|
Марсель Шарифуллин,
директор,
«Типография МГУ»
(Москва) |
Ситуация на рынке К
идеи этой статьи меня подтолкнули руководители
типографий, ищущие пути развития своего
бизнеса. Понятно, что свободные средства
лучше вкладывать в те направления, где
конкуренция меньше. Об одной из таких
рыночных ниш - производстве книг в твердом
переплете (КТП) - и пойдет речь далее.
На специализированном оборудовании для
изготовления КТП можно производить и другие
виды востребованной рынком продукции:
прошитые на нитку книги в мягком переплете,
разнообразные планшеты, клееные коробки,
папки-скоросшиватели, сувениры и другую
продукцию из картона. Прежде чем перейти
к технологическим вопросам, коснемся ситуации
с книжным производством в России на сегодняшний
день.
По данным Министерства печати, общий
тираж книг в 2005 г. составлял около 730
млн. экз., а количество наименований книг
и брошюр - более 80 тыс. Четверть совокупного
тиража книг приходится на четыре крупнейших
издательства: «АСТ», «Дрофа», «Просвещение»
и «Эксмо-Пресс». Причем тенденции таковы,
что растет доля частного сектора среди
издателей, и все большую часть на себя
перетягивают мелкие издательства. Такая
же ситуация и с полиграфическими предприятиями:
если раньше книгами в твердом переплете
занимались лишь крупные ФГУП (Федеральные
государственные унитарные предприятия),
то сейчас все больше частных типографий
тоже печатают книги. Если в советские
времена львиная доля книжной продукции
приходилась на научные и учебно-методические
издания, то сейчас они составляют всего
40% совокупного тиража, а остальное приходится
на долю книг и журналов развлекательного
характера. Такая продукция более прибыльна
и представляет больший интерес для частных
типографий. Определенные изменения происходят
и с тиражами изданий. Число наименований
выпускаемых книг неуклонно растет и давно
превысило рекорды советского времени,
тогда как общее количество выпускаемых
книг практически остается на месте, что
ведет к существенному сокращению тиражей
книг. По данным начальника управления
полиграфии Минпечати Е. Марголина 47%
книг имеют тираж до 5 тыс. экз., 36% -
от 5 до 10 тыс. экз. и менее 10% - от
10 до 20 тыс. экз.
|
|
Рис 1. Различные типы книг, выпускаемых
в России |
Рис 2. Конструкция
книги в переплете №7;
1 - переплетные сторонки;
2 - корешок; 3 - покровный материал;
4 - форзацы;
5 - книжный блок |
Все это не может не отражаться на типографиях,
выполняющих такие заказы. Страдают и печатные
участки (для рулонной печати маленькие
тиражи очень невыгодны), и переплетные
производства (переналадки на новый формат
и толщину на больших поточных линиях неэффективны).
Возникают дополнительные требования к
полиграфической технике, приходится менять
технологию производства книжной продукции.
Если говорить о крупных комбинатах, то
книгопечатание уходит из столицы: из 12
крупнейших книжных типографий только три
«прописаны» в Москве. Конкуренция приводит
к сокращению количества крупных игроков
на российском рынке книгоиздания.
Вообще, если говорить о рентабельности
в книжном бизнесе, надо сразу сказать,
что с этим у больших предприятий и издательств
не очень хорошо. Основная доля прибыли
попадает к распространителям и книготорговцам.
А издатели, которые и так довольствуются
малым, вынуждены «душить» типографии,
в которых печатают их книги. Последние,
в свою очередь, еле-еле сводят концы с
концами и не имеют возможности откладывать
средства на обновление и поддержание в
надлежащем состоянии своего парка оборудования.
На российских предприятиях преобладает
оборудование 20–25-летней давности (сейчас
в базе системы Минпечати стоят на вооружении
690 подобных печатных машин), отработавших
по два-три своих ресурса. Разумеется,
так не может продолжаться до бесконечности,
и классические книги в твердом переплете
постепенно вытесняются с прилавков магазинов
более простой в изготовлении книжной продукцией
в мягких обложках.
К сожалению, этот процесс необратим,
так как для создания серьезного производства
книг в твердом переплете требуются автоматизированные
поточные линии - высокопроизводительные
рулонные печатные машины отечественного
(Рыбинский комбинат), индийского (Manugraf,
TPH, Grafitek и др.), американского (Goss)
или немецкого (КБА, MAN Roland) производства
плюс автоматизированные переплетные машины
Kolbus в сочетании с проклеечными линиями
Zigloch (сейчас они объединены в одну
фирму). Либо аналогичное переплетное оборудование
Muller Martini и проклеечные линии Smyth.
Даже по названиям этих производителей
понятно, что инвестиции в подобное производство
составят миллионы, а то и десятки миллионов
долларов. Думается такие проекты в России
в ближайшее время не реализуемы, так как
низкая рентабельность многотиражного производства
КТП и долгий срок окупаемости охлаждает
пыл инвесторов.
