|
Наталья
Лысенко,
менеджер по рекламе и PR,
типография «Арбат»
(Москва) |
Послепечатная
обработка - это важнейший технологический
этап, который завершает подготовку печатной
продукции, придает ей законченный вид и
большую ценность в глазах потребителя. Рекламные
материалы, упаковка, подарочные пакеты,
открытки, POS-материалы - качество и эффектный
внешний вид всех этих изделий помогает в
создании определенного имиджа компании,
стимулирует продажи. И поэтому важно, чтобы
все этапы производства проходили на высоком
уровне, а используемые материалы были качественными.
Завершающий этап - постпресс - требует не
меньше внимания, чем подготовка макета и
печать. Ведь если вырубка или лакирование
выполнены небрежно, можно потерять весь
тираж!
Наша компания известна клиентам и другим
типографиям как предприятие, способное
взяться за послепечатные работы любой
сложности и выполнить их. Наш парк оборудования
включает профессиональные дорогостоящие
машины с большими возможностями. Наряду
с прямыми клиентами к нам обращаются и
типографии, для которых мы тоже выполняем
послепечатные работы. Их перечень включает
все возможные виды услуг этого типа: от
вырубки, фальцовки и склейки до разных
видов тиснения, УФ-лакирования и многого
другого.
Подавляющее большинство производимой
нами продукции - изделия, требующие послепечатной
обработки. Пожалуй, исключение составляют
только самые простые листовки. Но поскольку
мы занимаемся в основном выпуском представительской
продукции, для которой очень важен внешний
вид, то просто печатью и резкой дело не
ограничивается. На самом деле, эффектное
изделие не обязательно обходится дорого
- например, вырубка неожиданной формы
уже способна привлечь внимание. Но многие
способы декорирования для достижения нужного
результата все же требуют затрат. Здесь
все определяется, во-первых, задумкой
дизайнера - тем, какими способами он решает
заинтересовать зрителей/получателей. Второй,
тоже немаловажный фактор - как ваша компания
хочет заявить о себе. Если стоит задача
позиционировать себя как солидную фирму,
предлагающую элитные товары и услуги,
можно подчеркнуть это дизайном и отделкой
рекламной продукции: выбрать дорогие материалы,
заказать богатую отделку. Мы можем гарантировать,
что с нашей стороны работа будет выполнена
на достойном уровне.
|
|
Эти яркие и красочные изделия использовались
в рекламной кампании. Их можно развесить
или расставить в торговом зале или
другом помещении, использовать в качестве
открыток - они всегда привлекут внимание |
С помощью вырубки, лакирования,
тиснения фольгой можно оформить открытку,
рекламную листовку, POS-материалы
таким образом, что ваши потенциальные
клиенты обязательно захотят рассмотреть
их ближе |
Конечно, если клиент решает ограничить
бюджет, у него есть такая возможность.
Например, ламинацию можно заменить глянцевым
УФ-лакированием, тиснение фольгой - печатью
серебром. Мы всегда готовы дать консультации
и что-то посоветовать, поскольку понимаем:
далеко не всегда дизайнер достаточно хорошо
знаком с тонкостями полиграфического производства,
его ограничениями и возможностями.
Хотелось бы немного подробнее рассказать
о видах послепечатной обработки.
Каширование - это приклеивание запечатанного
листа (лайнера) к плотной основе (например,
картону). Таким образом можно в одном
изделии совместить яркость и насыщенность
красок, достижимые только на офсетном
оттиске, и прочность картона, прямая печать
по которому не дала бы того же результата.
Ламинирование, то есть припрессовка прозрачной
пленки, защищает изделие от внешних воздействий,
делает его более плотным и придает блеск
(впрочем, пленка может быть и матовой).
Толщина пленок может быть разной.
|
|
Эти необычные изделия
- часть грамотно спланированной рекламной
кампании. Заготовки сложной формы
складываются в головные уборы,
которые держат форму благодаря наличию
специальных прорезей |
Фольгирование - нанесение фольги на бумагу
или картон. Таким способом декорируют
многие изделия: от визиток, флаеров и
приглашений до дипломов.
