Go to
International Version

Kursiv banner
Журнал «Курсив»:

О журнале «Курсив»

Читальный зал
Избранные статьи

Содержание
всех номеров


График выхода

Подписка
Здесь и сейчас!

Распространение
Где купить…


Семинар «Курсив»:

Авторам и рекламодателям:

Будущему автору

Реклама
Условия и цены

Перепечатка
Статей и материалов


©1998-2000 Kursiv

Издательство
«Флексо Плюс»
«Пакет»
«ГАРТ»
Excourse
«Курсив« №3 (11), июнь 1998


Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка?
Cтраница 3

Методы преодоления недостатков

Производители, конечно же, понимают все вышеперечисленные недочеты и, конкурируя между собой, пытаются их преодолеть, чтобы завоевать симпатию потребителей. Итак, все по порядку.

Для снижения различий в цвете пигментов и красок все производители нормируют свои пигменты по какому-либо стандарту (Euroscale, SWOP) и делают цветопробу калибруемой. Для этих целей разрабатываются специальные калибровочные шкалы, с помощью которых для каждого цвета подбирается оптимальное время экспонирования в копировальной раме. Изменением этого времени можно незначительно варьировать количество перенесенного пигмента и, соответственно, цвет полученного изображения. Зачастую для каждой новой партии пигментов требуется проведение новой калибровки.

Учет растискивания осуществляется следующим образом. Как известно, на величину растискивания влияют три фактора: подтравливание формы при экспонировании в копировальной раме (уменьшение размеров растровой точки), растекание краски на бумаге (увеличение) и визуальный эффект увеличения оптической плотности от рассеяния и поглощения света на поверхности бумаги и в слое краски. На цветопробе имитация растискивания может происходить также тремя способами:

  • Используются пигменты различной толщины. Так как падающий на цветопробный оттиск световой поток не является вертикальным, то и отражаться свет будет под наклоном к поверхности оттиска. При этом он будет поглощаться краской и там, где слой краски лежит на бумаге, и вблизи него (рис. 4). Естественно, чем толще слой, тем больше величина поглощения и тем больше показатель растискивания. За счет поглощения в окружающей зоне создается оптический эффект, при котором площадь видимой растровой точки больше, чем реальной. Чем толще используемый пигментный слой, тем сильнее будет проявляться этот эффект. Подобный прием использует большинство производителей цветопробных систем. Наиболее широким выбором и гибкостью при имитации растискивания (от 13 до 24%) обладают «мокрые» системы Matchprint фирмы Imation;
  • Вторым способом, который можно применять для варьирования (в данном случае уменьшения) значений растискивания, является эффект боковой засветки печатающих элементов при увеличении времени экспонирования, который уменьшает их размеры. Большим недостатком данного способа является «выбивание» растровых точек в высоких светах (2–6%);
  • Еще одним способом имитации растискивания является использование основ с разной адгезионной способностью. Изменение растискивания происходит за счет затруднения (или облегчения) отделения частиц пигмента в местах частичного экспонирования (на границе между отэкспонированными и неотэкспонированными участками). Частичное экспонирование происходит в местах, где свет рассеивается в слоях фотоформы и пигмента. Среди известных систем таким образом работает цветопробное устройство фирмы AGFA, основанное на «мокрой» технологии AgfaProof.

Рис. 4. Упрощенная схема оптического растискивания

Проблема воспроизведения цвета бумаги большинством фирм решается достаточно просто: изготавливаются несколько видов основ, которые, по мнению производителя, передают характеристики основных типов используемых бумаг. В большинстве случаев такой подход вполне оправдан, достаточно прост и нетрудоемок, а результат достаточно близок к реальному. Для придания изображению на цветопробе глянцевого или матового оттенка применяются соответствующие защитные покрытия, наносимые на полученный оттиск. Но все-таки в тех случаях, когда тип используемой бумаги сильно влияет на цветопередачу, появляется желание увидеть пробу на тиражной бумаге до подписания макета в печать. В большинстве цветопробных систем получение таких оттисков является делом хоть и трудоемким, но возможным. Производителями данная проблема решается с помощью специальных транспортных пленок (так называемых transfersheet) двумя путями.

