Практика
Применение цветовых профилей при подготовке изображений к печати

Вадим Дмитриевич Кацман,
зав. научно-
исследовательской
лабораторией лазерных
технологий в полиграфии, к. т. н., МГУП (Москва)
В прошлой статье (см. «Формат» №5-2007) мы говорили о калибровке монитора и о том, как добиться соответствия цветов экранного отображения и печатного оттиска, в том числе и с помощью цветовых профилей. Но возможности систем управления цветом на самом деле намного шире, и в данной статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся использования цветовых профилей при работе с конкретным изображением: их коррекции или цветовом преобразовании (например, из одного цветового охвата в другой).

Современные программы, с которыми работает большинство пользователей, обладают развитыми возможностями работы с профилями, но при этом не все грамотно ими распоряжаются. Из-за этого результаты, полученные при печати, сильно отличаются от ожидаемых. Крайне важно уметь грамотно распорядиться профилями: это избавит от многих проблем, связанных с погрешностями в цветопередаче. Поэтому данная статья посвящена правилам использования цветовых профилей, а именно - работе с ними в программе Adobe Photoshop CS3 (если другое не оговорено специально).

Применение цветового профиля к изображению

Сразу следует оговориться, что программа Photoshop CS3 не предназначена для создания цветовых профилей. Для этого существуют другие приложения, например, X-Rite Color Pulse или Gretag-Macbeth Eye One. Но, тем не менее, в операционной системе компьютера уже присутствует довольно большой набор профилей, загруженных либо вместе с программой Adobe Photoshop, либо с другими программными продуктами. Некоторые профили можно скачать из интернета (например, неплохие профили можно скачать с сайта www.eci.org). Лучше всего, конечно, получить профили в типографии, в которой предполагается печатать, но, к сожалению, не всегда известно, где будет размещен заказ, да и не все типографии готовы предоставлять клиентам профили.

Настройки рабочих цветовых пространств желательно выполнить до начала работы с изображениями. Для этого необходимо вызвать диалоговое окно Edit/Color Settings. Как уже отмечалось, существует множество разновидностей цветовых пространств RGB и CMYK. Какая из них будет использоваться программой по умолчанию, должно быть указано в этом окне. Соответствующие профили надо выбрать в раскрывающихся списках в группе Working Spaces («Рабочие пространства») (рис. 1). Группа опций Color Management Policies («Политики управления цветом») предназначена для того, чтобы определить, как должна поступать программа по умолчанию при открытии изображения со встроенным профилем. Возможны следующие варианты: Off, Preserve Embedded Profile, Convert to Working Space (рис. 1). Что они означают, обсудим в следующем разделе.

Рис. 1. Установка рабочих цветовых пространств и политик управления цветом в диалоге Color Settings

Рис. 2. Установка цветобезопасного режима в InDesign

Программы верстки InDesign и Illustrator предлагают практически тот же набор настроек и политик управления цветом. Однако существует одно дополнительное свойство только для цветовой модели CMYK - Preserve Numbers (Ignore Linked Profiles) («Сохранить цифровой контент»). При выборе этой опции появляется небольшая иконка в виде замка напротив строки CMYK (рис. 2). Данная политика означает, что при размещении в верстке (команда File/Place) изображений CMYK встроенный профиль будет игнорироваться и, соответственно, их цифровой контент будет сохранен (по крайней мере, в момент размещения).

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЕЙ ПО УМОЛЧАНИЮ

Современные программы работы с изображениями очень активно пользуются цветовыми профилями. В подавляющем большинстве случаев для подготовки изображений к печати используется программа Adobe Photoshop, где профили представлены в изобилии. А вот правильно ими пользоваться могут далеко не все. Но самая большая проблема в том, что на основании профилей в современных версиях построен практически весь процесс обработки изображений, если точнее, весь процесс отображения результатов обработки. Поэтому, прежде чем приступать, необходимо грамотно установить все профили, которые будут задействованы.

Зачастую же бывает совсем не так. Многие пользователи, установив программу на диск, даже не утруждаются корректно установить профили устройств. Более того, некоторые вообще используют раздел Color Settings для подбора таких профилей, при которых изображение лучше выглядит на экране. В итоге получается, что изображение на экране выглядит хорошо, а вот что будет на печати...

Существует и еще одна проблема, актуальная для отделов допечатной подготовки издательств или рекламных агентств, особенно тех, где производственная дисциплина не на самом высоком уровне. Там иногда каждый дизайнер или специалист по допечатной подготовке имеет свой комплект «любимых» профилей, которые ему кажутся наиболее удачными. Но если один оператор пользуется одним комплектом профилей, другой - другим, а вся их работа потом собирается в общее издание, тут возможны всякие цветовые вариации. Причем поиск виноватых, как правило, ни к чему не приводит. Поэтому в тех организациях, где одним проектом занимается несколько человек, необходимо следить, чтобы на всех компьютерах был одинаковый комплект профилей, и именно они были установлены в качестве рабочих.

