Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №3 (11), июнь 1998


Валерий Валуйский, эксперт компании SoftUnion

Аналоговая цветопроба:
офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка?

— Это он? — спросил Иа, очень удивленный.
Пятачок кивнул.
— Мой подарок?
Пятачок снова кивнул.
— Шарик?
— Да.
— Спасибо, Пятачок, — сказал Иа. — Извини, пожалуйста, — продолжал он, — но я хотел бы спросить, какого цвета он был, когда… когда он был шариком?
— Красного.
«Подумать только! Красного… Мой любимый цвет», — пробормотал Иа-Иа про себя.

А. А. Милн
Винни-Пух и все-все-все

Цветопробный оттиск — это тот документ, который дает право требовать от типографии нужного цвета. Какой способ получения цветопроб пригоден и экономически оправдан в каждом конкретном случае? Чем отличаются различные системы изготовления цветопроб с фотоформ?

Одно из наиболее динамично развивающихся направлений современной полиграфии — технология получения цветопробных отпечатков. Одна из причин такого бурного развития в том, что несколько лет назад произошло полное разделение издательских и типографских процессов. Раньше, когда все производство велось в стенах типографии, не было необходимости специально заниматься вопросами цветопробы. Все крупные и средние типографии имели в своем арсенале пробопечатный станок, на котором печатали пробные оттиски иллюстраций. Однако в последующем допечатная подготовка полностью «переехала» в издательства: в типографии стали передавать комплекты цветоделенных пленок. В связи с этим возникла целая серия проблем. Типографии после такого разделения перестали принимать претензии к качеству продукции, и начались бесконечные споры по поводу того, кто виноват (типография уверяет, что принесли плохие пленки, издательство считает, что пленки классные, а вот печать хромает и т. д.) В связи с этим издательствам стало необходимо еще до сдачи материалов в типографию иметь возможность убедиться в том, что допечатный процесс прошел нормально. Кроме того, издательства должны были что-то предоставлять типографии в доказательство того, что допечатный процесс в норме. Это «что-то» в дальнейшем должно было дать возможность издательству требовать нужную цветопередачу, а для типографии являлось бы гарантией от необоснованных претензий. Единственный способ решить эти проблемы — изготовить цветопробный оттиск и пользоваться им как документом.

О технологии получения цветопроб в последнее время много написано и сказано, однако мы эту тему рассмотрим под несколько другим углом зрения.

Роль и место цветопробы в современном издательском процессе

Несмотря на то, что задача цветопробного оттиска только что была рассмотрена, ее необходимо несколько конкретизировать. Цветопроба является инструментом визуальной оценки ожидаемых результатов печати. Правильно выбранная технология изготовления цветопробы позволяет получить отпечаток, который мог бы являться документом, гарантирующим получение качественного тиражного отпечатка (естественно, при соблюдении всех необходимых условий по тиражированию).

Существует несколько видов цветопроб, которые можно условно свести к основным трем. Первый вид — так называемая оценочная цветопроба, она предназначается для приблизительного контроля цветов на узнаваемость. Здесь достаточно убедиться, что синий цвет будет примерно синим, красный — примерно красным, а желтый точно будет не зеленым и т. д. В качестве оборудования для получения подобных цветопроб могут использоваться недорогие и средней стоимости цветные принтеры, работающие на самых разных принципах: струйные, на твердых чернилах, сублимационные и др.

Второй вид цветопроб — это подписные цветопробы, использующиеся для представления заказчику или редактору в качестве утверждаемого документа. Некоторые цветопробы этого вида могут использоваться и в качестве цветопробных оттисков для передачи в типографию. В данном случае требования к соответствию результатов на цветопробе конечным результатам в печатном оттиске являются намного более жесткими, нежели в предыдущем случае. Здесь уже важно иметь возможность различать нюансы цветовых оттенков, и что весьма важно, цветопроба этого типа не должна передавать изображения, которые невозможно воспроизвести обычной триадной печатью.*

В качестве оборудования для получения такого рода цветопроб могут использоваться либо дорогие специализированные цифровые устройства, либо так называемые аналоговые системы, в которых цветопробу получают с готовых фотоформ. Использование цифровых систем наиболее привлекательно, так как цветопробу можно получить до вывода фотоформ, а также благодаря меньшей себестоимости оттиска и простоте эксплуатации принтера (нажмешь на кнопку — получишь результат). Однако практически всем системам цифровой цветопробы присущи следующие существенные недостатки:

