Практика
КАК ДОБИТЬСЯ «МЕТАЛЛИЧЕСКОГО» ЭФФЕКТА?

разные методы декорирования печатной продукции

До некоторых пор возможности полиграфии воспроизводить металлический блеск были ограничены. Но технологии активно развиваются, и сегодня существует уже несколько модных способов металлизации оттисков.

Книги с золоченым корешком выглядят на полке очень богато и выделяются среди других. Впрочем, золотить корешок - старая традиция
В жизни современного человека окружает очень много металлических изделий. Столовая и кухонная посуда, детали машин и механизмов, инструменты и многое другое. Более того, производители различной продукции специально используют покрытие никелем, хромом или особыми лаками, стремясь еще больше усилить металлический блеск - он очень хорошо «притягивает» покупателей.

Естественно и то, что продавцы хотят иметь рекламную продукцию, изображающую эти товары максимально реалистично. Но, как известно, обычная четырехкрасочная печать металлические эффекты воспроизводить не в состоянии. Вернее, она более или менее достоверно передаст то, что может современная фотография. На изображении будет видно, что предметы металлические, но их блеск «доработает» наше сознание, на оттиске его не будет. А значит, добиваться металлических эффектов на полиграфической продукции надо другими способами.

Отметим, что это направление полиграфии в настоящее время активно развивается и совершенствуется. Отчасти это можно связать с модой на «металлическое», отчасти с тем, что технология постепенно начинает справляться с этой, ранее невыполнимой, задачей. Все виды металлических эффектов на оттисках можно условно разделить на три большие группы, исходя из способов их получения:

Печатные способы. В этом случае металлических эффектов добиваются только за счет нанесения на оттиск специальных красок разными видами печати.

Нанесение покрытий. В этом случае металлический эффект получается за счет нанесения на оттиск тончайшего металлического слоя. Чаще всего для этого используется тиснение фольгой или напыление частиц металла тем или иным способом.

Использование металлизированных запечатываемых материалов. Для создания нужного эффекта используется материал, на который еще в процессе его изготовления нанесен металлизированный слой.

Опишем кратко возможности всех перечисленных способов.

Печать

Самый простой способ создания эффекта металлизации. В процессе печати, помимо обычных, используются и металлизированные краски. Наиболее распространены золотая (бронзовая) и серебряная. Эти краски наносятся самым обычным способом на печатной машине. Подходит практически любая технология печати.

Главное достоинство метода - простота и доступность. Правда, для успешного использования металлических красок совместно с обычными триадными необходима машина с пятью и более печатными секциями. В этом случае металлические цвета наносятся одновременно с остальными, и «металлизация» оттисков по себестоимости мало отличается от простой многокрасочной печати (разве что краски немного дороже). Если же число секций в печатной машине меньше, чем число накладываемых красок, то ситуация может намного усложниться. Например, для того, чтобы положить пятую краску на четырехкрасочной машине, потребуется дополнительная приладка, что заметно увеличит себестоимость производства и, как следствие, конечную цену продукции.

Представительская папка. Сдержанно и стильно: CMYK + Pantone + серебро
Наиболее простой и доступный способ оформления обложки для престижного и стильного буклета - запечатать его целиком серебряной краской
Для изготовления обложки этого буклета использован металлизированный картон. Он запечатан обычной желтой краской, что дало эффект золочения

Впрочем, такие способы получения металлических эффектов помимо основного достоинства - относительной доступности и простоты - обладают и недостатками, существенно ограничивающими область их применения:

В офсетной печати толщина красочного слоя невелика, а значит, и металлический блеск не столь заметен, как хотелось бы. Попытки усилить его приводят к тому, что становится сложно работать с отпечатанными оттисками, в частности, практически невозможно избавиться от перетискивания. Кроме того, толстый слой краски очень долго сохнет.

