предусмотрены в самом
сюжете изображения, и чтобы они совпадали
с теми, которые возникают на оттиске из-за
несовершенства технологии. Тогда точно
никто ничего не заметит. Но это уже «высший
пилотаж».
Как уже было рассказано в предыдущей
статье, некоторые цвета на офсетной печатной
машине очень трудно напечатать без полошения.
А некоторые - легко. Объясняется это особенностями
человеческого зрения. На самом деле, полосы
есть всегда. Но, к примеру, на оранжевой
или, тем более, желтой поверхности они
заметны гораздо меньше, чем на темно-зеленой
или темно-синей. Так что побольше ярких
красок!
Рис. 1. Полосатый фон
маскирует проблемы печатной машины
Надо сказать, что проблема полошения
актуальна не только для офсета. Заметны
полосы и на многих оттисках, отпечатанных
на струйных устройствах. У электрографических
принтеров и ЦПМ имеются проблемы при печати
равномерных плашек: появляется зернистость
и прочие дефекты. Так что не надо думать,
что с наступлением эпохи ЦПМ мучения дизайнеров
мгновенно прекратятся (хотя, следует признать,
они примут несколько другой характер).
Дело заключается не только в несовершенстве
печатных агрегатов, но и в особенностях
человеческого зрения. Если изображение
имеет большую контрастность, искажения
мы воспринимаем не так явно и расцениваем
как незначительные. Если же контрастность
слабая, то чувствительность глаз повышается,
и мы расцениваем эти искажения уже как
очень сильные. Попросту говоря, чем равномернее
фон на сюжете, тем лучше зритель замечает
отклонения в цвете. А видимые отклонения
в цвете - это и есть то, что мы называем
пятнами, полосами и прочими дефектами
печати.
|
|
|
Рис. 2. На примере этих
трех оттисков производитель пластин
демонстрирует аналогичность форм,
с которых они напечатаны |
Таким образом, очевидно, что сюжет очень
сильно влияет на восприятие оттиска и
даже на решение клиента о его качестве.
Плашки и ровные растровые сетки создают
и проблему другого рода: на такой поверхности
прекрасно заметны марашки, возникающие
обычно из-за бумажной пыли. Разумеется,
бумаги разных видов дают разное количество
пыли. К сожалению, снижение стоимости
материала обычно сопровождается увеличением
количества пыли. И, опять же, при разработке
дизайна надо соотносить выделенные средства
с творческим размахом.
|
Рис. 3. Использованиие особого картона
для защиты продукции от подделок |
Наконец, растровые сетки создают еще
одну проблему: если в типографии на допечатном
участке используется не CtP, а копировальная
рама, копировщику стоит немалых трудов
изготовить форму, потому что любая пылинка
может ее испортить. Именно так и возникает
значительная часть брака при традиционном
процессе изготовления форм.
Бывают проблемы и на участке послепечатной
обработки. Типичный пример - надлом бумаги
при фальцовке. На плотных бумагах предварительно
делается биговка, но и это не всегда помогает.
Дефект становится заметен в том случае,
когда в месте сгиба фон листа темный.
И вот появляется белый излом, заказчик
отказывается принять тираж, а печатники
старательно подбирают бумагу для перепечатки.
И это повторяется снова и снова. Казалось
бы, разве мало других графических решений?
Но нет, именно «тяжелые» темные плашки
- любимый сюжет многих дизайнеров. А ведь
этот прием уже давно утратил свою новизну.
Волей-неволей начинаешь подозревать: может,
все же существует заговор дизайнеров против
полиграфистов?
Поставщики дизайнерских бумаг и картонов
неоднократно повторяли, что при работе
со многими их сортами не стоит злоупотреблять
печатью. Эти материалы сами по себе хороши.
Использование их фактуры и есть задача
дизайнера. Если уж необходимо нанести
какое-то изображение, стоит помнить, что
без белой подложки печать по цветному
фону может дать самые неожиданные результаты.
Специализированные виды бумаг и картонов
могут не только украшать, но и защищать
продукцию. Наглядный пример - коробки
для картриджей струйного принтера Epson
9600 (рис. 3). Если раньше на белом картоне
печатали в шесть цветов (CMYK + серебро
+ синий пантон), то теперь на специальном
картоне (рис. 4) - одноцветная печать,
а на этикетке - двуцветная. Зато степень
защиты повысилась: напечатать в шесть
цветов могут многие, а вот достать этот
картон не так-то просто, и проследить,
в случае надобности, пути его распространения
компетентным органам будет легко. Вместо
голограмм, которые сейчас применяют очень
многие, использовали наклейку, меняющую
цвет в зависимости от угла зрения (рис.
4).
|
|
Рис. 4. В зависимости
от угла зрения наклейка меняет цвет |
Конечно, специальный картон стоит дороже
обычного мелованного. Картон - дороже.
А тираж? Сколько листов ушло на приладку,
чтобы «выкатать» цвет на всех шести секциях,
а также получить красивый серый цвет на
изображении картриджа? И сколько листов
ушло в брак из-за разнотона по этому серому
цвету, составленному из нескольких сепараций?
Наверняка немало. А теперь поглядите на
плашку синего пантона на старой упаковке
(рис. 5). К истиранию она, как видите,
неустойчива. Можно, конечно, покрыть ее
лаком... И еще больше увеличить стоимость
продукта. Получается, применение дизайнерских
материалов, при умелом подходе, может
дать значительный эффект без сильного
удорожания изделий.
Рис. 5. Плашка синего
пантона неустойчива к механическим повреждениям
Если материалы из элитных дизайнерских
коллекций стоят дорого, то тонированные
в массе бумаги и картоны сравнительно
доступны, а стабильность их цвета по сравнению
с запечатанным фоном гораздо больше.
Подведем итог: учет реальных проблем
полиграфического производства вовсе не
предполагает однотипного и «скучного»
оформления. Главное - желание с этими
проблемами бороться.
|