Тиснение фольгой представляет собой нанесение
металлической фольги в виде текстов, орнаментов
или элементов изображения, создающее эффект
позолоченной или серебреной поверхности.
Помимо наиболее привычных - золотой и
серебряной - используется цветная металлизированная
фольга: красная, зеленая, синяя, желтая
и т. д. Очень необычно выглядит голографическая
фольга.
Популярность такого способа послепечатной
обработки, как тиснение, всегда была велика,
и это вполне понятно. Оно создает на поверхности
рельеф.
|
|
Воблер с оригинальной вырубкой и
ручной приклейкой ножки и скотча |
Упаковка для мини-DVD |
Блинтовое («слепое») тиснение «вдавливает»
какую-то часть поверхности внутрь, а конгревное,
наоборот, «поднимает» его. Оба способа
можно выполнять совместно с покрытием
фольгой.
Часто буклеты, флаеры или каталоги имеют
отрывной купон. Он может представлять
собой визитку, давать право на скидку
или каким-то образом помогать в воплощении
дизайнерской идеи. По специально нанесенным
отверстиям его легко оторвать. А наносятся
такие отверстия при помощи специальных
перфорационных ножей. Этот процесс называется
перфорацией.
Часто в дизайнерском макете углы изделия
задуманы скругленными. Мы осуществляем
кругление углов любым радиусом.
Богатые возможности дает вырубка. Изделию
можно придать любую форму (а в сочетании
с биговкой можно получить очень привлекательные
экземпляры), причем круг материалов, пригодных
для вырубки, очень широк: бумага, картон,
пластик, кожа.
|
|
Очень интересный диджипак:
для него самого выполнялось глянцевое
лакирование; дополнительно была создана
стильная упаковка из флокированной
(«бархатной») бумаги, которая завязывается
на ленточку |
Нанесение разных видов лаков тоже помогает
«облагородить» печатную продукцию. Грамотный
выбор сюжета для лакирования - задача
дизайнера, и хорошо, если он знает не
только о существовании глянцевого и глиттерного
лаков, но и о текстурном лаке, о возможностях
выборочного лакирования. А работать над
адекватной передачей его идеи уже будем
мы.
Видовое разнообразие нашей продукции
очень велико. В дизайне любого печатного
изделия можно предусмотреть послепечатную
обработку. Выявить какие-то общие тенденции
очень сложно, поскольку заказов много,
и каждый заказчик старается придумать
и с нашей помощью воплотить что-то особенное.
Мы постоянно стараемся усовершенствовать
свой технологический процесс. В частности,
у нас работает оборудование для автоматической
приклейки треев в диджипаки; недавно появилась
автоматизированная линия по производству
упаковки, так что теперь мы имеем возможность
активно развивать и это направление.
|
|
Футляр из картона декорирован фольгой;
есть пластиковое окошко, через которое
виден сам диджипак |
В данном случае послепечатная обработка
достаточно проста (конечно, для такого
вида изделия, как диджипак), но очень
интересна сама печать, поэтому мы
решили продемонстрировать и этот образец.
Печать выполнялась по металлизированному
картону фолиевыми красками, с которыми
работают немногие типографии |
Однако техника по-прежнему не может выполнить
некоторые операции, поэтому очень многие
наши заказы требуют привлечения ручного
труда: завязывание ленточек, приклеивание
ножки и скотча к воблерам, сложная сборка
или фальцовка, завязывание веревочек на
ярлыки. Техника помогает упростить и ускорить
выполнение таких работ, но полностью заменить
человека пока не может.
|
|
Фигура Наполеона поднята над плоскостью
конгревным тиснением и глянцевым выборочным
УФ-лакированием. Текст и рамка — тиснение
фольгой |
Стильный вариант оформления: вырубка
оригинальным штампом внутри и снаружи
диджипака, тиснение голографической
фольгой |
Немаловажный аспект - доставка готовой
продукции. Поскольку очень часто она представляет
собой уже собранные, объемные изделия,
при транспортировке очень важно обеспечить
сохранность тиража. Поэтому мы придаем
большое значение упаковке. Ничего не должно
помяться, деформироваться или сломаться.