Металлизированные краски сами по себе сохнут заметно медленнее, чем обычные триадные, а потому срок изготовления продукции увеличивается. Более того, большие плашки металлических цветов чувствительны к малейшим физическим воздействиям (на них хорошо видны царапины), работать с таким оттисками очень сложно. Единственным разумным решением проблемы многие типографии считают лакирование оттиска в линию воднодисперсионным лаком. Это устраняет многие проблемы, но еще больше снижает металлический эффект.

Металлические краски очень чувствительны к используемым бумагам. По сути, более или менее приличный металлический эффект можно получить только на высокогладких мелованных бумагах. На шероховатых или бумагах с большими порами (непроклеенных) металлический эффект может потеряться, например, серебряная краска будет практически не отличима от серой (а золотая - от коричневой). Впрочем, и здесь есть выход: например, местное грунтование такой бумаги специальными красками, а потом просушка листов. Но следует учитывать, что это может удорожить процесс.

Вообще вопрос сочетания бумаги и металлических красок непростой, прежде, чем печатать что-либо металлическим красками на той или иной бумаге, надо выяснить у специалистов, возможно ли это в принципе.

«Цветной металлик». Часто требуются различные цветные металлические оттенки. Для этого комбинируют металлизированную и обычные триадные краски. Нельзя сказать, что это плохой способ. Определенного эффекта добиться можно. Проблема в том, что очень трудно заранее предсказать результат: что получится в тираже, узнаешь только после того, как он будет отпечатан. Дело в том, что получить какие-либо металлические оттенки можно, только если положить цветную краску на серебряную основу. То есть сначала положить серебряную плашку, а затем по ней печатать краской. Наоборот невозможно, поскольку металлические краски непрозрачные и никакого эффекта не будет. Но и здесь есть трудности. Поверх серебряной краски триадные ложатся хуже, чем на бумагу или друг на друга. При печати «по сырому» велика вероятность, что краска не ляжет на оттиск, а офсетное полотно начнет снимать металлическую краску с бумаги и накапливать ее в красочном аппарате. Для светлых красок (например желтой) это может быть губительным. Она очень быстро загрязнится серебряной и печатать ею будет уже невозможно.

Новая технология металлизации - «холодное» тиснение - позволяет получать «металлизированную» продукцию прямо на печатной машине при помощи специальной полиграфической фольги. Внешне результат практически не отличим от привычного горячего тиснения. Но в отличие от него нужного эффекта можно добиться и на обложке, и на внутренних страницах, что при использовании горячего тиснения сложно

Так что получение металлического блеска в этом случае - процесс непростой. Придется провести много экспериментов, подбирать разные режимы. В общем, надо узнать, захочет ли типография этим заниматься.

Впрочем, решением проблемы металлизированной многокрасочной печати активно занимаются. И недавно появилась новая технология - MetalFX, задача которой - обеспечивать различные металлические эффекты. Подробнее о ней в справке.

Усиление металлического эффекта. Естественно желание преодолеть все вышеперечисленные ограничения. Поскольку увеличить красочный слой нельзя, можно попытаться использовать не офсетную, а трафаретную печать. Слой будет намного толще, и металлический блеск станет сильнее. Еще большей выразительности вы добьетесь, если будете лакировать глянцевым УФ-лаком. Матовый лак, наоборот, может свести результат к нулю.

Растровая печать. Ранее уже говорилось, что металлический блеск при использовании специальных красок получается слабым, если только их не использовать как 100-процентные плашки. Можно сказать, никакого блеска вообще не будет заметно. Поэтому нельзя слегка «подсеребрить» бумагу. Например, если положить на бумагу 20-процентную серебряную плашку, то выглядеть она будет просто серой. Лишь в ряде случаев можно получить интересный, но слабый эффект «цветного металлика», положив, например, 50–60-процентную серебряную плашку на другую цветную плашку, лучше темную. Впрочем, для широкого использования он не подходит, так как эффект почти не заметен.

