Как
одеть «сладкий лед»?
Проблема автоматического упаковывания мороженого
В начале прошлого
века выпускалось у нас замечательное
мороженое с названием «эскимо». А
ведь его упаковывали вручную! Причем,
некоторые упаковщицы-стахановки достигали
производительности 12 тыс порций мороженого
в смену! При тогдашней восьмичасовой
смене, и с учетом естественных небольших
перерывов, выходит, что без особых
приспособлений одно эскимо заворачивалось
за 2 сек. Сейчас и эскимо и его упаковка
стали другими. Изменился и сам процесс
упаковывания. |
В. Н. Ульянов,
эксперт по упаковочному
оборудованию (Воронеж)
Лед и пламень
Основными
упаковочными материалами для мороженого
стали теперь не фольга, не вощеная бумага,
не подпергамент, как раньше, а полимеры,
использующиеся для изготовления емкостей
и гибких термосвариваемых упаковочных
материалов. Многослойные ламинированные
пленочные материалы используются для получения
упаковок «флоу-пак». Их сваривание производится
под воздействием тепла и давления. И хотя,
в соответствии с технологической схемой
горизонтальных машин, образующих упаковку
«флоу-пак», в процессе нет прямого воздействия
тепла и давления на упаковываемый предмет,
нагревание может плохо сказываться на
мороженом.
Надо сказать, что упаковка «флоу-пак»
и у нас в стране, и за рубежом была и
остается одной из самых распространенных
упаковок для мороженого. И в подавляющем
большинстве машин борьба «льда и пламени»,
которые здесь сошлись в самом прямом смысле,
сильно осложняет жизнь производителям
техники и, особенно, ее потребителям.
Да, прямого воздействия тепла в машинах
«флоу-пак» на упаковываемое мороженое
нет. Но есть косвенный нагрев продукта
от горячих роликов, образующих продольный
шов пакета и в зоне поперечной сварки.
В машинах «флоу-пак» обычного построения
избежать косвенного нагрева не удается,
его можно только уменьшить.
Первый и, относительно, самый простой
способ снижения негативного влияния тепла
на упаковываемое мороженое - это повышение
производительности упаковочных машин,
тогда время воздействия тепла сводится
к минимуму. При этом может страдать качество
(прочность) швов, но обычно для мороженого
особо прочные швы и не требуются.
В 70-80-х гг. отечественное, да и многое
иностранное, оборудование не достигало
такой производительности, при которой
влиянием косвенного нагрева можно было
бы пренебречь. И тут включались в дело
рационализаторы хладокомбинатов и фабрик
мороженого. Кое-кто отключал нагрев продольных
роликов, тогда продольного шва, как такового,
не было, а выпадению мороженого из упаковки
препятствовали широкий нахлест продольного
и наличие поперечных швов, получаемых
обычным способом. Конечно, в этом случае
даже заикаться о герметичности упаковки
не стоит. Еще дальше пошли рационализаторы
одного московского предприятия по выпуску
мороженого. Они вообще отказались от нагрева.
За счет особой формы насечек сварочных
(теперь уже – условно) элементов и особой
заточки резательного ножа они достигали
сцепления упаковочного материала в местах
швов. В качестве упаковочного материала
стал использоваться подпергамент. Те,
кто видел такую упаковку, согласятся -
она держалась, пока ее не трогали.
Приведенные выше действия рационализаторов,
наводят на другие варианты адаптации упаковочных
машин для мороженого.
Можно совсем отказаться от продольного
шва и роликов протяжки. В этом случае
рукав, с помещенным в нем мороженым, протягивать
двумя транспортерами, подобно тому, как
некогда это осуществлялось на старом советском
автомате АЗС-1, исключив проварку роликом
6. (Рис.1)
Кроме того, весьма перспективным, в целях
исключения теплового воздействия на продукт,
видится использование на машинах для изготовления
упаковки типа «флоу-пак» материалов холодной
сварки или материалов с низкой температурой
сваривания. Об этих материалах и особенностях
их применения мы уже писали (Пакет №2,
2004 г.). Правда, в таком случае, увеличится
себестоимость упаковки, а значит и розничная
цена на продукт.
Если машина, изготавливающая упаковки
типа «флоу-пак», поставляется от производителя
в составе линии для производства мороженого,
то она, конечно, адаптирована к его производству.
Достаточно распространенный способ адаптации
машин - установка приспособлений, охлаждающих
упаковки сразу за зоной воздействия на
них тепла. На некоторых машинах, непосредственно
за зонами сварки, устанавливают специальные
охлаждающие блоки, в каналах которых циркулирует
холодная вода. Тем самым мороженое, подвергшееся
кратковременному косвенному нагреву, быстро
охлаждается. Это второй способ уменьшения
влияния косвенного нагрева на мороженое.
Но при аварийной остановке машины никакие
охлаждающие блоки не спасут от порчи продукта
и упаковочного материала. А растаявшая
масса мороженого растечется так, что машина
остановится на долгую чистку.
Отсюда, третий и, видимо, главный способ
избежать негативного воздействия тепла
на продукт - надежность упаковочной машины.
Рис.
1. Технологическая схема автомата АЗС-1:
1 - конвейер подачи предметов; 2 и 3 -
ролики размотки рулона; 4 - ролик натяжной;
5 - рукавообразрователь, 6 - ролик сварки
(внахлест) продольного шва; 7 и 8 - конвейеры
протягивания рукава; 9 и 10 - роторы поперечной
сварки и обрезки; 11 - отводящий конвейер
Снова о «классике»
В
отличие от эскимо, два «классических»
варианта нашего мороженого успешно пережили
все перемены в стране и сохранились, внешне
не изменившись. Речь идет о мороженом
в вафельном стаканчике и мороженом «брикет»
с двумя вафлями.
Формование брикета интересно тем, что,
пожалуй, это единственный способ конечной
обработки сладкого продукта, когда фасование,
формование и упаковывание продукта производится
одновременно. Подчеркнем, что в этой статье
мы не рассматриваем способы наполнения
массой мороженого готовых или получаемых
отдельно емкостей.
Способ, которым получают брикет мороженого,
например, на автомате ОАМ, по технологии
похож на упаковывание отдельных предметов
в формируемую пачку.
Пачка, в которую укладывается вафля,
формируется с помощью пуансона и матрицы
из подпергамента, затем она заполняется
массой продукта, вкладывается вторая вафля,
подгибаются края упаковочного материала.
Вместо сварки производится подпрессовывание
пачки. После закалки мороженого, края
упаковки уже не могут развернуться произвольно.
Мороженое в стаканчиках можно упаковывать
на машинах для изготовления упаковки «флоу-пак»,
только не на серийных, а на доработанных
под такой продукт. Наиболее приемлемо
же, на взгляд автора, для мороженого,
форма которого значительно отличается
от параллелепипеда, применение машин не
с традиционной верхней подачей упаковочного
материала, а с нижней. У нас в стране
выпускается только одна такая машина:
«Линепак 2000» предприятия «Таурас-Феникс»
(г. Санкт-Петербург). На некоторых моделях
машин этого предприятия применены такие
технические решения, которые, несомненно,
будут способствовать улучшению упаковывания
многих продуктов, в том числе и мороженого.
Но, в принципе, при некоторой доработке,
для упаковывания мороженого можно использовать
машины практически всех производителей
нашей страны.
|