Ведь по-настоящему эксклюзивное изделие
заслуживает по-настоящему королевского
обращения!
|
|
Необычное изделие, представляющее
собой «почти настоящий» телефон |
Сплошное глянцевое лакирование и
выборочно нанесенный глиттерный лак |
ВЫСЕЧКА И ВЫРУБКА: ЧТО ЕСТЬ ЧТО?
Эти
два термина уже настолько прочно
закрепились в лексиконе полиграфистов,
что и объяснять, казалось бы, ничего
не нужно. Но, изучив веб-сайты типографий,
мы увидели, что полной ясности нет.
Причина вполне понятна: оба термина
обозначают, по сути, одно и то же
- придание полиграфической продукции
сложной формы. Но в каком случае
какой термин корректнее?
Существуют две технологии. В первом
случае одиночный лист подается в
зону обработки, где на него давит
специальный штамп с ножами, который
вырезает изделия по сложному контуру,
прорезает окна, пазы, наносит перфорацию
и т. д. Во втором случае обработке
подвергается сразу целая стопа полуфабрикатов,
которую специальным устройством
продавливают через тяжелый литой
нож замкнутой формы. Внешняя часть
полуфабриката отрезается, а внутренняя
приобретает нужные очертания. Одно
из главных отличий этих двух способов
обработки в том, что во втором случае
возможна только обработка изделия
по внешнему контуру; прорезать окна,
пазы, а также перфорировать таким
способом не получится. Одинаковы
эти виды обработки или нет - вопрос
не такой простой. С точки зрения
полиграфической технологии это разные
процессы. Но в английском языке
оба имеют одно и то же название:
die-cutting. Да и результаты зачастую
одинаковы. Так что в ряде случаев
можно считать эти процессы идентичными.
В этом случае термины равноправны.
Все это и вызывает большую путаницу.
Если принять за основу смысловую
составляющую терминов, разобраться
можно. «Рубить» в русском языке
означает воздействовать тяжелым
режущим инструментом (например,
топором). «Сечь» больше подходит
к более тонким и легким режущим
инструментам. Поэтому термином «вырубка»
все же следует называть обработку
стопы тяжелыми литыми штампами,
а «высечка» - полистную обработку.
Тогда терминологических проблем
не будет. Впрочем, и здесь есть
сложности. При производстве изделий
из картона или гофрокартона приходится
использовать большие и тяжелые наборные
штампы, и тогда даже при полистной
обработке уместнее говорить о вырубке,
а не о высечке.
Использование того или иного термина
может определяться разными правилами,
причем взаимоисключающими. В большинстве
случаев правильнее говорить «вырубка»
при изготовлении больших изделий
из картона или гофрокартона, и «высечка»
- при изготовлении легкой малоформатной
продукции (например, этикеток).
Но и это еще не все: при использовании
самоклеящихся материалов зачастую
требуется прорезать рабочий слой
только до половины (не затрагивая
подложку). Такой технологический
процесс принято называть надсечкой.
В идеале можно было бы взять пример
с англоговорящих стран и оставить
в обиходе один термин (лучше «вырубка»),
но это уже не в нашей власти.
|
|
|
Строгий и сдержанный дизайн удачно
оживляет выборочное глянцевое лакирование |
Конгревное тиснение золотой фольгой
превращает рекламный буклет в роскошное
изделие |
|
|
Отделка - матовая ламинация. Интересен
способ скрепления: используются болты.
Блок собран из листов обычной бумаги
и кальки (меньшего формата). Последние
выполняют роль разделителей |
Еще один образец декорирования продукции
при помощи глиттерного лака |
|