[ Справка ]

Где используется металлизация

Применять или нет «металлические» эффекты в полиграфии - решать дизайнеру. Однако в последнее время появились виды печатной продукции, где без них уже не обойтись. Так диктует рынок.

  • Этикетка, в первую очередь пивная. В настоящее время почти вся этикетка для престижных сортов пива выполняется либо на металлизированной бумаге, либо с использованием тиснения металлизированной фольгой. Дело в том, что потребитель выбирает пиво, во многом ориентируясь на этикетку. При этом руководствуются такими доводами: если дизайн похож на дизайн этикетки ведущих торговых марок, то скорее всего, и сама продукция ближе к ним по качеству.

  • Упаковка. Ситуация примерно та же. Упаковка определенных категорий товаров (дорогого алкоголя, конфет, косметики) уже немыслима без металлических эффектов. Чтобы продвигать продукт в определенную ценовую группу, хочешь-не хочешь, а упаковку придется изготавливать в соответствии с определенными требованиями.

  • Оформление мест продаж. Если надо изготовить, например, воблер или шелф-токер. и на нем есть изображение продвигаемого товара, то придется учитывать, присутствует ли в оформлении этого товара металл.

Что касается рекламной продукции, то тут, конечно, нет никаких «обязательных» условий, и каждый волен делать все по своему усмотрению. Однако все чаще попадаются представительские буклеты или годовые отчеты с металлизированной обложкой. Эта тенденция наблюдается и в дизайне календарей на 2006 г. (об этом мы уже писали): металл - хит нынешнего сезона. Видимо, так будет продолжаться и дальше. Вспомните и про обложки журналов, металлизация которых тоже очень популярна.

В общем, скоро не останется такого вида полиграфической продукции, где технологии металлизации не будут использоваться (разве что газеты).

[ Справка ]

Психология металлизации

В чем же причины растущей популярности «металлических» эффектов в полиграфии? Это связано с психологией. Такая печатная продукция:

  • ближе к окружающей действительности, в которой много металла, и воспринимается более естественной, так сказать, «продукцией из этой жизни»;

  • блестит, чем привлекает внимание. А не это ли требуется для рекламных проспектов и упаковки?

  • вопринимается как более престижная и дорогая (кажется, что изготовить такое сложнее). Как резултат - доверие к такой продукции выше;

  • получила широкое распространение не так давно и пока еще восприниматется как что-то новое и нестандартное;

  • просто модная.

По всей видимости, «металлическая» полиграфическая продукция будет все более распространенной. А потому надо хорошо понимать, как такого эффекта добиться наилучшим образом.

Еще одна технология металлизации, о которой надо рассказать, связана с использованием не красок, а лаков: глиттерных или с металлизированными пигментами.

На рынке появилось много специальных пигментов для добавления в лаки. Благодаря этому можно получить различные металлические эффекты, в том числе и цветные. Такие добавки выпускает компания Merck - мировой лидер в области металлизированных пигментов. Полученный эффект зависит от процентного соотношения расходных материалов. И прежде чем добиться желаемого результата, придется много экспериментировать. Более того, необходимо учитывать, что сами пигменты стоят недешево, а значит, их использование потребует дополнительных затрат. Но эта технология дает возможность получить эффекты, недостижимые другими способами, причем визуально настолько интересных, что порой стоимость отходит на второй план. В частности такое лакирование используется при изготовлении косметической упаковки.

Примеры использования сложных металлизированных материалов. Слева - обложка выполнена из картона, ламинированного дифракционной фольгой, запечатанной офсетной печатью с «белой подкладкой». Справа - закладка из специального металлизированного пластика с изображением, нанесенным методом репрографии (правда, эта технология к полиграфическим не относится) .

Аналогичная ситуация и с глиттерами, которые, по сути, также являются добавками в лак. Подобрав глиттеры с металлическим оттенками, можно легко добиться нужного результата. Но частицы самих глиттеров довольно большие, а значит, равномерного металлического блеска с их помощью получить не удастся, но зато возможны другие весьма интересные эффекты.

