Упакованные
данные
Эксклюзивная и подарочная упаковка
CD и DVD являются
специфической продукцией. Сами являясь
«упаковкой» для информации, они
требуют особенно бережного отношения
к себе, чтобы избежать возможных
механических повреждений во время
транспортировки и складирования. |
Михал Дерлинськи
|
|
CD-shape
(фигурные диски) - пример оптических
носителей информации нетипичной формы |
История
CD насчитывает уже почти четыре десятилетия.
В начале семидесятых годов прошлого века
конструкторы Philips разработали запись
на диск с оптическим воспроизведением. Любопытно,
что практически одновременно подобное решение
нашла и фирма Sony. Только ее диски имели
несколько больший диаметр - около 30 см
- и были рассчитаны на 2,5 часа записи.
В 1979 г. между этими фирмами было подписано
соглашение об обмене патентами и ведении
совместных исследований в области развития
высоких технологий, а в 1983 г. в продаже
появились первые проигрыватели CD.
Один из крупнейших мировых производителей
«блестящих дисков» - компания Technicolor
- имеет свой филиал и в Польше. Ежегодно
с ее линий сходит около 1,7 млрд DVD и
более 175 млн CD, в том числе и для таких
клиентов, как Microsoft, Electronic Arts,
Atari, Disney, DreamWorks, Universal и
Paramount. Кроме того, на внутреннем рынке
Польши в этой сфере работают еще два крупных
производителя - GM Records и Takt, а также
несколько небольших фирм. Все они используют
аналогичные технологии изготовления дисков
и записи информации на них. Одновременно
с записью фирмы предлагают печать на дисках
и их комплексную подготовку к распространению
через сеть отделений по реализации. Упаковка
дисков производится на автоматических
и полуавтоматических линиях либо вручную.
Формы и запахи
Кроме
стандартных круглых дисков, то есть таких,
которые все мы знаем, выпускаются оптические
носители информации нетипичной формы.
Как пример можно назвать CD-shape, широко
известные как фигурные диски, и business
card CD, то есть в форме традиционной
визитки, которые, само собой разумеется,
выполняют и свою основную функцию.
«Для своих клиентов мы изготавливаем
диски в форме елочки, банки, автомобиля,
пачки сока», - рассказывает Б.Любаньски,
заведующий отделом продажи и маркетинга
GM Records. Ограничений, касающихся формы
носителя информации, в принципе не существует.
Однако не следует забывать о том, что
всегда должна существовать возможность
считывания данных через дисковод компьютера.
|
Диски
в форме визитки выполняют
и свою основную функцию |
Форма оптических носителей точно так
же привлекает внимание клиентов, как их
содержание и упаковка. Из обычного диска
может получиться изысканное и неординарное
изделие, которое будет представлять собой
привлекательный для клиента бонус или
рекламную визитку фирмы. CD типа business
card может быть изготовлены с золотой
металлизацией, тогда как обычные диски
металлизируют напылением с серебристым
оттенком.
Все диски можно дополнительно ароматизировать.
Например, фирма GM Records уже создает
для своих клиентов продукцию с запахом
яблока и корицы.
Авторизация
Прежде,
чем материал в виде фильма либо музыки
будет нанесен на диск, его обрабатывают,
и процесс этот носит название «авторизация»
(authoring). Бернард Любаньски так описывает
этот этап: «Первая фаза всего процесса
создания дисков начинается в студии с
авторизации, где материал, который должен
быть перенесен на диск, подготавливается
к дальнейшим этапам производства. Здесь
создаются языковые версии, музыкальная
аранжировка, анимационное меню и т. п.
Обработка материала прежде всего состоит
в приведении его в соответствие с объемом
диска, на который она будет помещена».
Цех штамповки DVD в компании
Technicolor
Мастеринг
|
|
|
Так
называемый «репейник» - популярный
в последнее время держатель для диска,
который легко крепится к любой плоской
поверхности
(в том числе обложке книги, журнала) |
Следующим
этапом производства является мастеринг (mastering),
то есть создание оригинальной эталонной
исходной матрицы, с помощью которой позднее
будут штамповаться все остальные носители.