  • разрешающая способность принтеров не соответствует разрешающей способности получаемых фотоформ, с которых в дальнейшем экспонируют печатные формы;
  • метод растрирования изображения отличается от метода, применяемого в растровых процессорах фотонаборных автоматов;
  • пигменты, применяемые в принтере, существенно отличаются от пигментов в печатной краске;
  • способ закрепления пигментов принтера на бумаге отличается от способа закрепления печатных красок;
  • замеряемые оптические плотности каждого цвета пигментов принтера во многом отличаются от оптических плотностей печатных красок в силу их разной кроющей способности. Например, при работе с сухими пигментами плашки могут «разбавляться» отраженным от бумаги белым светом из-за неплотного прилегания одной частички пигмента к другой. А при струйной печати недостаточное количество краски также может привести к «разбавлению» насыщенности из-за разного впитывания бумаги;
  • неопределенность с величиной растискивания (в особенности у струйных принтеров) может быть очень значительной и во многом зависящей как от бумаги, так и от условий нанесения пигментов;
  • невозможность или большая сложность регулировки (увеличения или уменьшения подачи пигментов).

Из вышеизложенного понятно, что использовать цифровые цветопробы для получения хороших подписных документов довольно затруднительно, хотя некоторые дорогие системы типа Iris Realist, Kodak 9000, 3M Rainbow приняты за рубежом в качестве подписных цветопроб, в первую очередь благодаря развитым системам настройки и калибровки. Кроме того, существуют и другие исключения. Подробнее см. авторскую справку «Продвинутые» варианты цифровых цветопробных устройств.

Авторская справка

«Продвинутые» варианты цифровых цветопробных устройств

Справедливости ради стоит отметить, что ситуация с цифровыми цветопробами постепенно меняется. В последнее время некоторые производители RIP'ов (например, фирма Harlequin) предоставляют для них дополнительные модули (plug-in), позволяющие делать вывод как на фотоформу, так и на цветной принтер, правда, на сегодняшний день список этих принтеров невелик. Такая технология позволяет исключить различия растровых процессоров при раздельном выводе цветопробы и комплекта цветоделенных фотоформ.

Кроме того, появились цифровые устройства, позволяющие получать цветопробы высокого разрешения с использованием красителей для аналоговых цветопроб. Можно отметить новейшие модели цифровых цветопроб фирм Polaroid (PolaProof) и Imation (LaserProof), которые позволяют выводить изображение с разрешением до 2540 dpi на формате А2, используя те же пигменты, которые применяются в аналоговых системах (в данном случае Imation MatchPrint). Аналогичные системы существуют и у других ведущих производителей цветопробного оборудования.

Третий и наиболее точный вид цветопроб — полноценные цветопробы. Они дают практически полное совпадение с конечным оттиском и могут использоваться операторами печатных машин в качестве контрольного инструмента в технологическом процессе. Единственный тип оборудования, который может использоваться в этом случае — пробопечатные станки. Цветопробный оттиск получают с тиражных печатных форм, тиражными красками и на той же бумаге, которая будет в тираже. Несмотря на самую лучшую передачу результатов, у пробопечатных станков есть и ряд существенных недостатков:

  • более длинный и неудобный технологический процесс и высокая стоимость цветопробы за счет изготовления печатных форм (рис. 1);
  • сам станок, как правило, достаточно дорог и некомпактен, что делает его использование в большинстве издательств, дизайн-студий и рекламных агентств весьма проблематичным. К тому же это, по сути дела, упрощенная печатная машина, и нахождение ее в офисе издательства автоматически превращает его в производственное помещение;
  • он все же с абсолютной точностью не имитирует особенности конкретной печатной машины (например, разную степень растискивания на разных печатных секциях).

Рис. 1. Схема получения цветопробы на аналоговом цветопробном устройстве (слева) и на пробопечатном станке (справа)

Применение таких устройств оправдано только в больших типографиях, нацеленных на производство высококачественной продукции. Так как все-таки значительное число организаций, зарабатывающих свой хлеб издательским делом и полиграфией и стремящихся повысить качество выпускаемой продукции, относятся к другой категории, то у них резонно встает вопрос: каким образом получить более или менее полноценную цветопробу без применения пробопечатного станка?

В этом случае придется применять лучшие варианты подписных цветопроб. Какие из них лучше, ответить сложно, однако почти однозначно можно сказать, что по степени приближения к полноценной цветопробе выделяются так называемые аналоговые цветопробы, получаемые с цветоделенных фотоформ, поскольку они могут имитировать растровую структуру оттиска и в них уже учтены все нелинейные процессы вывода фотоформ. Соответственно, наиболее подробно в статье будут рассмотрены аналоговые цветопробные системы.


* Некоторые цветные печатающие устройства позволяют получать весьма насыщенные и яркие оттиски, однако подобной насыщенности нельзя добиться при традиционной офсетной печати.

Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка?
Cтраница 1