International Version |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Методы преодоления недостатков Производители, конечно же, понимают все вышеперечисленные недочеты и, конкурируя между собой, пытаются их преодолеть, чтобы завоевать симпатию потребителей. Итак, все по порядку. Для снижения различий в цвете пигментов и красок все производители нормируют свои пигменты по какому-либо стандарту (Euroscale, SWOP) и делают цветопробу калибруемой. Для этих целей разрабатываются специальные калибровочные шкалы, с помощью которых для каждого цвета подбирается оптимальное время экспонирования в копировальной раме. Изменением этого времени можно незначительно варьировать количество перенесенного пигмента и, соответственно, цвет полученного изображения. Зачастую для каждой новой партии пигментов требуется проведение новой калибровки. Учет растискивания осуществляется следующим образом. Как известно, на величину растискивания влияют три фактора: подтравливание формы при экспонировании в копировальной раме (уменьшение размеров растровой точки), растекание краски на бумаге (увеличение) и визуальный эффект увеличения оптической плотности от рассеяния и поглощения света на поверхности бумаги и в слое краски. На цветопробе имитация растискивания может происходить также тремя способами:
Рис. 4. Упрощенная схема оптического растискивания Проблема воспроизведения цвета бумаги большинством фирм решается достаточно просто: изготавливаются несколько видов основ, которые, по мнению производителя, передают характеристики основных типов используемых бумаг. В большинстве случаев такой подход вполне оправдан, достаточно прост и нетрудоемок, а результат достаточно близок к реальному. Для придания изображению на цветопробе глянцевого или матового оттенка применяются соответствующие защитные покрытия, наносимые на полученный оттиск. Но все-таки в тех случаях, когда тип используемой бумаги сильно влияет на цветопередачу, появляется желание увидеть пробу на тиражной бумаге до подписания макета в печать. В большинстве цветопробных систем получение таких оттисков является делом хоть и трудоемким, но возможным. Производителями данная проблема решается с помощью специальных транспортных пленок (так называемых transfersheet) двумя путями.
Рис. 5. Получение цветопробы на тиражной бумаге Ограничение по числу красителей в чистом виде недостатком считать нельзя, поскольку в большинстве печатных изданий больше четырех красок и не нужно, иногда бывает необходимо имитировать золото или серебро (излюбленный прием при дизайне этикеток и упаковок), либо плашечные цвета, чаще всего для точной цветопередачи логотипа фирмы на рекламе. Поэтому производители потихоньку разрабатывают и увеличивают номенклатуру дополнительных красок, как правило, соответствующих системе PANTONE. У каждого производителя фигурирует свой, основанный на его понятиях о целесообразности набор красок, хотя он всегда содержит красный, зеленый, синий, коричневый, золотой и серебряный. У некоторых производителей (например, опять же у Imation) существует программа разработки дополнительных красок под требования конкретного заказчика, но здесь ориентируются на крупных потребителей с определенными объемами запросов. С увеличением объемов печатной продукции класса Hi-Fi (цветоделение более чем на четыре краски) увеличиваются и наборы необходимых красителей (в частности, красители для Hexachrome предлагают несколько производителей). Среди систем, работающих с такого рода красителями, стоит отметить прежде всего «мокрые» цветопробы фирм AGFA и Imation. Вопрос с разрешающей способностью в большинстве случаев решается несложно. Несмотря на многообещающие цифры, почерпнутые из рекламных проспектов производителей фотонаборных автоматов, о возможности вывода с линиатурой в 300, 400 л/дюйм и более, реальная линиатура для цветной репродукции в 90 случаях из 100 составляет 150 л/дюйм, иногда 175, ну 200, но, как правило, не больше (я исключаю стохастику). Пигменты в цветопробах имеют свою «зернистость», то есть минимальный размер точки, меньше которого она (точка) не воспроизводится. Соответственно, ограничена и разрешающая способность фотоформ. Большинство устройств «сухого» типа позволяет воспроизводить изображения с фотоформ линиатурой до 150 л/дюйм, «мокрые» же могут 175 и выше. В данном случае каждому потенциальному покупателю рекомендуется ориентироваться на те линиатуры, которые он собирается воспроизводить. В последнее время, с ростом использования стохастического растрирования, появилась насущная потребность в воспроизведении на цветопробных оттисках высоколиниатурных изображений. На это немедленно откликнулись такие компании, как Imation, Kodak и некоторые другие, начавшие предлагать соответствующий ассортимент расходных материалов. На вопрос, какой тип цветопробы использовать для стохастического растрирования, однозначно ответить нельзя: все зависит от вида такого растрирования. Для высоколиниатурной стохастики необходимо использовать «мокрые» процессы. Проблема имитации структуры поверхности решена хуже всего. Частично она решается получением цветопробного оттиска на тиражной бумаге, но это далеко не всегда возможно, прежде всего из-за ограничений по толщине материала, пропускаемого через ламинатор, и по регулировке температуры валиков. Иногда необходима раздельная установка температуры верхнего и нижнего валиков, как, например, это реализовано в ламинаторах фирмы HBL. Однако некоторые материалы (например, полимерные) ламинировать вообще невозможно. Все вышеперечисленное указывает прежде всего на то, что критическим при выборе цветопробы является не столько само оборудование, сколько применяемая технология и выбор расходных материалов. Вполне возможно, что те, кому необходимы цветопробные оттиски, максимально соответствующие результатам печати, вполне смогут осуществить свою мечту с помощью систем аналоговой цветопробы, несмотря на все их ограничения.
|