Ее основа - диск диаметром 170 мм и толщиной
1,2 мм, изготовленный из специального стекла,
отличающегося большой сопротивляемостью
к изменению размеров при перепадах температуры.
Эта матрица является точной копией CD или
DVD.
Само считывание и перенесение данных
с исходного материала непосредственно
на оборудование - центральное звено процесса
создания матрицы. Оно происходит благодаря
специальному программному обеспечению.
С его помощью данные передаются на лазер,
который выжигает их на светочувствительной
эмульсии. После записи данных этот диск
химически обрабатывают с помощью гальванизации.
В итоге получается никелевая матрица,
которую отделяют от стеклянной - она и
составляет основу для дальнейших этапов
производства. Процесс на всех стадиях
сопровождается постоянным контролем качества:
проверяется, не содержат ли исходные диски
механических повреждений и других дефектов,
так как именно от мастеринга зависит качество
конечной продукции.
Помещения, в которых изготавливаются
оригинальные матрицы, можно по праву назвать
лабораториями, ведь они отвечают нормам
и требованиям высшей категории, сравнимым
лишь с теми, которые применяются при производстве
микропроцессоров и лекарств.
Штамповка
После
мастеринга наступает очередь штамповки.
Она производится на высокоэффективных
и очень точных специальных термопластавтоматах.
Матрицу вкладывают в форму, а в штамповочный
аппарат всыпается полиуглерод в виде гранулята.
Под действием высоких температур он трансформируется
в жидкость, которая под высоким давлением
впрыскивается в форму - таким образом
возникает субстрат диска. На дальнейшем
этапе носитель лакируется и склеивается
из двух половинок. По завершении штамповки
на диск методом вакуумной металлизации
наносится слой алюминия, а после - защитный
лак, предотвращающий окисление. Для верификации
возможных ошибок и микродефектов диски
постоянно подвергают сканированию. Бракованные
диски автоматически изымаются из дальнейшего
процесса. О производительности оборудования
для создания цифровых носителей говорит
тот факт, что на изготовление одного диска
уходит не более 3 секунд.
Печать на носителе
информации
Наиболее
часто используются для печати на дисках
трафаретный и офсетный способы с применением
УФ-отверждаемых красок. На GM Records
печать производится на оборудовании компаний
Kammann, AutoTec и Metronic. При офсетной
печати на первой фазе сначала накладывается
белая основа («грунтовка»), служащая фоном
для собственно печати в 4 краски (CMYK).
Таким образом получают печать исключительного
качества. Офсетная печать на дисках осуществляется
с линиатурой около 175–2000 lpi (линий
на дюйм), что делает возможным достоверную
передачу фотографических изображений.
Стандартом при трафаретной печати является
линиатура в 110 lpi. GM Records единственная
из немногих использует более высокую линиатуру
- 133 lpi. «С этой точки зрения мы наиболее
конкурентоспособны. При печати на поверхности
дисков мы используем четыре основных цвета
системы CMYK, также у нас есть дополнительная
секция для нанесения белой кроющей. Кроме
этого, по желанию клиента, мы выполняем
печать по цветовой системе Pantone», -
рассказывает Б. Любаньски. Перед последним
этапом производства - упаковкой - оптические
носители информации проходят последнюю
проверку эксплуатационной пригодности
на разных воспроизводящих устройствах
и в компьютерных дисководах.
Упаковка
Для
упаковывания дисков фирмы-изготовители
чаще всего используют конверты и коробочки,
производимые сторонними предприятиями.
Очень немногие производят их самостоятельно
- в основном это картонные конверты, на
которых, используя собственный парк оборудования,
фирмы делают печать и упаковывают в пленку.
Крупнейшие производители дисков имеют
собственные упаковочные отделы с автоматическими
и полуавтоматическими линиями либо линиями
ручной упаковки. По словам Д. Жакоб, директора
по маркетингу Technicolor Home Entertainment
Services в Европе, более 20 производителей
поставляют им упаковки для CD и DVD. Выбор
соответствующей упаковки тесно связан
с потребностями клиентов и почти в каждом
случае осуществляется индивидуально.