Нанесение покрытий

Эти способы специально разработаны для обеспечения максимально реалистичного металлического блеска. Полученные эффекты визуально намного более выигрышны, чем при исользовании печатных способов. Можно выделить три основных способа:

Тиснение фольгой (горячее тиснение) уже много лет применяется в полиграфии. Вся хитрость заключается в специальной фольге - многослойном материале, основу которого составляет полимер, на который наносятся другие слои. Поверх полимера наносится термоплавкий слой (ранее использовали природный воск, сейчас химические аналоги). На него напыляется тончайший слой металла, а затем термоплавкий клей. В процессе тиснения, которое проводится горячим штампом, воск быстро плавится, и слой металла вместе с термоклеем переходит на запечатываемый материал. Поскольку температура штампа высокая, то клей также плавится и прочно приклеивает слой металла к поверхности. Температура плавления клея несколько выше, чем у воска, поэтому он раньше схватывается, а воск позволяет легко отделить полимерную основу. В итоге на листе остается только тонкий слой металла, удерживаемый термоклеем.

Эта папка сделана из метализированного картона и декорирована офсетной печатью. Очень интересный эффект получается и при использовании блинтового тиснения
Интересное решение упаковки: сочетание металлизированного материала с металлизированными глиттерами в сюжете
Сейчас даже упаковка простой недорогой продукции не обходится без металлических эффектов

Упрощенно процесс тиснения фольгой выглядит именно так. Любопытно, что этот способ применяют уже много лет. Сколько точно, сказать не возьмемся, но похожая технология использовалась для тиснения на переплетных крышках еще в конце позапрошлого века.

Главное достоинство технологии - высокое качество металлического покрытия и хороший, реалистичный блеск. Пожалуй, именно таким путем достигается наилучший визуальный эффект. Другое достоинство - широкий ассортимент предлагаемых на рынке видов фольги. Можно выбрать как фольгу под белый металл, золото, алюминий, бронзу и т. д., так и любые цветовые вариации: синий, зеленый. Существуют гибридные, дифракционные, радужные и другие виды фольги. Каталоги можно найти в любой компании, которая занимается продажей этого материала.

Есть у этого способа и недостатки. Тиснение - это отдельная технологическая операция, требующая специального оборудования (тиснение фольгой в линию возможно только на узкорулонных этикеточных печатных машинах). А дополнительная операция, естественно, увеличивает себестоимость изделия. Более того, оборудование для тиснения по производительности медленнее печатной машины, и, как следствие, возрастает время изготовления. Кроме того, для работы по этой технологии требуется специальный штамп, обычно металлический, хотя для небольших площадей и невысоких тиражей можно использовать фотополимерный из твердого полимера. Штамп необходимо заказывать отдельно, а это тоже время и деньги.

Упаковка из металлизированных материалов. Вверху - картон, ламинированный полимером, внизу - картонные тубы с тиснением фольгой. В обоих случаях решения очень удачные

Еще одно ограничение технологии - это площадь: очень трудно покрыть всю площадь оттиска даже среднего формата (например А2) металлом. Мало того, что потребуется большой рулон фольги (что в принципе возможно, но дорого), нужен еще и пресс с большим усилием и умением поддерживать равномерность прогрева штампа большого размера. Если нагрев будет неравномерным (а при такой площади это очень вероятно), то в одном месте фольга припечется хорошо, в другом плохо, а в третьем может и перегореть. В результате вместо равномерного металлического слоя мы получим разные «металлические пятна» и участки подгоревшей фольги (следы «ожогов» хорошо заметны). Поэтому тиснение фольгой обычно используют там, где необходимо сделать «металлическим» сравнительно небольшое по площади изображение. Чаще всего, это текст или небольшой штриховой рисунок.