Второй по важности вопрос, возникающий в этом случае, - какой профиль назначить изображению и как с ним (профилем) поступить при последующих открытиях файла. Если изображение будет иметь «правильный» внедренный профиль, то все отличия в установках профилей на других машинах влиять на результат уже не будут, но только в том случае, если при открытии файла оператор выберет команду «Использовать встроенный профиль». Но, во-первых, оператору свойственно ошибаться, а во-вторых, нередка ситуация, когда оператор уверен, что он знает, «как лучше». Так что дисциплина не повредит. Для примера на рисунках в справке показаны иллюстрации, в которые были внедрены разные CMYK-профили. Как это будет выглядеть на оттиске, мы не знаем, но на экране и по цифровым значениям они различаются существенно.

Пакет приложений Creative Suite - CS3 позволяет применить одни и те же цветовые настройки сразу для всех входящих в пакет приложений, включая программу верстки и даже Acrobat, что очень удобно. Чтобы воспользоваться этой возможностью откройте приложение Adobe Bridge и в меню Edit вызовите команду Creative Suite Color Settings.

В открывшемся диалоге (рис. 3) выберите из списка необходимую заготовку и нажмите кнопку Apply. Цветовые настройки будут синхронизованы для всего пакета CS3.

Команды Assign Profile и Convert to Profile

Команды, предназначенные для манипуляций с цветовыми профилями, сосредоточены в меню Edit (рис. 4). Команда Assign Profile («Присвоить профиль») позволяет назначить изображению цветовой профиль, выбрав его из списка. Команда Convert to Profile («Конвертировать в профиль») применяется для того, чтобы конвертировать изображение в цветовое пространство, описываемое заданным цветовым профилем. Различие в действии этих команд очень значительное, можно даже сказать - принципиальное. Так, присвоение профиля (рис. 5) означает, что цифровой контент изображения (собственно цифровые данные, содержащиеся в файле) не изменяется, но, в соответствии с присвоенным профилем, может измениться его цвет, причем как на экране, так и при печати.

Рис. 3. Синхронизация цветовых настроек в Adobe CS3

Рис. 4. Команды для манипуляций с цветовыми профилями в меню Edit

Рис. 5. Диалоговое окно «Присвоить профиль»

Если выбрана команда Convert to Profile (рис. 6), цифровой контент изменяется так, чтобы, насколько возможно, сохранить цвета в изображении при его выводе на устройстве, цветовые свойства которого описывает выбранный при конверсии цветовой профиль. Например, если в качестве рабочих цветовых пространств заданы Adobe RGB и Euroscale Coated (печать CMYK на мелованной бумаге), то конвертирование изображения из модели RGB в CMYK с помощью команды Edit/Mode/ CMYK полностью эквивалентно следующим настройкам команды Convert to Profile.

Рис. 6. Диалоговое окно «Конвертировать в профиль»

Установка флажка Use Black Point Compensation («Применить компенсацию черной точки») обеспечивает проецирование тонового диапазона исходного цветового пространства на полный тоновый диапазон целевого пространства, благодаря чему черные области не проявятся как серые и улучшится передача тонов в тенях. В большинстве случаев эта опция должна быть включена.

Опция «Применить сглаживание» (Use Dither) означает, что в изображение будет добавляться немного шума для сглаживания резких цветовых и тоновых переходов, которые потенциально могли бы привести к образованию видимых ложных контуров. Однако для фотоизображений реальных объектов эта опция не актуальна, поскольку в фотографиях всегда присутствует некоторое количество шума, так что флажок можно сбросить. Но для изображений, синтезированных на компьютере, таких как градиентные растяжки, флажок целесообразно установить.

Опция Flatten Image, вообще говоря, не относится к управлению цветом.

Назначение цветового профиля при открытии изображения в Adobe Photoshop

При открытии в Photoshop изображения (команда File/Open), внедренный цветовой профиль которого совпадает с профилем рабочего цветового пространства, никаких проблем не возникает. В этом случае файл открывается без изменения цифрового содержания и внешнего вида. Но так бывает далеко не всегда.