Стандартные варианты
Хотя
гамма доступных на рынке разновидностей
упаковок, форм и образцов является необычайно
широкой, чаще всего выбирают традиционные
варианты. «Мы используем самые разнообразные
упаковки, но они всегда находятся в рамках
стандартов. На нашем рынке мало новшеств»,
- говорит М. Ярловска из фирмы Takt и
добавляет: «Большую часть продукции мы
упаковываем в картонные конверты, DVD-box,
jewel box, а часть упаковывается в digi-pack.
Поставщики коробок у нас есть в Евросоюзе,
но конверты мы печатаем сами». Чтобы описать
все имеющиеся на рынке способы упаковки
дисков, нужно посвятить этому отдельную
статью, так как существуют еще и транспортные
упаковки, кассеты, сумочки, пакеты и чемоданы
для диджеев, подставки для дисков типа
CD-R и DVD-R (болванок), которые в этом
тексте обойдены вниманием. Сейчас мы лишь
делаем набросок, ограничиваясь теми упаковками,
к которым чаще всего прибегают фирмы,
производящие диски.
На рынке доступны как бумажные или картонные,
так и пластиковые конверты. Первые чаще
всего можно увидеть в двух вариантах:
«сплошном» и с «окошком», то есть прозрачной
вставкой из полимерной пленки, которая
иногда вырезается в форме логотипа. Появляются
и картонные «книжки» для одного или двух
дисков. Обычно они снабжены застежкой,
хотя это не обязательно. Диски в бумажных
конвертах приобрели популярность как приложение
к газетам, журналам и книгам (к примеру,
электронные версии словарей, вклеенные
на последней странице) либо в качестве
рекламы.
Коробка типа jewel box - это один из
наиболее популярных вариантов упаковки
CD. Она изготавливается из полимерного
материала, чаще всего бесцветная, с черным
основанием (tray), или цветная. Дно снабжено
держателем, который предохраняет диск
от смещения и повреждения. Иногда встречаются
держатели из пенки, они не вызывают растрескивания
и сгибания дисков. Коробка типа jewel
box может быть рассчитана на один или
несколько (до 8) дисков. Она позволяет
разместить внутри этикетки и буклеты (содержащие
тексты песен, анонсы фильмов либо - в
случае компьютерных программ - инструкцию
по применению). Миниверсия такой коробки
используется для хранения CD-визиток.
Существует и версия slim (то есть тонкая
- вдвое тоньше стандартной), которая с
одной стороны позволяет экономно использовать
пространство для хранения дисков, а с
другой - является менее узнаваемой для
пользователя, так как на ее торце нет
возможности разместить название (как известно,
диски обычно расставляют на полках именно
вертикально).
|
|
Digi-pack
с двойным клапаном и двусторонней
печатью.
Упаковка дополнительно снабжена
картонным футляром |
Для упаковки DVD чаще используется DVD-box,
отличающийся от jewel box как большим
размером, так и материалом - это более
мягкая разновидность пластика. Digi-pack
- это соединение пластикового основания,
картонной «обложки» и одного и более клапанов,
что увеличивает поверхность для размещения
текстов, информации, фотографий. Есть
варианты размещения основания на боковом
клапане либо посередине. Картонная часть
упаковки позволяет осуществлять двустороннюю
запечатку, таким образом улучшая коммуникацию
с конечным потребителем.
Нестандартные решения
Рынок
упаковки CD и DVD заполнен всевозможными
разновидностями коробок из пластиков,
металла и картона самых разных конфигураций.
Изготавливают их по случаю какого-то события
(например, к мировому чемпионату по футболу
- кожаный черно-белый дополнительный футляр,
напоминающий футбольный мяч), либо как
способ выделиться на прилавке (пластиковая
коробка с тиснением или блестящая алюминиевая).
Такие нестандартные упаковки исполняются
преимущественно под конкретный заказ.
Д. Жакоб из Technicolor вспоминает, что
встречаются клиенты, желающие заказать
упаковку для дисков даже из древесины.
Ограничений здесь практически не существует.
С целью усиления визуального воздействия
и дополнительного предохранения дисков
каждую разновидность упаковок CD и DVD
можно снабдить дополнительным футляром,
а это очередная возможность проявить себя
для разработчиков и дизайнеров. Здесь
находят применение разнообразнейшие материалы:
картон, металл (обычно алюминий), текстиль
и даже упомянутая выше кожа.
|