[ возвращаясь к теме ]

Еще один календарь

Этот календарь, к сожалению, попал к нам уже после того, как вышел первый номер журнала со статьей о календарных тенденциях 2006 г. Однако этой хороший образец и для этого номера - в нем тоже использованы «металлические» эффекты. Здесь и специальные металлизированные бумаги, и бумаги с мелким металлическим вкраплением, и печать металлизированными красками. А еще оригинальная вырубка, имитирующая игру света на драгоценных камнях - очень нестандартное дизайнерское решение (календарь был разработан для ювелирной компании).


ЧТО ТАКОЕ METALFX?

Как уже было сказано, Metal-FX - технология (или, как говорят разработчики, система), обеспечивающая получение различных металлических эффектов на оттисках. Теоретически все просто: на специальную краску-основу (серебряного цвета) наносятся триадные краски, придающие серебру тот или иной металлический оттенок. Всего этого, казалось бы, можно добиться и без использования данной технологии, однако без этой системы ничего не сработает.

  • Серебряная краска-основа обеспечивает существенно более выраженный металлический эффект, чем обычная серебряная офсетная краска. Простая белая бумага, покрытая краской от системы MetalFX, кажется почти металлизированной: блеск и глянец у нее намного выше, чем у серебра.

  • Краска-основа разработана таким образом, что сохраняет адгезию для других красок как в сухом, так и в сыром состоянии (что особенно важно), обеспечивая возможность печати «по сырому». Обычная серая краска даже в сухом состоянии обладает посредственной адгезией для других красок.

  • Собственный цвет серебра-основы подобран так, чтобы быть максимально нейтральным (не иметь никакой хроматической окраски и не искажать триадные цвета).

  • Триадные краски системы MetalFX обладают дополнительной адгезией к нанесенному ранее красочному слою.

  • В комплект системы MetalFX входит специальный «веер» - шкала цветового охвата металлических цветов, которые можно получить с использованием данной технологии. Теперь не надо гадать, какой металлический цвет получится, если наложить такой-то триадный цвет на такую-то краску-основу. Процесс становится прогнозируемым, а значит, из области экспериментов переходит в область промышленного использования.

  • Более того, краски системы MetalFX можно измерять обычными полиграфическим инструментами (денситометрами и спектрофотометрами): процесс печати становится еще и управляемым.

Похоже, что MetalFX сегодня - один из самых удачных способов создания разных металлических эффектов на печатном оттиске. Он же, по всей видимости, и самый экономичный, поскольку не нужно приобретать металлизированные материалы, делать штампы и тратить дорогую фольгу. Правда, для полноценной работы по этой технологии надо иметь сертификат от разработчика. А вообще, все нобходимые краски можно купить и так (хотя бы для испытаний).

[ Справка ]

Выборочное лакирование наоборот

Зачастую хороший эффект металлизации можно получить и обычными офсетными металлизированными красками. Но тут необходимо мастерство. Для того чтобы такие краски блестели, все остальное на оттиске должно быть «глубоко матовым», Решить эту задачу просто: достаточно покрыть весь оттиск, за исключением тех мест, которые должны быть «металлическими», матовым лаком. Лак должен быть качественный и обеспечивать нужный эффект. Только в этом случае удастся получить хорошо заметный металлический блеск.

Технически все вышеописанное выполнить несложно. Это почти как выборочное лакирование, только наоборот: оттиск полностью лакируется, непокрытыми остаются только те области, которые должны блестеть. Этот способ довольно эффективен, но обладает двумя существенными недостатками. Хорошо нанести матовый лак можно только при помощи трафаретной машины, а это дополнительная технологическая операция, что удорожает и удлиняет процесс. Кроме того, матовый лак - материал недешевый, а при условии почти сплошного лакирования оттиска расход его будет немалым, а это тоже повлияет на стоимость продукции. Кстати, обложка предыдущего номера «Формата» была напечатана именно таким способом.

