ТЕОРИЯ
НОВОГОДНЯЯ ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ: УПАДОК ИЛИ ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ЭТАП?

Четвертый квартал года — время напряженной работы в типографиях: идет печать новогодних заказов. Открытки, календари, ежедневники и прочие творения дизайнерской мысли — все это подводит итоги очередного периода в развитии полиграфии и дает пищу для размышлений. Каковы же итоги 2007 г.?

Мы уже не первый год следим за ситуацией на рынке новогодней печатной продукции и, по традиции, в начале года представляем отчет, стараясь выявить наиболее актуальные тенденции в этом направлении. Кое в чем они, конечно, могут быть субъективны, но в целом ситуация вполне понятна.

По итогам минувшего сезона выводы получаются довольно неожиданные. Дело в том, что прошедшая календарная программа была откровенно слабее, чем та, о которой мы писали, скажем, год назад. Приходится признать, что этот сегмент рынка несколько замедлил свое развитие.

Конечно, по-прежнему встречаются очень интересные работы, на которые явно было затрачено немало усилий как дизайнеров, так и производственников. Некоторые образцы мы приводим на иллюстрациях.

Однако в целом, как нам кажется, ситуация следующая: крупные тиражи календарей становятся проще. Общий уровень отечественной полиграфии растет, поэтому к качеству исполнения нельзя предъявить никаких претензий. Но вот возможности дополнительной отделки, разных способов печати практически не используются. Если мы рассмотрим типичный для этого года настенный листовой корпоративный календарь, выпущенный достаточно большим тиражом для сотрудников компании и в качестве подарка клиентам, то в основном это полноцветная печать офсетом с лакированием (чаще сплошным, чем выборочным) и, возможно, с тиснением на обложке.

Эту тенденцию можно попробовать объяснить. Настенный многолистный календарь по сравнению с другими видами календарей обходится достаточно дорого, при этом нет никаких гарантий, что именно его выберет получатель, чтобы повесить на стену. О конкуренции в этой области мы уже неоднократно писали. Поэтому, возможно, многие компании решили иначе распорядиться бюджетом, выделив больше средств на такие корпоративные подарки, как ежедневники, планнинги, книги и продукцию сувенирной (а не полиграфической) отрасли.

У нас создалось впечатление, что в процентном соотношении квартальников в этом году было намного больше. Этот календарь, как правило, обходится дешевле, при этом, как следует поработав над дизайном «шапки», можно сделать его таким же интересным и эффектным. И поэтому среди квартальников очень часто попадались варианты со сменными (перекидными) «шапками». Это грамотный подход: одна и та же верхушка за год надоедает, а возможность выбирать из нескольких картинок вносит необходимое разнообразие.

Довольно интересные решения дизайнеры продемонстрировали для настольных календарей-«домиков» — опять же, этот вид продукции благодаря небольшому размеру позволяет сэкономить. Поэтому, вместо того чтобы печатать большой, но достаточно простой в полиграфическом исполнении многолистный настенный календарь, возможно, действительно имеет смысл разработать дизайн «домика», предусматривающий использование дорогих бумаг, современных способов печати и отделки. Даже если расходы будут такими же, календарь привлечет намного больше внимания.

Сюжеты

Здесь вариантов оформления достаточно много, но выделяются три большие тематические группы. Первая — это пейзажи: ландшафты, фотографии городов и даже производстенных зданий компании-заказчика, снятых с высоты птичьего полета. Иллюстрации могут быть как-то связаны с деятельностью компании, а могут быть подобраны просто в соответствии с желанием автора макета.

Во вторую группу сюжетов входят дизайнерские календари с нестандартным иллюстративным рядом: это могут быть «индустриальные» композиции из всевозможных деталей машин, макрофотографии (здесь перед объективом может оказаться буквально все что угодно: мелкие части механизмов, детали пейзажа и т. д.), коллажи. Такие работы вызывают интерес даже при отсутствии эксклюзивной отделки. Но, конечно, дополнительно декорировать такой календарь не будет лишним. Например, выборочное лакирование позволяет обратить внимание зрителей на определенные элементы изображения.

[ ОБЛЕГЧАЕМ ЗАДАЧУ ]

Изучая присланные нам в редакцию в качестве новогодних подарков ежедневники мы обратили внимание, что многие из них представляли собой не стандартный шитый блок в переплете, а были скреплены на спираль.

При этом нельзя сказать, что это были дешевые изделия. Конечно, себестоимость экземпляра отличается от шитого нитками, но по уровню дизайнерского макета и богатству использования современных технологий печати и отделки эти изделия ничуть не уступали.

В качестве переплетных сторонок использовался как картон (разной плотности, простой и дизайнерский), так и пластики. Особенно популярным оказался полупрозрачный матовый пластик.

Разнообразие отделки также велико: присутствовали и скругленные уголки, и вырубка, и тиснение. Достаточно часто встречались блоки с персонализацией на каждой странице.

Ежедневник на спирали — недорогой, быстрый в изготовлении и вполне достойный вид беловой продукции.