  • В первом случае используются две транспортные пленки: одна — в качестве временной основы, другая — в качестве защитного покрытия. Для получения оттиска на тиражной бумаге сначала на транспортный лист, как правило, состоящий из полиэстровой основы и адгезионного слоя, наносится цветопроба. Процесс такой же, как и при получении оттиска на обычной основе. В конце все ламинируется защитным листом, состоящим из той же полиэстровой основы и непосредственно защитного слоя (рис. 5). Далее выполняется отслоение полиэстровой основы транспортного листа; полученное изображение адгезионным слоем накладывается на тиражную бумагу и пропускается через ламинатор. После ламинирования с защитного листа удаляется полиэстровая основа, и цветопроба на тиражной бумаге готова. Примерно таким способом можно получить оттиск, например, в системе Imation MatchPrint.
  • Второй, более простой способ использует только один транспортный лист, состоящий тоже из двух слоев: полиэстровой основы и адгезионного слоя. В данном случае транспортный лист наносится сразу на тиражную бумагу адгезионным слоем и ламинируется. Затем полиэстровая основа отслаивается, и тиражная бумага готова для получения цветопробного отпечатка, фактически сама становясь основой.

Рис. 5. Получение цветопробы на тиражной бумаге

Ограничение по числу красителей в чистом виде недостатком считать нельзя, поскольку в большинстве печатных изданий больше четырех красок и не нужно, иногда бывает необходимо имитировать золото или серебро (излюбленный прием при дизайне этикеток и упаковок), либо плашечные цвета, чаще всего для точной цветопередачи логотипа фирмы на рекламе. Поэтому производители потихоньку разрабатывают и увеличивают номенклатуру дополнительных красок, как правило, соответствующих системе PANTONE. У каждого производителя фигурирует свой, основанный на его понятиях о целесообразности набор красок, хотя он всегда содержит красный, зеленый, синий, коричневый, золотой и серебряный. У некоторых производителей (например, опять же у Imation) существует программа разработки дополнительных красок под требования конкретного заказчика, но здесь ориентируются на крупных потребителей с определенными объемами запросов. С увеличением объемов печатной продукции класса Hi-Fi (цветоделение более чем на четыре краски) увеличиваются и наборы необходимых красителей (в частности, красители для Hexachrome предлагают несколько производителей). Среди систем, работающих с такого рода красителями, стоит отметить прежде всего «мокрые» цветопробы фирм AGFA и Imation.

Вопрос с разрешающей способностью в большинстве случаев решается несложно. Несмотря на многообещающие цифры, почерпнутые из рекламных проспектов производителей фотонаборных автоматов, о возможности вывода с линиатурой в 300, 400 л/дюйм и более, реальная линиатура для цветной репродукции в 90 случаях из 100 составляет 150 л/дюйм, иногда 175, ну 200, но, как правило, не больше (я исключаю стохастику). Пигменты в цветопробах имеют свою «зернистость», то есть минимальный размер точки, меньше которого она (точка) не воспроизводится. Соответственно, ограничена и разрешающая способность фотоформ. Большинство устройств «сухого» типа позволяет воспроизводить изображения с фотоформ линиатурой до 150 л/дюйм, «мокрые» же могут 175 и выше. В данном случае каждому потенциальному покупателю рекомендуется ориентироваться на те линиатуры, которые он собирается воспроизводить. В последнее время, с ростом использования стохастического растрирования, появилась насущная потребность в воспроизведении на цветопробных оттисках высоколиниатурных изображений. На это немедленно откликнулись такие компании, как Imation, Kodak и некоторые другие, начавшие предлагать соответствующий ассортимент расходных материалов. На вопрос, какой тип цветопробы использовать для стохастического растрирования, однозначно ответить нельзя: все зависит от вида такого растрирования. Для высоколиниатурной стохастики необходимо использовать «мокрые» процессы.

Проблема имитации структуры поверхности решена хуже всего. Частично она решается получением цветопробного оттиска на тиражной бумаге, но это далеко не всегда возможно, прежде всего из-за ограничений по толщине материала, пропускаемого через ламинатор, и по регулировке температуры валиков. Иногда необходима раздельная установка температуры верхнего и нижнего валиков, как, например, это реализовано в ламинаторах фирмы HBL. Однако некоторые материалы (например, полимерные) ламинировать вообще невозможно.

Все вышеперечисленное указывает прежде всего на то, что критическим при выборе цветопробы является не столько само оборудование, сколько применяемая технология и выбор расходных материалов. Вполне возможно, что те, кому необходимы цветопробные оттиски, максимально соответствующие результатам печати, вполне смогут осуществить свою мечту с помощью систем аналоговой цветопробы, несмотря на все их ограничения.

Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка?
Cтраница 3