Справка ]

Белая подкладка

Зспользование белой «подкладки» может существенным образом улучшить качество воспроизведения изображений на металлизированной основе.

Печать на металлизированном материале без использования дополнительной краски (кроющих белил) в общем случае приводит не к самому лучшему результату: изображение получается слишком прозрачным и более блестящим, чем нужно. Кроме того, его цветовой охват очень сильно сужается. Белила позволяют «скрыть» участки изображений, где блеска быть не должно, и подчеркнуть (там, где они отсутствуют) блеск областей, которые должны быть, согласно замыслу дизайнера, металлическими или светящимися . Несмотря на то, что белила не обеспечивают 100% белизны и не позволяют полностью устранить эффект металлизации материала, они существенно улучшают цветопередачу оттиска.

Сочетание белой подложки и незакрытой металлической основы дает уникальные эффекты, главное - хорошо продумать их графически. К сожалению, без экспериментов здесь не обойтись. Качество результата во многом будет зависеть от мастерства и опыта.

Создание пятого дополнительного канала для кроющих белил - основная задача при допечатной подготовке работ, которые планируется печатать на металлизированном материале. В остальном допечатная подготовка обычная и специальных навыков не требует.

рис. 1
рис. 2

Допустим, мы решили печатать что-либо на металлизированной бумаге и хотим добиться металлического эффекта, причем в сюжете он будет выборочно. Для примера возьмем изображение, в котором используются металлические детали. Исходное изображение на (рис. 1). Прежде, чем описать технологию обработки иллюстрации, несколько слов о том, что хотелось сделать. Конечно, металлическое должно блестеть, но основная трудность состояла в обработке теней и отражений на металлических поверхностях.

Теперь о порядке действий. В Adobe Photoshop сначала выделяются те области изображения, которые должны блестеть (рис. 2). Создается пятый канал, и все изображение в нем заполняется черным цветом. То есть подразумевается, что вся эта область при печати заполняется краской. Зоны, на которых должна быть имитация металлической поверхности, можно было бы заполнить белым цветом, и на них кроющая белая краска при печати не накладывалась бы. Но для придания большей объемности изображению было решено повторить передачу теней изображения на слое с белилами. Выделенные области из каналов CMYK перенесли в пятый канал (рис. 3). Далее выделенные области немного дорабатывались. Во-первых, они были значительно осветлены (рис. 4), а затем несколько притемнены края червячного винта в центре изображения (рис. 5). Последняя операция необходима для правильной передачи отражения фона на этой детали. Осветление применялось для меньшего наложения белил, это должно было придать более «металлический» вид деталям.

рис. 3
рис. 4
рис. 5

По окончании работ файл сохранен в формате DCS 2.0. При этом важно правильно указать название пятого канала. Именно под этим именем должна выступать пятая краска в программе верстки и на растровом процессоре. Использование других форматов может не дать нужного результата, DCS хоть и не удобный, но надежнее.

«Холодное» тиснение. Эта технология разработана для решения большинства проблем горячего тиснения. Вместо термоклея используется обычный холодный клей. Кстати, именно так раньше клеили сусальное золото (см. врезку). Однако от теории до практики далеко, и сделать холодное тиснение промышленной технологией получилось лишь недавно. Самой большой проблемой было создать клей, который бы довольно быстро застывал —хотя бы со скоростью термоклея (около 1 с перехода из клейкого состояния в высохшее). Такой клей получили, используя принцип работы красок с УФ-отверждением. И теперь технология выглядит следующим образом: на оттиск наносится клей (чаще всего, прямо в печатной секции, как краска), затем к оттиску прикладывается полиграфическая фольга, после чего включается источник УФ-излучения. Клей мгновенно застывает и фольгу можно снимать. В том месте, где был клей, металлические частицы прочно прилипают к оттиску.