И, наконец, еще одна очень популярная тематическая группа — люди. Как правило, такие иллюстрации отражают род деятельности, соответствующий профилю компании, либо призваны как-то охарактеризовать ее. Например, фотографии на спортивную тему традиционно ассоциируются с динамикой, скоростью, состязательностью.

В отдельную группу следует выделить календари с художественными иллюстрациями. Сюжет рисунка может быть любым, как и манера исполнения. Некоторые образцы приведены на иллюстрациях — мы посчитали их достаточно интересными. В любом случае, оригинальные работы всегда привлекают внимание.

Отделка

Несмотря на сделанный нами вывод о том, что дополнительная отделка встречается теперь гораздо реже, достойные внимания экземпляры имеются, и на их примере можно проанализировать тенденции в отделке. Наиболее интересными в этом плане нам показались квартальники. Здесь часто используется вырубка, причем как для «одиночной» верхушки, так и в случае, когда она состоит из нескольких перекидных листов.

Нередко встречались дизайнерские бумаги и картон, тиснение или припрессовка фольги (причем цветовое разнообразие достаточно велико: золото, серебро, бронза разных оттенков).

Радует, что уровень дизайнерских макетов явно вырос: лакирование и тиснение теперь в гораздо большей степени органично дополняют сюжет, чем являются декоративным элементом, слабо связанным с изобразительным рядом. Была определенная доля календарей (опять же квартальников!), в производстве которых использовался ручной труд. Очень необычный пример показан на одной из иллюстраций. Квартальники, декорированные бахромой — отличное решение.

Настенный многолистный календарь, оформленный с использованием коллажей

Упаковка

Здесь определенно есть движение вперед. Если еще в прошлом году даже красивые, дорогие календари часто отправлялись получателю без упаковки и нередко пачкались, повреждались, то сейчас практически все изделия снабжены индивидуальной упаковкой, будь то полиэтиленовый пакет (как с зип-локом, так и запаянный), картонный конверт или плоская коробка.

Календари небольшого формата также упаковываются вместе с прочими изделиями из подарочного набора.

Однопружинный квартальник Настольный календарь - Домик
 

Календарь как каталог

Несомненно, для заказчика основная задача его календаря — продвигать компанию. И с этой точки зрения перспективна новая функция календаря: он может служить каталогом товаров и услуг.

Особенно повезло здесь поставщикам бумаги, лаков и красок для печати, типографиям. Они могут наглядно продемонстрировать свои предложения и возможности. Один из присланных нам календарей (настольный) был собран из листов дизайнерской бумаги разных видов, запечатанных разными способами.

Еще в одном календаре (на этот раз квартальном) шапка используется как информационное поле для рассказа о предоставляемых типографией услугах. Учитывая, что шапка перекидная, получилось вполне законченное сообщение для потенциальных клиентов.

На этих иллюстрациях показан корпоративный календарь компании «ОктоПринт Сервис», которая занимается поставками расходных материалов для полиграфии. Разнообразие лаков и красок, использованных для отделки, позволяет представить ассортимент компании. Нестандартная форма календаря (вытянутый прямоугольник) добавляет ему оригинальности. А иллюстративный ряд — портреты сотрудников компании, причем не просто студийные фотографии, а интересные и неожиданные коллажи

Так в целом можно охарактеризовать результаты календарной программы 2007 г. Конечно, новогодняя полиграфия — это не только календари. Неожиданно много было персонализированных этикеток (на бутылках с вином и шампанским, коробках конфет). Открытки в этом году не показались нам особенно интересными: очевидно, компании решили сосредоточиться на других видах новогодней полиграфии.

Один из них — деловая сувенирная продукция, а именно ежедневники, планнинги, еженедельники. Это сегмент как раз демонстрирует устойчивое развитие, о чем говорят и многие типографии. Предоставим им слово: в этом номере участники подводят итоги новогодней кампании 2007 г.

Еще один стандартный квартальник. Сетка текущего месяца выделяется по цвету
Этот квартальник с перекидной верхушкой и тиснением золотой фольгой на подложках блоков смотрится небанально и выполняет важную задачу: рассказывает о возможностях типографии

Настенный календарь большого формата с иллюстрациями на тему спорта

Квартальник с круглой «шапкой». Кроме того, подложка нижнего блока вырублена по нестандартному контуру
Этот календарь украшен бахромой, что придает ему особенно торжественный вид Вырубные блоки превращают стандартную сетку в декоративный элемент
Морская тема в оформлении календаря.
Пейзажи всегда были одним из самых популярных сюжетов
Календарь, оформленный с использованием художественных
иллюстраций. каждой странице — паспарту
Многолистный настенный календарь, в оформлении которого использованы оригинальные иллюстации. Выборочное лакирование текстурным лаком позволило создать реалистичную стилизацию под картины, написанные маслом. данном случае дизайн и идея календаря были полностью воплощены средствами полиграфии
Здесь для оформления используются макрофотографии
По соотношению размеров этот календарь напоминает квартальник.
Настенные календари удлиненной формы в последние годы стали очень распространены



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»