Рис. 7. Предупреждение о несоответствии профиля

Если встроенный цветовой профиль не совпадает с рабочим цветовым пространством, на экране появляется диалоговое окно Embedded Profile Mismatch («Несоответствие встроенного профиля») (рис. 7), в котором предлагается выбрать один из следующих вариантов:

  • Применить встроенный в изображение профиль. При этом сохраняется как внешний вид, так и цифровой контент изображения. После открытия изображения в заголовке окна после имени файла и названия профиля появится символ *, который будет напоминать, что цветовой профиль данного изображения не совпадает с рабочим пространством.

  • Конвертировать цифровой контент в рабочее цветовое пространство. В этом случае цифровой контент изображения будет пересчитан с учетом цветового профиля рабочего пространства так, чтобы сохранить, насколько возможно, цвета в изображении. Этот вариант следует выбирать с осторожностью: операция конверсии при открытии файла является необратимой. Adobe рекомендует выбирать этот вариант в следующих случаях:

  • Встроенный цветовой профиль является аппаратно зависимым и имеет меньший цветовой охват или тоновый диапазон, чем рабочее цветовое пространство. В этом случае при цветокоррекции мы никогда не выйдем за пределы ограниченного цветового пространства.

  • Встроенный профиль некачественный: неточно или недостаточно подробно описывает цветовое пространство или соответствует нестандартному устройству ввода, для которого, например, ахроматические цвета передаются неравными значениями R, G, B.

Вообще говоря, в последнем случае встроенный профиль все-таки может применяться, но при этом не исключены трудности редактирования изображения, поскольку профиль непривычен для пользователя.

Рис. 8. Предупреждение об отсутствии цветового профиля

  • И, наконец, есть еще вариант - игнорировать встроенный профиль, то есть, другими словами, отказаться от управления цветом и не присваивать изображению никакого профиля. Этот вариант может вызвать недоумение. Какие цвета мы увидим на экране, если с ним не ассоциируется никакой цветовой профиль? Ведь должна же программа каким-то образом определить, какой цвет соответствует тем или иным значениям RGB или CMYK. То есть с цветным изображением в любом случае необходимо связать какое-то цветовое пространство. В Photoshop этот вопрос решается достаточно предсказуемо, а именно - используется рабочее цветовое пространство. В качестве напоминания о том, что изображению не присвоен цветовой профиль, в заголовке окна появляется символ #.
    Остается рассмотреть еще один вариант: файл изображения не содержит внедренного профиля. При попытке открыть такое изображение предупреждающий диалог Missing Profile («Отсутствующий профиль») (рис. 8) предлагает следующие варианты выхода:
    1. Leave as is (don't color manage) («Оставить «как есть») означает, что воспроизведение цветов будет соответствовать профилю рабочего пространства, но формально цветовой профиль изображению не присваивается. Впрочем, его можно будет позже присвоить уже открытому изображению.

    2. Два других варианта: Assign Working Profile («Присвоить профиль рабочего пространства») или Assign Profile («Присвоить профиль из списка») - не изменяют цифровой контент, а передача цветов зависит от выбранного профиля. Заметим, что ни один из трех вариантов не предполагает конвертировать изображение.

    3. Для последнего варианта (Assign Profile) существует дополнительная опция - and then convert document to working RGB («и затем конвертировать в рабочее цветовое пространство RGB»), которая полностью эквивалентна варианту Convert to Working Space («Конвертировать в рабочее пространство») для изображений с внедренным профилем. Этот флажок целесообразно устанавливать в том случае, когда нам известен цветовой профиль источника открываемого изображения и мы хотим, чтобы цвета выглядели как в исходнике, и при этом редактировать изображение в рабочем пространстве.

Так какой же вариант следует выбирать при открытии файла изображения? В каком случае целесообразно назначить профиль, а когда изображение следует конвертировать в рабочее или другое цветовое пространство? Ответ зависит от того, с какой целью вы открываете изображение.

Если вы художник или дизайнер и работаете с изображениями, полученными со стороны, то, наверное, вам интересно сначала увидеть цвета оригинала, а уже затем вносить какие-либо изменения в файл. В этом случае целесообразно применить встроенный профиль. Если нет встроенного профиля, примените профиль рабочего пространства. При этом цифровой контент также не подвергнется изменениям.

Если же вы выступаете в роли сервисного инженера и управляете процессом печати, и у вас нет времени (или прав) выполнять ретушь, то выберите вариант Convert to Profile и укажите цветовой профиль вашего принтера.

Вместо заключения

Из всего вышесказанного можно сделать один важный вывод: современные системы Color Management и цветовые профили как их неотъемлемая часть - мощный и эффективный инструмент работы с цветными изображениями, при правильном применении которых гарантируется достойное качество цветовоспроизведения. При одном условии: с профилями необходимо обращаться аккуратно и со знанием дела.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»