Достоинств у технологии много: можно покрывать любые площади, не заботясь о давлении и равномерности нагрева штампа, не требуется изготавливать специальный дорогой штамп, можно создавать объекты произвольной формы, штамп для которых либо сделать нельзя, либо он будет недолговечным. Недостатков два: специальное оборудование для работы с холодным тиснением и фольга только начинают появляться на рынке. Да и надо отметить, что пока качество такой «металлизации» несколько хуже, чем у горячего тиснения, поскольку горячий штамп не только обеспечивает переход металлического слоя с фольги на бумагу, но и разглаживает его, делая поверхность зеркальной.

Присыпка (бронзирование). Это старый способ нанесения металлического порошка на оттиски. Он по-прежнему популярен благодаря очень натуральному матовому металлическому блеску. Те, кто знаком с порошковыми «серебряной» и «бронзовой» красками, которые раньше продавались в любом хозяйственном магазине, сразу поймут, что имеется в виду. Желающие могут провести небольшой эксперимент: на сырой оттиск насыпать такого порошка и стряхнуть. В местах, где краска сырая, порошок прилипнет, и когда краска высохнет, он на ней останется. Впрочем, на краске он будет держаться не очень хорошо.

[ СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО ]

Много лет назад полиграфическую продукцию украшали сусальным золотом. Это тончайшие пластины, изготовленные из драгоценного металла. Поскольку слой очень тонкий, он легко деформируется и может накладываться на разные формы. Удерживается золото специальным клеем.

Один из способов декорирования был таким: художник наносил кистью клей на определенный участок, затем покрывал оттиск тонкими листами сусального золота и прижимал. Поле того, как клей высыхал, золото снимали. В местах, где был нанесен клей, оно удерживалось, а где не был - легко удалялось. Так получался рисунок, выполненный золотом.

При профессиональном бронзировании наносится специальная высоколипкая краска, причем довольно толстым слоем. Вот к ней и прилипает порошок, и после высыхания краски держится довольно крепко. Впрочем, профессионально бронзирование в нашей стране выполняют лишь несколько типографий, так что с этим видом «металлизации» мало кому удастся столкнуться. Хотя его можно выполнить и кустарным методом, например на трафаретной машине, но это возможно лишь при очень малом тираже.

Главное достоинство этой технологии в том, что на поверхности оттиска металлическая пудра оказывается практически в чистом виде (не смешанная ни с какими лаками и связующими). Как результат - очень благородный матовый металлический блеск. Таким способом хорошо декорировать изделия, стилизованные под старину.

При производстве этой упаковки для CD использовано и декоративное тиснение фольгой, и защитное голографическое тиснение
Металлизация очень популярна в упаковке. На фото - разные эффекты получены тиснением разными видами фольги
Тиснением золотом удачно обыграно «золотое» название продукта

Металлизированная основа

Без сомнения, самый простой способ получить хороший металлический эффект - использовать запечатываемый материал, который изначально металлизирован. Таких материалов на рынке очень много, а некоторые типографии даже умеют изготавливать их сами. Эти материалы представляют собой бумагу или картон (реже полимеры), на которые тем или иным способом нанесен слой металла. Технологий нанесения множество. Самая распространенная - ламинирование, когда бумагу или картон покрывают тонким слоем полимера с напыленным на него металлом. Вот почему печать по таким материалам всегда ведется как по невпитывающей поверхности, что несколько осложняет процесс. Необходимо учитывать его особенности:

Металлизированная основа обладает ярко выраженным серым оттенком, как следствие, прямая печать на ней сильно искажает цветопередачу, а значит, цветовой тон основы надо либо учитывать при цветоделении, либо убирать. Но учесть его довольно сложно, по крайней мере для изображений, где есть света и полутона. О том, как убирать этот цветовой тон, расскажем позже.

Типовые офсетные краски прозрачны и металлизированную основу не перекрывают, а могут только ее окрасить. Этим эффектом можно воспользоваться в декоративных целях, например, если на металлизированную основу нанести желтую краску, то получится подобие золота. Окрашивание другими цветами даст другие металлические оттенки. Но это же имеет и обратную сторону - получить хорошее полутоновое изображение на металлической основе невозможно.