Производственные мощности по изготовлению
КТП падают, количество книг уменьшается,
но по законам рынка это должно увеличивать
на него спрос. Если ФГУП загнали себя
в патовую ситуацию с распространителями
продукции, то это еще не значит, что бизнес
по производству КТП неэффективен. Возникла
великолепная рыночная ниша для производства
книг небольшими тиражами, как правило,
размещаемыми в типографиях рекламными
агентствами и конечными клиентами. Отсутствие
лишних распространителей продукции здесь
благотворно сказывается на прибыли типографии.
Дополнительным рыночным стимулом для тех,
кто решил связать себя с производством
КТП и папок-скоросшивателей, является
закрытость этого бизнеса. Недостаток информации
и бытующее среди многих мнение, что такое
производство должно быть очень сложным
и изобиловать большим количеством уникальной
дорогостоящей техники, сокращает чисто
конкурентов в этом сегменте рынка.
На самом деле с оборудованием и технологией
все обстоит значительно проще. Ведь наряду
с вышеназванными автоматизированными производственными
линиями Kolbus-Zigloch, Muller Martini
и Smyth существуют комплексы пооперационного
оборудования, размещаемые на площади 70–100
м2, на которых можно производить по 200-300
книг/ч.
Наиболее известные производителей полных
комплексов пооперационного оборудования
- Schmedt (Германия) и Zechini (Италия).
Учитывая, что автор лучше всего знаком
с оборудованием Zechini, дальнейшие примеры
построения производственных комплексов
будем строить на базе итальянкой техники.
Технология изготовления
книг в твердом переплете
На
сегодняшний день существует девять типов
книжного переплета. Они показаны на рис.
1. Первые четыре типа относятся к брошюрам
и книгам в мягкой обложке, а остальные
- к изданиям в твердом переплете. Наибольшее
распространение в мире получил книжный
переплет тип №7 благодаря его высокой
технологичности изготовления и хорошим
потребительским качествам (рис. 2).
Как видно из рисунка, книга - это сложный
продукт, для производства которого требуется
большое количество технологических операций.
Вот их краткий перечень, разбитый на четыре
группы:
- Изготовление книжного блока: печать,
разрезка, фальцовка, приклейка форзацев
к тетрадям (при необходимости), подборка
тетрадей, шитье блоков нитками.
- Обработка книжного блока: прессование,
трехсторонняя обрезка, кругление корешка,
приклейка корешкового материала.
- Изготовление переплетных крышек:
раскрой картона и переплетного материала,
нанесение клея на покровный материал,
сборка крышек, загибка кантов крышек,
каландрирование (прессование) крышек,
тиснение, кругление корешка крышки.
- Изготовление книги: вставка блока
в крышку, прессование книги, штриховка,
прочее (суперобложка, упаковка).
Теперь раскроем технологию производства
КТП немного подробнее.
Печать и фальцовка
Вообще
печатать книги лучше всего на рулонной
машине, тогда на выходе получаются 10-30
тыс. сфальцованных тетрадей в час. Но
при организации нового небольшого книжного
бизнеса говорить о рулонной печати не
приходится. В лучшем случае печать будет
производиться на листовых офсетных машинах
большого или среднего формата. В этом
случае печатные оттиски нуждаются в последующей
фальцовке. Фальцевальные аппараты делятся
на кассетные (лист складывается за счет
ограничения в продольном движения листа,
образования складки и протягивания далее
листа между валиками) и ножевые (лист
складывает за счет проталкивания его между
вращающимися ролика вертикально движущимся
ножом). Преимущества кассетных ФА - высокая
скорость работы. Преимущества ножевых
секций ФА - большая точность работы на
толстых материалах. Поэтому оптимальной
будет фальцмашина, которая содержит несколько
кассетных и одну-две завершающих ножевых
секций. Для типографий с офсетной машиной
формата А1 (1020х720 мм) необходим четырехмодульный
фальцаппарат, для среднеформатных оттисков
достаточно трех фальевальных модулей.
Изготовление книжного блока
После
того как получены все необходимые тетради,
они скрепляются в единый книжный блок.
Есть несколько способов такого скрепления:
шитье нитками, клеевой, на проволоку.
Но для того чтобы книги имели хорошую
раскрываемость и были долговечными, лучше
всего подходит шитье нитками. Есть еще
относительно новый вид шитья термонитями,
когда в линию к фальцаппарату ставится
приставка, которая сшивает получившиеся
тетради полимерными нитями. Но такое оборудование
стоит дорого, а сшитые тетради еще необходимо
скрепить между собой.
Наиболее универсальный и экономичный
по используемым расходным материалам,
а также наиболее прочный тип скрепления
осуществляется на ниткошвейных машинах.
Относительно недорогие ручные и полуавтоматические
ниткошвейные машины производят фирмы Purlux
(SX-01), КиевПолиграфМаш (БНШ-6) и Zechini
(Smyth Freccia). Последняя модель дороже
остальных, но отличается самой высокой
надежностью и стабильностью работы. Кроме
этого, только Smyth Freccia работает с
любыми типами тетрадей (со шлейфом или
без) и производит шитье на марлю и автоматическую
проклейку тетрадей.