Печатать на металлизированном материале существенно сложнее, чем на обычной бумаге или картоне. Требуются либо специальные краски для печати по невпитывающим поверхностям (фолиевые), либо печать с УФ-отверждением.

Билеты на матч: тиснение различными видами фольги
(например, голографическими) помимо декоративных целей может обеспечивать и хороший уровень защиты от подделки
Обложка этого буклета выполнена из металлизированного полимера. Для декорирования использована офсетная печать УФ-отверждаемыми красками
Металлизированная бумага, печать УФ-отверждаемыми красками, выборочное лакирование специальными рельефными лаками - все вместе дает очень интересный результат  
 
Сложный вид тиснения: большой размер штампа, совмещение конгрева и фольги. Выглядит очень эффектно  

И то, и другое увеличит стоимость продукции.

Если необходимо печатать на металлизированной бумаге, можно выборочно нанести ярко-белую грунтующую краску в те места, где должны быть полноценные полутоновые изображения (или их части), а затем по этой краске уже печатать обычными триадными красками. Технология непростая, и хорошо реализуется только на многокрасочных печатных машинах с УФ-сушками. Можно обойтись и без УФ-отверждения, но тогда после печати белой основы оттиск нужно долго сушить, что нетехнологично.

[ возвращаясь к теме ]

Новый конструктив

В прошлом номере журнала мы подробно рассказывали про рекламные пакеты. В частности, речь шла о конструкции ручек. И вот недавно мы обнаружили пакет, конструкция ручки которого нас удивила.

У пакета на фото ручки сделаны из полупрозрачного гибкого полимерного прута. Выглядят они весьма необычно, но при этом довольно прочные. Крепеж выполнен очень оригинальным способом: ручки просто вставлены в отверстия, диаметром, очень близким к диаметру самого прута: по два отверстия в каждом месте крепления.

Трудно сказать, насколько такое крепление надежнее привычных веревочных, завязанных в узел, но все наши попытки выдернуть ручку ни к чему не привели. В то время как узлы на веревочных ручках нередко развязываются, и пакет падает. Здесь, похоже, такая ситуация исключена.

Кстати, сам пакет сделан из плотной бумаги со специальным покрытием с металлическими глиттерами, кроме того, логотип выполнен конгревным тиснением с использованием серебряной фольги - еще один способ изготовить продукцию с элементами металлизации.

В идеале металлический блеск при этой технологии самый натуральный и красивый. Не зря вся престижная этикетка и дорогая упаковка изготавливаются именно так. А если учесть еще и разнообразие материалов, которые могут быть использованы (существуют радужные, дифракционные, структурные и даже голографические металлизированные материалы), то можно смело сказать, что разнообразие получаемых эффектов безгранично.

Гибридные способы

Есть еще гибридные технологии металлизации, когда сочетаются несколько или даже сразу все описанные выше способы. Говорить об эффективности тех или иных решений бесполезно, важно понимать, что в принципе использовать сразу несколько способов возможно. Например, тиснение одной металлизированной фольгой по металлизированному же материалу вполне реально, нужно только оценить, насколько это необходимо и что хочется получить в результате.

Вот вкратце и все, что можно сказать о способах получения естественного металлического блеска на оттисках. Способов не так много, надо просто подобрать оптимальный для каждого случая. К сожалению, фото в журнале не могут полноценно проиллюстрировать разные эффекты (страницы журнала мы печатаем обычным CMYK), но немало примеров можно найти в жизни. Но всегда надо помнить, планируя изготовление продукции с «металлическими» эффектами, что любая из перечисленных технологий влияет на цену продукции, причем чем лучше результат, тем выше цена.

Мы решили дать слово и специалистам - представителям типографий, которые в своей практике используют разные технологии металлизации. Их комментарии далее в номере.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»