Подборка тетрадей осуществляется вручную
оператором в процессе их загрузки в ниткошвейную
машину.
Для объемных книг, в целях придания им
лучшего внешнего вида и лучшей раскрываемости,
книжный блок должен иметь полукруглый
профиль. В специализированных машинах
кругление осуществляется подвижной колодкой
с диапазоном хода 90 градусов.
После сшивки и кругления книжный блок
подрезается в трех- или одноножевой резальной
машине и выдерживается некоторое время
в книжном прессе. При необходимости осуществляется
приклейка к блоку форзацев и корешкового
материала вручную либо с помощью специализированного
оборудования.
Переплетная крышка
Следующим
шагом на пути получения книги в твердом
переплете, после изготовления блока, является
изготовление переплетной крышки. В качестве
основы переплета №7 выступают две боковые
картонные сторонки и одна корешковая (отстав),
на которые наклеивается покровный материал:
ламинированная бумага, бумвинил, балакрон
или другой синтетический, тканый или кожаный
материал. Для раскроя картона и покровного
материала может использоваться обычный
резак, тигельный пресс или специальная
раскроечная машина.
Для автоматизации процесса сборки переплетных
крышек можно использовать либо три отдельные
машины для проклейки покровного материала
(Zechini Record), укладки сторонок и загибки
кромок (Zechini Rimbo) и опрессовки полученной
крышки (Zechini Ottima), либо одну комбинированную
крышкоделательную машину (Zechini Roby
Junior). В первом случае оборудование
будет дешевле, но потребуется три оператора
и больше рабочей площади, во втором -
техника дороже, но достаточно одного человека
и выше производительность: 300 против
150 циклов в час.
Кругление переплетной крышки осуществляется
в машине Zechini Beta за один цикл с помощью
колодки, совершающей вертикально-поступательное
движение. Облагородить крышку можно с
помощью припрессовки фольги или блинтового
тиснения.
Сборка книги
Итак,
в результате выполненных операций у нас
имеются две детали: книжный блок и переплетная
крышка. Сложность этапа сборки заключается
в том, что одновременно требуются и высокая
точность, и прочность скрепления. Есть
несколько вариантов его реализации. Автоматическую
машину с подачей блока и крышки мы не
рассматриваем из-за высокой цены. Наиболее
эффективной, на наш взгляд, будет полуавтоматическая
машина Zechini Gamma, которая только проклеивает
блок по форзацу, а подача крышки и ее
центровка производятся вручную. Полуавтомат
от Schmedt (Praleg) требует меньше ручного
труда оператора, но он вдвое дороже и
не имеет упоров для фиксации книжного
блока в момент проклейки, что иногда вынуждает
оператора вручную переклеивать книги.
После соединения крышки и блока, для
лучшего скрепления и хорошего внешнего
вида, книги необходимо выдержать под давлением.
Для этого применяются механические, электромеханические
и гидравлические прессы. Наиболее дешевы
винтовые прессы с ручным приводом, но
они неудобны и не обеспечивают постоянства
давления по мере усадки материала. Электромеханические
и гидравлические машины осуществляют обжим
в соответствии с установленной величиной
и длительностью выдержки. При больших
объемах выпуска эффективны двойные прессы,
работающие в безостановочном режиме: одна
из стоп выстаивается под давлением, пока
набирается другая.
Для лучшей раскрываемости книги необходимо
выполнить штриховку, то есть создать узкие
продавленные полоски вдоль корешка у самого
края обложки. Машины для штриховки работают
с помощью плоского ножа, прикладываемого
к книге, или диска, прокатывающегося вдоль
корешка книги. Оператор задает температуру
нагрева, силу и продолжительность давления.
Заключение
Далеко
не каждое предприятие предлагает услуги
по производству высококачественных книг
и брошюр с прошивкой блоков нитками. Типография,
освоившая эту технологию, может выполнять
и такие сложные заказы, как печать дорогостоящих
высококачественных альбомов или банковских
отчетов для крупных фирм.
Кроме книг в твердом переплете и сшивки
блоков для брошюр, соответствующее оборудование
можно использовать для производства записных
книжек и блокнотов, папок, игровых досок,
планшетов, картонных коробок, оклеенных
бумагой, и другой продукции, востребованной
в своем сегменте. Такие вещи производят
немногие компании. Чтобы увеличить производительность
в этом сегменте, в дальнейшем можно дополнить
вышеприведенный комплекс оборудованием
для изготовления алфавитных индексов,
установки пикколо (отверстий с металлическим
армированием), биговки корешка и приклепки
кольцевого механизма папок-скоросшивателей.
В заключение, хочется еще раз повторить,
что производство книг в твердом переплете
- не такой уж дорогой и сложный процесс.
Итальянская техника Zechini, приведенная
здесь в качестве примера, является универсальной.
С ее помощью можно выпускать как «бюджетные»
книги на потоке, так и высококачественные
иллюстрированные издания в небольших количествах.
Оно достаточно хорошо себя зарекомендовало
во многих типографиях России.
|